Применение современных технологий-средство оптимизации образовательного процесса

Присталова Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

                  Одним из  главных  процессов,  составляющих  целостный  педагогический

процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

      Это очень сложный процесс  объективной  действительности,  уступающий,

быть  может,  только  процессам  воспитания  и  развития,  составной  частью

которых он является. Вот  почему  дать  полное  и  всестороннее  определение

этого процесса очень трудно. Он включает  большое  количество  разнообразных

связей  и  отношений  множества  факторов  различного  порядка  и  различной

природы. Отсюда и множество определений процесса.  В  сочинениях  древних  и

средневековых  мыслителей  под  понятиями  «обучение»,  «процесс   обучения»

понимается главным образом преподавание. В  начале  нашего  века  в  понятие

обучения стали включать уже  два  составляющих  этот  процесс  компонента  —

преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей  по

организации  усвоения  учебного  материала,  а  учение  —  как  деятельность

учащихся по усвоению предлагаемых  им  знаний.  Несколько  позже  в  понятии

обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по  формированию

у учащихся способов познавательной деятельности, и  совместная  деятельность

учителя и учащихся.

      В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных

процессов в связи с широким  применением  технологий  в  обучении,  а  также

значительными   финансовыми   затратами,    необходимыми    для    получения

высококачественного  образования.  

  В  последнее   десятилетие   значительно   усилилось   влияние   новых

информационных  технологий  на  учебно-воспитательный  процесс   в   средней

общеобразовательной   школе.   Появилась необходимость обучения учащихся приемам и  способам  ведения  информационных архивов. Одной из основных целей школьного обучения становится  формирование информационной  культуры  учащихся.  Более  того,   для   многих   профессий появилась  необходимость  непрерывного  образования   на   протяжении   всей профессиональной жизни личности.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся .

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Виды технологий по дидактическим системам:

- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);

- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);

- обучение с помощью учебной книги;

- компьютерное обучение;

- групповые способы обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типов технологий:

- технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;

- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;

- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований.

По категории обучающихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) технология, рассчитанная на среднего ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов);

- технологии компенсирующего обучения (поддержки);

- технологии работы с отклоняющимися.

1. Технология личностно-ориентированного образования.

Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования [9, C. 53].

2. Игровые технологии.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.

Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность - от простого к сложному. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

- имитационные - на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

- операционные - они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.

- исполнение ролей - вырабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица.

- деловой театр - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

- психодрама и социограмма - это «театр», но уже социально-психологический, в котором, отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

3. Технология развивающего обучения.

В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.

Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

- проблемность обучения;

- оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;

- специальная организация мнемической деятельности.

Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.

Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

· перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;

· поиск новых приемов учебной работы;

· управление своей учебной деятельностью;

· приемы общения.

Технологии развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «главное - не навредить!».

      Активно развиваются личностно-ориентированные технологии  обучения.  В

основе  этого  подхода   лежит   единство   целей   общеобразовательного   и

предпрофессионального   обучения   при   демократизации   условий   развития

личности. Основными характеристиками применения  современных  информационных

технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации  обучения,

а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

      Для   реорганизации   учебного   процесса   на   основе    современных

информационных технологий разработано множество учебных программ  и  учебных

пособий. Однако реально  каждый  учитель  разрабатывает  свои  программы,  а

также учебные и дидактические материалы. Накоплено  значительное  количество

компьютерных  программ,  предназначенных  для  использования  в  школьном  обучении.

Наиболее важными  среди  таких  программ  являются  интерактивные  обучающие

программы, предусматривающие обмен информацией  не  менее  чем  между  двумя

участниками  диалога,  а  также  развивающие  программы,  способные   увлечь

учащихся,  привлечь   их   к   решению   учебных   проблем,   развивать   их

интеллектуальный  уровень.  Компьютерные  программы   объединяют   часто   в

электронные и мультимедийные учебники.

                Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе  в  современный урок  должны  быть  соответствующим  образом  модифицированы.  Кроме   того, достижение  целей   обучения,   как   правило,   обеспечивается   комплексом традиционных и новых приемов обучения.  В  качестве  специальных  приемов  и методов, используемых в информатике, можно назвать  использование  сценария, использование  псевдокода,  подробные  спецификации,  использование  готовых фрагментов,  последовательное   уточнение,   структурное   программирование,разработка   алгоритмов   "снизу   вверх",   объектно   -    ориентированное программирование, метод "открытых" программ, моментальное  программирование, эволюционный подход и другие.

