Размышления на тему "Как построить урок" Электромагнитная индукция

Лузан Елена Вячеславовна

Большинство учеников среднестатистической общеобразовательной школы идут на урок физики с  твердой уверенностью, что «все эти научные заморочки нужны только тем, кто хочет поступить в технический ВУЗ».

В беседе 7-классник, враждебно настроенный к физике, авторитетно мне заявил, что ему физика ни к чему, так как он собирается стать поваром. На мои возражения, что физика нужна всем, в том числе и поварам, мальчик отмахнулся. В конце концов я нашла способ заставить работать этого ученика на уроке физики с азартом. Но речь о другом.

Я вспоминаю урок по изучению электрического тока в свои школьные годы: какая-то проволочная рамка на рисунке в учебнике и два листа сплошного текста.

При загрузке в мозг в первую очередь теории ребенку не к чему ее привязать. Смысл этого теоретического знания не очевиден для ребенка.

Время от времени в педагогической литературе мелькают высказывания о том, что пора как-то изменить учебники физики, приблизить их к повседневной жизни.

Предлагаю построить урок как фильм, пущенный задом наперед: берем конкретное устройство, рассматриваем его степень нужности в жизни, потом мысленно разрезаем устройство и проговариваем свойства, присущие ему. Разматываем клубок дальше, и приходим к началу главы в учебнике, то есть к определению явления, с которым столкнулись.

«Лирики» забудут  правила и формулы, но как пользоваться прибором в повседневной жизни – запомнят накрепко. А уж на долю «физиков» формул и определений на уроке будет достаточно. Но в памяти им будет легче вызвать образ, связанный с рассмотренным устройством, чем с абстрактными теоретическими определениями.

Начнем с эл.-маг. индукции.

Привяжем образ индукции в мозгу ребенка к чему-то нужному в быту, к тому, чем можно пользоваться каждый день.

Индукционная плитка.

Воткнем пару эффектных фотографий.

Обсудим с учениками «плюсы» такой плиты (90% КПД, не пригорает поверхность плиты). Потом перейдем к «минусам» (нужна специальная посуда, покрывающая всю поверхность над индукционным элементом).

Задаемся вопросом, почему вода в кастрюле кипит? Опять картинку покажем. Плитку без верхней варочной поверхности.

Плавно переходим к индукционной катушке, уже в классическом «книжном» варианте.

Опыты Фарадея я спрашивала, как домашнее задание, следующим образом:

На демонстрационный столик ставила катушку индуктивности, присоединенную к амперметру проводками. Рядом в произвольном порядке-беспорядке клались разнообразные «раритеты» из лаборантской, среди которых скромно лежал магнит (может быть, даже не один). Задание такое – добыть электрический ток.

Также можно сделать раздаточный материал из нескольких карточек с любым определением, записанным частями, или формулой. Пусть какая-то часть учеников собирает в правильном порядке определение. Я сторонник тотальной (или фронтальной) проверки домашнего задания, а не играть в рулетку – кто-то один отвечает, остальные зевают.

В школе я отработала 1 год и крепко усвоила: дети за любой кипиш, если он отличается от обыденного сидения за партами.

P.S. Фото взято из открытого источника.