Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении

Богданова Татьяна Владимировна

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении

Категория: физика

Организация проектной и исследовательской деятельности - неотъемлемая часть образования. Чтобы грамотно решить эту проблему, нужно хорошо разбираться в особенностях такой деятельности. Данный материал поможет учителю определить линию поведения в организации названной деятельности обучающихся.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении

Сегодня учителя должны осознать:  проектная и исследовательская деятельность обучающихся – неотъемлемая часть образования, отдельная система работы в образовании, одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения.

В нашей школе сложилась традиция и культура исследовательской работы со школьниками. Все мы чувствуем, что ориентация на проектно-исследовательскую деятельность важна, потому что задает тон инновационной работе, в которой распространяется (внедряется) технологическая модель исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе как модель их вовлечения в совместную деятельность.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

И для руководителя учреждения, и для завучей, и для учителей необходимо разобраться во многих вопросах, чтобы поднять эту работу на высокий уровень.

Но всё-таки самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источниковРабота над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Очень важно найти ответ на вопрос: « Что такое – исследовательский проект и чем он отличается от учебного исследования?». Если исследовательский проект – это частный случай учебного проекта, то в чем его специфика и для чего потребовалось вводить этот термин, параллельно с термином «учебное исследование»? Почему в одних случаях мы говорим – «учебное исследование», в другом – «учебный проект», а в третьем – «исследовательский проект»? Не запутываем ли мы здесь и себя и ребят?

Необходимость этих различений не такая уж и «академическая». Ведь когда школьник выполняет работу, которую мы называем «исследовательским проектом», то внешние требования к этой работе формируются как со стороны исследовательских норм деятельности, так и со стороны проектных норм деятельности. А нормы эти, я замечу, весьма разные. Например, в проекте есть такая характеристика как социальная значимость. Но в собственно исследованиях по сути не может быть социальной значимости. Значимость возникает в момент применения знаний, но это уже не исследование как таковое.

Есть основания полагать, что большинство работ, которые выполняют школьники, и которые называются «исследовательскими проектами», на самом деле – «учебные исследования». Но не проекты.

В примерных образовательных программах к ФГОС основного общего образования учебная исследовательская и учебная проектная деятельность специально различаются. Однако в этих же программах в дальнейшем используется термин «исследовательский проект» или «проектно-исследовательская работа школьников».

Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания. Это знание может быть «объективно новым» (новым для всех), может быть субъективно новым (новым для самих школьников, его открывающих).

А что такое проект? Проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами (О.И. Генисаретский)

Обратите внимание, в ходе исследования открываются, получаются знанияВ ходе реализации проекта создается объект с заданными качествами.

Конечно, в ходе реализации социальных проектов создаются не объекты, а социальные эффекты. Но сейчас мы с вами обсуждаем особенные проекты, проекты на материале учебных дисциплин.

 Если Вы со школьниками организуете собственно исследовательскую работу («академическую», мониторинговую, прикладную), то эти материалы лучше оформлять как «Учебные исследования».

Если работа касается осуществления проектных замыслов (инженерного, технологического и пр. характера), то эти материалы лучше оформлять как «Учебные проекты».

Проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.

При этом рефераты, доклады и т.д., создаваемые в ходе исследований – это продукт, который не является продуктом проектного характера. Реферат и т.д. – это лишь форма упаковки полученных знаний. Продукты проектного характера, если мы не обсуждаем социальные и гуманитарные проекты, это инженерные конструкции, приборы, новые материалы, технологии.

Проектом не может быть, в этом смысле, опыт или эксперимент. Потому что это исследовательские процедуры. Но в педагогической литературе опыт, поставленный учащимся и оформленный в виде презентации, с легкостью называется проектом. По одной простой причине, потому что здесь есть практическая деятельность (постановка своими руками опыта или эксперимента) и как бы продукт – презентация.

Сложно назвать проектом и подготовленную учащимися презентацию (пусть и весьма сложную) по материалам изученной темы. Если это и проект, то это проект педагогического характера. Вот только отдают ли учащиеся себе отчет в том, что они создают проект именно педагогической (методической) направленности?

Представленные различения позволяют обсуждать устройство учебных исследований и учебных проектов. Но вряд ли эти различения нужно рассматривать как окончательные.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Классификация учебных исследований:

реферативные исследования;

экспериментальные исследования;

описательные исследования;

исследовательские – творческие работы.

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Если говорить о практике проведения исследований на уроке, то здесь следует особо отметить сущность использования этой технологии..

Сущность технологии “Учебное исследование” заключается в следующем.

1. Постановка учебной проблемы для всей темы.

Учебная проблема – это творческая задача, которая уже решена учеными. Для науки она не представляет объективной новизны, однако для учащихся – это субъективно новая задача, которую они еще не решали.

2. Составление методики решения проблема.

На данном этапе составляется детальный план решения проблемы, который включает в себя следующие пункты:

1) изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы по содержанию проблемы;

2) решение проблемы и выдвижение гипотез;

3) практическая проверка полученных гипотез;

4) применение полученных решений для решения других проблем;

5) внесение дополнений в учебную информацию по результатам исследования;

6) защита выполненной работы.

3. Изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы.

Прежде чем решать проблему, необходимо внимательно ознакомиться, законспектировать и выучить основные закономерности новой темы, а также составить конспекты по дополнительному учебному материалу, который понадобиться для решения проблемы. При этом необходимо организовать изучение новой учебной информации с учетом взаимосвязей с информацией по предыдущей теме.

4. Решение проблемы и выдвижение гипотез.

Для решения проблемы используются закономерности как новой, так и предыдущих тем, специальные алгоритмы, закономерности диалектической логики. В процессе решения выдвигаются гипотезы. Задача ученика выдвинуть как можно больше гипотез, что при наличии соответствующих алгоритмов вполне возможно и весьма проблематично при их отсутствии.

5. Практическая проверка полученных гипотез.

Предполагается, что ученики самостоятельно составят программы наблюдений, измерений и опытов и проведут их (насколько это возможно в школьных условиях).

6. Применение полученных решений для решения других проблем.

На этом этапе учащимся предлагается система творческих задач по материалу темы, для выполнения которых наряду с алгоритмами, методиками, используются составленные конспекта и практически проверенные решения проблем. Этот этап – расширение и углубление исследовательской работы через решение прикладных задач. Это самое сильное воспитание личности, когда личность учится применять самостоятельно полученные знания и умения в практических, жизненных ситуациях. Теперь ученику становится понятно без долгих объяснений, зачем он пришел в школу.

7. Внесения дополнений в учебную информацию по результатам исследований.

Конспекты учебной информации дополняются практически проверенными положениями, результатами, полученными в процессе их применения для решения прикладных задач. Это позволяет значительно расширить и углубить учебную информацию и что самое главное – непроизвольно усвоить ее.

8. Защита выполненной работы.

При защите выполненной работы, ученик излагает методику работы, конкретные результаты, полученные на каждом этапе исследования, выводы и предложения по дальнейшим исследованиям. Эти предложения могут быть составлены по каждому этапу, например изменение формулировки проблемы и проведение нового исследования, изучение дополнительной литературы, проведение дополнительной практической проверки, предложения по применению полученных решений в новых областях науки, сопоставление вновь полученных результатов с другими результатами, полученными при решении этой проблемы для поиска новой информации и другие. Важно, чтобы ученик не только усвоил технологию исследовательской деятельности, но и те перспективы, которые теперь перед ним открываются.

Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

  1. http://schoolnano.ru/node/407