      Большая часть информации передается  посредством  письма  на  бумажных

носителях. Недостатками этого вида передачи являются длительность выпуска  и

высокая стоимость новых книг. Еще более несовершенна передача  информации  в

устной форме - лекционных курсах - специалисты в области  науки,  обладающие

педагогическим  талантом  и  тем  более  артистическими   способностями,   -

редкость.  Особую  проблему  составляет  получение  визуальной   информации.

Например, при изучении  принципов  работы  двигателя  внутреннего  сгорания,

процесс работы которого осуществляется в закрытой  системе  и  эффективность

лабораторных работ чрезвычайно низка. Значительное  количество  такого  рода

информации   невизуализируемо   существующими   методами,   что    вынуждает

показывать ее статической графикой или рассказывать о ней устно.

      Развитие  компьютерной  техники  позволяет  преодолеть  эти  проблемы,

однако существующие материалы в электронном виде ориентированы  на  среднего

пользователя.  В  целях  совершенствования  учебного  процесса  в   школе  и

интегрирования   с   академической   наукой   необходимо   наладить   выпуск

интерактивных учебных материалов на электронных носителях.

     Компьютерный учебник соединяет все  преимущества  обычного  учебника  с

возможностью  быстрого  тиражирования  и   непрерывного   совершенствования.

Лабораторная  работа  на  компьютере   при   помощи   компьютерной   графики

показывает преобразования в закрытых системах и позволяет  без  существенных

затрат изучать самые сложные  процессы.  Компьютерный  экзаменатор  позволит

обучающемуся  усвоить  материал  при  помощи  самоконтроля  или   объективно

проверить свои знания при использовании независимого контроля.

Применение методов проектов для  совершенствования  учебного  процесса

современной школы

           Метод проектов не является принципиально новым в  мировой  педагогике.

       В  основе  метода  проектов  лежит  развитие  познавательных  навыков

учащихся,  умений  самостоятельно   конструировать   свои   знания,   умений

ориентироваться  в  информационном   пространстве,   развитие   критического

мышления.

       Метод проектов всегда ориентирован  на  самостоятельную  деятельность

учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся  выполняют  в

течение определенного отрезка времени. Этот подход  органично  сочетается  с

групповым подходом к обучению. Метод проектов  всегда

предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной  стороны,

использование  разнообразных  методов,  средств  обучения,   а   с   другой,

интегрирование  знаний,  умений  из  различных  областей   науки,   техники,

технологии, творческих  областей.  Результаты  выполненных  проектов  должны

быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая  проблема,

то конкретное ее решение, если практическая, конкретный  результат,  готовый

к внедрению.

        Умение  пользоваться  методом  проектов,   групповым   обучением   -

показатель высокой квалификации преподавателя,  его  прогрессивной  методики

обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI  века,

предусматривающие  прежде  всего  умение   адаптироваться   к   стремительно

изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

      Личностная  ориентация  педагогического  процесса,  поиск  и  развитие

задатков,  способностей,   заложенных   природой   в   каждом   индивидууме,

построение  личностно-ориентированной  педагогической  системы,   являющиеся

насущными  требованиями  к  образованию  сегодняшнего  дня,  невозможны  без

изменения  образовательных  технологий.  Образовательная  технология  должна

способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:  формированию  личностно

значимых   для   него   способов   учебной   работы;   овладению    умениями

самообразования.  

      Данная форма  организации  обучения,  позволяет  повысить  значительно

эффективность  обучения.  Она  обеспечивает  систему  действенных   обратных

связей,  что  способствует  развитию  личности,  самореализации  не   только

обучающихся, но и педагогов,  принимающих  участие  в  разработке  курсового

проекта.  Им  предоставляются  новые  возможности  осмысления   собственного

опыта, совершенствования своего  профессионального  мастерства,  дальнейшего

углубления  педагогического  сотрудничества,  направленного  на   укрепление

межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что  в  конечном

счете   способствует   оптимизации   учебного   процесса   на   основе   его

информатизации.

Заключение

          Процесс обучения – важнейший педагогический процесс. В процессе  обучения

происходит познание. Ученики в процессе обучения  расширяют  свой  кругозор,

приобретают знания о природе,  обществе,  мышлении,  познают  окружающий  их

мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические  умения  и

навыки, умения и навыки самостоятельной работы.

   Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе

такого управления  им,  которое  организуется  с  учетом  закономерностей  и

принципов  обучения,  на  основе  применения  современных  форм  и   методов

преподавания и учения, а также  на  основе  изучения  и  учета  особенностей

внутренних и внешних условий данного класса, учеников и других факторов.

МОУ СОШ с.Кривандино

Применение современных технологий-средство оптимизации образовательного процесса

                                                                                              Выполнила:

                                                                                      Присталова Е.А.

2011г.