Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми всегда интересна и трудна. В своей статье хотелось поделиться работой с такими детьми, каких результатов мы достигли. Ведь все дети талантливы и неповторимы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_odarennye_deti.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Н. Ушакова,

учитель физики,

                   Курчатов, «Гимназия №1»

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения

в работе с одаренными детьми.

Сегодня все чаще педагоги задаются вопросами, какую роль должна играть школа и какой она должна быть в 21 веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Что нужно современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых экономических условиях?

Возникает необходимость в новой парадигме образования: ученик – предметно-информационная среда  – учитель. И целесообразным решением этой проблемы становится использование в работе учителя новых образовательных, педагогических и информационных технологий. Учителями, наиболее часто употребляются проблемная, проектная, модульная, модульно-блочная технологии, технологии разноуровневого обучения и другие. Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. И если данные технологии интегрированы в той или иной степени между собой в учебном процессе, то постепенно, вытесняя традиционные методы и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку выпускника школы 21 века. 

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 
Какого же ребёнка считать одарённым?

 Вообще существует две крайние точки зрения:
1. Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
В настоящее время одарёнными принято считать:

- детей с интеллектом выше среднего;

- детей с высоким уровнем творческих способностей;

- детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
          Выделяют следующие виды одарённости:
- Одарённость в практической деятельности; 
- Одарённость в познавательной деятельности;

- Одарённость в художественно-эстетической деятельности;

- Одарённость в коммуникативной деятельности;

- Одарённость в духовно-ценностной деятельности. 

«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. 

Задачи, стоящие перед учителями:

- своевременное выявление одарённых детей;

- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными  детьми. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации. Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.

Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. В современном мире есть достаточное количество источников информации и интернет-порталов, где постоянно идет обмен опытом. В прошлом году принимала участие во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме: «Педагогический подход к одаренным детям в современных условиях: выявление и сопровождение одаренных детей».

В своей работе я использую различные виды работ с одаренными детьми: это  индивидуальная работа на уроке, работа детского объединения «Физика для всех» и элективные курсы по выбору. Привлечение интереса к предмету начинается с начальной школы. В рамках работы детского объединения с семиклассниками мы проводим уроки занимательной физики и физические опыты для детей, пробуют изготовить простейшие модели и приборы. В прошлом учебном году в рамках сотрудничества с Междисциплинарным Нанотехнологическим центром при КГУ мои обучающиеся не только прослушали элективный курс «Нанотехнология и наноматериалы», но и провели самостоятельные исследования на зондовом сканирующем микроскопе. Мы приняли участие в открытии центра, где Кузьмина Анна выступала с работой «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека». Кроме этого,  Воронцова Ольга и Важенина Алина приняли участие во II областном конкурсе научных работ «Формирование молодежной научно-интеллектуальной элиты России». Работа  Алины отмечена номинацией «За практическую ценность». Обучающиеся принимают активное участие в открытой городской научно-исследовательской конференции «Краеведческие чтения» и городской научно-практической конференции «День науки», являюсь членом экспертной группы в разделе «Физика и математика». Дрёмов Дмитрий принимал участие во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников Сименс «Энергосберегающие технологии для повышения качества жизни людей». Ребята принимают активное участие в предметных олимпиадах, организованных ВУЗами и интернет-порталами. В этом году восьмиклассники поступили в заочную физико-математическую школу при Воронежском государственном университете. В прошлом учебном году ребята стали призерами муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по физике Марков Данила (7 класс), Киреев Артем (9 класс), Селиванов Андрей (10 класс), Михалев Александр (11 класс). Кроме этого, обучающиеся класса естественно-научного профиля получили высокие баллы на ЕГЭ. У Михалева Александра 92 балла. Для детей, интересующихся предметом, постоянно организуются экскурсии в ЦОИ при КуАС и СПП КуАС. Все это позволяет развивать и поддерживать одаренных детей.

Литература:

1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.

2. Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск, 2002.

3. http://do.gendocs.ru/docs/index-94923.html 

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-459289.html