Моя педагогическая философия

Борисова Екатерина Сергеевна

эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_esse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, - потратить жизнь на дело, которое переживет вас.

Уильям Джеймс

По – разному приходят в образовательные учреждения учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического  вуза – всего только документ на право приобщения к большому и  необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.  

Ведь именно благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

В процессе моего становления в роли учителя я  определила для себя следующие педагогические  задачи, которые и решаю каждый день:

  • Учить учащихся быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
  • Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
  • Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  • Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
  • Моя практическая задача – привести роман ученика с физикой  к счастливому продолжению.
  • Подготовить выпускников, обладающих  глубокими знаниями, широким кругозором и  умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.

Ставя перед собой задачу, добиться возникновения у учащихся познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:

- через содержание учебного материала;

- через организацию учебной деятельности учащихся.

 Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с привлечением внимания к логической стройности физических теорий, экспериментальным доказательством выдвинутых идей,  с показом прогнозирующей роли научных, в том числе, физических задач важного практического содержания, с использованием литературы и других художественных произведений.

   Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися физических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; проведение домашних физических опытов; изучение первоисточников и их анализ; организация физических эстафет и путешествий; уроков-конференций, семинаров и диспутов; физических вечеров, театрализованных спектаклей и КВН.

 Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных  положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Приемы, методы и средства должны быть разнообразными, только тогда будет поддерживаться постоянный интерес учащихся к открытию нового. Предлагаемые мною учащимся задания должны быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными. Нет ни одного ребёнка  идентичного другому или группе. У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотиваций, когнитивной организации, опыта и желания работать. Поэтому при изучении физики в старших классах повышается необходимость в индивидуальном и дифференцированном подходе.

Считаю, что применение в современном учебном процессе интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, обеспечивает развитие личности ребенка, практическое осмысление полученных знаний и умений по физике в практико-ориентированном образовательном процессе и социализацию выпускников.

Качество знаний, умений и навыков учащихся зависит во многом не только от методов и приемов обучения, но и от структуры и форм организации учебной деятельности, мотивационного аспекта и потребности в получении практических знаний.

Учителем физики работаю я сравнительно недавно, но меня постоянно волнует вопрос совершенствования своего педагогического мастерства, стремление сделать изучение физики практически осмысленным и необходимым детям.

Стараюсь в каждый урок внести что-то интересное, необычное, разнообразное и неожиданное, а ученики  удивляются, делают для себя открытия, через которые видят важность и практическое значение своих знаний.  

Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках физики могут служить отрывки из произведений художественной литературы. Изучая в Х  классе относительность механического движения, привожу стихотворение А.С.Пушкина «Движения».

  Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

  Другой смолчал и стал пред ним ходить.

  Сильнее бы не мог он возразить;

  Хвалили все ответ замысловатый,

  Но, господа, забавный случай сей.

  Другой пример на память мне приходит:

  Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

  Однако ж прав упрямый Галлилей.                  

Например, при изучении темы «Геометрическая оптика» учащиеся читают стихотворение А. Блока, С. Маршака:

А. Блок

  Шар раскаленный, золотой

  Пошлет в пространство луч огромный,

  Длинный конус тени темной

  В пространство бросит шар другой

  Сей конус – наша ночь земная…

С. Маршак

  Горит, как хвост павлиний,

  Каких цветов в нем нет!

  Лиловый, красный, синий,

  Зеленый, желтый цвет.

  Смотрю – и что в моих глазах?

  В фигурах, разных и звездах

  Сапфиры, яхонты, топазы,

  И изумруды и алмазы,

  И аметисты и жемчуг,

  И перламутр – все вижу вдруг!

  Лишь сделаю рукой движенье –

  И новое в глазах явление!

Использую произведения художественной литературы, рассказывая ребятам об ученых – физиках (Д. Данин «Нильс Бор», Я. Голованов «Этюды об ученых», И. Эренбург «Люди, годы, жизнь»).

Изучая передовой опыт учителей страны, использую на своих уроках предлагаемые ими методы и формы, так, например, при изучении темы «Теплообмен» привожу примеры задач из серии «Шерлок Холмс».

1. Придя в гости, Ш. Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он.

Что позволило ему это сказать?

2. «Блины, вкусные тогда, когда они горячие», - сказала хозяйка, приглашая Ш. Холмса к столу. «Чтобы они больше оставались горячими, продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. Прошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан этот совет? И т.д.

