Практическая деятельность обучающихся на уроке физики в рамках требований ФГОС

Макурова Елена Владимировна

Описание: Картинки по запросу А. ДистервегПрактическая деятельность  обучающихся  на уроке физики в рамках требований ФГОС.

 

 

 

                                                               «Человек формируется в деятельности  и

только в ней, причем в деятельности

 интенсивной, напряженной, разнообразной».

 

А. Дистервег 

       

 

   В соответствии с социальным заказом и требованиями ФГОС к выпускнику школы, изменяются  целевые установки образовательного учреждения, организация образовательного процесса в целом. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.          Внедрение новых ФГОС требует смены приоритетов: знаниевая составляющая процесса обучения должна уступить место развивающей составляющей. При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является именно деятельность обучающегося. Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования.

      При этом изменяется  традиционная модель взаимодействия  «учитель-ученик» на  модель  «обучения в группе».  Существенно изменяются функции педагога.

И он должен:

-помогать ученикам получать новую информацию;

-исправлять неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;

-организовывать процесс групповой работы;

-демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;

-обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;

   Новая парадигма образования основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности.

   Что же такое деятельность?   

    Определений несколько.

     Деятельность - это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке или окружающем мире коренные изменения, преобразующие и сущность, и самого себя.

Деятельность –  система действий человека, направленная на достижение определенной цели. 

 

     Я считаю, что именно   экспериментальные, практические  методы преподавания физики позволяют заинтересовать,  подвигнуть учащихся к универсальным способам деятельности и самообразованию.

Все мы прекрасно знаем «Пирамиду» эффективных методов и приёмов обучения(слайд)

     На своих уроках я стараюсь учебный материал подавать в форме экспериментальных и теоретических исследований. Результатом этих исследований являются: исходные факты, эмпирические законы, модельные гипотезы, теоретические выводы, экспериментальная проверка теоретического предвидения.

    Экспериментальный метод науки воплощается на уроках физики в демонстрационном эксперименте, на который опирается изложение учебного материала учителем, в самостоятельных экспериментах учащихся и лабораторных работах, где они познают этот метод науки, овладевают практическими умениями и навыками.

    В эксперименте учащиеся помещают предмет познания реально или мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко, после чего этот предмет становится объектом реальных или мысленных трансформаций. Эксперимент включает этапы планирования, подготовки, проведения, сбор данных, их анализа. Средством проведения физического эксперимента является прямое и косвенное измерение величин.

   Обучающиеся анализируя данные эксперимента, формулируют результаты, рассматривают, подтвердилась ли гипотеза, адекватна ли реальности модель, полученная в ходе преобразования исходной модели. Выявленное несоответствие результатов эксперимента и предсказаний исходной модели ведет к определению границ данной модели, поиску ее преобразования или поиску новой модели, выдвижению новой гипотезы. Выдвижение гипотез, экспериментирование являются важнейшими средствами развития у учащихся мышления и воображения. В свою очередь воображение и творческие способности учащихся способствуют выдвижению гипотез и экспериментированию.