Таким образом, не только при изучении данного материала, но и при опросе можно привлекать отрывки из произведений художественной литературы. Эти отрывки могут играть роль качественных задач или контрольных вопросов. Например, при повторении темы «Электрический ток» учащихся прошу объяснить деду Митрию (рассказ К. Паустовского «Подарок»), что такое электрический ток: «Ты мне про лесничего не говори… Лесничий - мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом токе себе пищу готовил.    

Может это быть или нет?

– Может – ответил Рувин.

– Может, может! – передразнил его дед – а ты этот электрический ток видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»

Рассказывая о заряде, привожу слова Алисы из сказки «Алиса в стране кривых зеркал»: «Ты видела кота с улыбкой, а улыбку без кота?». Ребята легко запоминают, что тело без заряда существует, а заряд без тела – нет. Очень помогает использованию элементов гуманизации физики на уроках книга К. В. Власовой «Мир фантастики и приключений на уроках физики».

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают  удовлетворение от самого процесса труда. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.

Дети любят играть. Почему бы эту любовь ни использовать при обучении? Игры могут быть самыми разными и применяться для различных целей. Игра позволяет такое скучное и пугающее детей задание как опрос изученного материала превратить в интересное приключение, необыкновенное путешествие, увлекательное, весёлое соревнование. Можно применить урок-игру или включить в урок только небольшие элементы игры, всё равно это всегда заинтересовывает ребят, раскрепощает их, заставляет думать, самостоятельно искать ответ, не боясь ошибиться. Я применяю элементы игры на разных уроках при повторении, при закреплении, при решении задач. Например, при повторении темы «МКТ» - игру «Ромашка», в 10 классе при повторении темы «Электромагнитная индукция» - аукцион, при изучении темы «Электростатика» - игру с использованием кроссвордов, не только предлагаемых учителем,  но и составленных самими учениками.      Понимая, что важно будоражить воображение и мышление ребят, заставлять их думать,  высказывать свою точку зрения, обосновывать выводы, в проведение уроков включаю технические диктанты, «мозговые атаки», «аукционы идей»,  пресс - конференции,  конкурсы, викторины, КВН, деловые игры.

Необъятные возможности для активизации мышления и заинтересованности дают внеклассные мероприятия и факультативные занятия.

Факультативные занятия значительно расширяют рамки программы, позволяет привлечь большое количество дополнительного материла, новых научных знаний; позволяет создавать различные гипотезы и предположения самим учащимся. Факультативные занятия позволяют учителю значительно расширить и рамки обычного урока, например, учащиеся, посещающие факультатив, делают доклады, сообщения об интересных научных фактах, научных спорах, гипотезах и т.д. на уроке для всех остальных, расширяя  их кругозор.

Обычно, внеклассные мероприятия заинтересовывают и привлекают даже тех ребят, которые не проявляют особого интереса к урокам физики. Формы внеклассных мероприятий, применяемых мной, разнообразны: от простых игр типа «Что? Где? Когда?» до театрализованных представлений. Интересны мероприятия с историческим уклоном, потому что на уроке обычно не остается времени для изучения истории открытия, жизни и деятельности ученых. Мною разработанные внеклассные мероприятия: «Суд над ядерной энергией», «История радиоактивности» , они интересны фактическим материалом:  в них много музыки, опытов, экспериментов, викторин, конкурсов.

Для слабоподготовленных учащихся такие вечера могут стать первыми шагами на пути к овладению физикой. Участие в них вызывает интерес к следующей теме, в конце которой также состоится соревнование, где они захотят выступить лучше, чем на предшествующем,  принести команде больше очков. Такие вечера служат дополнительными средствами оживления учебного материала. Наши наблюдения показали, что вечера-соревнования проходят при максимальной активности умственной деятельности учащихся; они все без исключения стремятся понять и осмыслить конкурсные задания. Большинство учащихся мысленно дают ответы, затем сравнивают свое мнение с ответом выступающего, ожидают и заслушивают с большим интересом рецензию жюри и те пояснения, которые дает учитель к ответу, проверяют себя, возвращаясь еще раз к конкурсным заданиям и к ответам на них, что способствует дальнейшему углублению знаний,  особенно для тех учащихся, которые по каким-то причинам не сумели добиться этого на уроках.

В этот период решается ряд воспитательных задач. Учащимся известно, что успех соревнования зависит от слаженности в работе команды. Так рождаются новые связующие нити в дружбе, коллективизме, товариществе. Таким образом, вечера-соревнования становятся итогом большой творческой и воспитательной работы всего коллектива; они способствуют развитию у учащихся чувства ответственности за порученное дело, повышают их желание достигнуть того уровня знаний, который может обеспечить помощь своему товарищу во время состязания.

 «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.