Проблемы преемственности воспитательно-образовательной работы на ступенях: детский сад – начальная школа, начальная школа – среднее звено

Ягудова Ирина Юрьевна

Проблема преемственности в образовании актуальна во все времена. Преемственность в развитии ребёнка при переходе на каждой возрастной ступени означает, что появившиеся у ребёнка качества, черты, особенности переходят с ним на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_preemstvennosti.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Ягудова Ирина Юрьевна, ГБОУ СОШ №904, Южный Административный Округ

Проблемы преемственности

«Проблемы преемственности воспитательно-образовательной работы на ступенях: детский сад – начальная школа, начальная школа – среднее звено»

Проблема преемственности в образовании актуальна во все времена.

Таким образом, преемственность в развитии ребёнка при переходе на каждой возрастной ступени будет означать, что появившиеся у ребёнка качества, черты, особенности переходят с ним на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.

Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. Это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. При этом дошкольное учреждение обеспечивает развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его становлению как личности. Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения. Таким образом, решение проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеном образования в рамках нашего учебного заведения решается через совместную организацию методической работы, работы с родителями и детьми. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнить" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте, ребенку, полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами, вышивать. Но, как правило, к сожалению, в семьях мало уделяется этому внимания. Не менее важно, а может и самое главное, вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы, при условии тесного сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. В понятие "готовность к школьному обучению” или "школьная зрелость”, входят следующие наиболее значимые компоненты: 1. Личностная готовность ребёнка - принятие новой социальной позиции, то есть иметь круг прав и обязанностей. Возможность получать новые знания и его эмоциональная устойчивости, которая позволит ему заниматься учебной деятельностью. 2. Интеллектуальная готовность – кругозор ребенка, запаса знаний, логического запоминания, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речи. 3. Социально-психологическая готовность – умение детей контактировать с окружающими и подчиняться интересам детской группы, развитие потребности в общении. 4. Когнитивная готовность - сформированность познавательных процессов и навыков для учебной деятельности. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение. При введении ФГОС начального общего образования предусматривается программа внеучебной занятости, где дети общаются не только с одним учителем, но несколькими учителями: в нашей школе задействованы 4 учителя среднего и старшего звена. Я помню, как первый раз мы пришли к первоклашкам и разделили их на группы, для них это было не понятно и боязно, что они уйдут от своей учительницы. Одна девочка даже со слезами на глазах спросила: «А мы вернёмся к Ольге Юрьевне?». Но прошёл месяц, и было видно, как ребята быстро адаптировались, «гуляя» по всей школе на внеучебные занятия. На нашем педсовете мы постараемся рассмотреть и выявить проблемы преемственности перехода детей не только из детского сада в начальную школу, но из начальной школы и среднее звено. Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересно и одновременно сложно пятикласснику. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна. Так как учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. Мы провели мониторинг адаптации 5-ого класса и, выяснилось, что в целом дети полностью адаптированы, низкий уровень адаптации только у одного ребёнка из 17. Дети на уроках активны, чувствуют себя комфортно. Это на мой взгляд, достигнуто нами без особого подхода к этому вопросу: в нашей школе учителя среднего звена ведут уроки в начальной школе – учителя музыки, физической культуры, немецкого языка, дополнительные занятия по информатике. На подсознательном уровне мы стали заменять уроки учителей начальных классов при их отсутствии учителями-предметниками, и это оказалось хорошо, теперь мы ввели это в практику. Но в то же время мы очевидно видим другую проблему главную для нашего коллектива – это проблема снижения успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю. У значительной части учащихся 5 класса вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях. В этом году снижение качества образования за I триместр составило 2,9%, а за II триместр уже на 26,5% по сравнению с 4 классом, поэтому назрела актуальность проведения педсовета на данную тему. Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель - ученик. Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много". Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты "сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Если слово "учитель" заменить на слово "оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате, возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные ситуации, склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше "знают какой он" еще по предыдущей жизни). В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. Значит нам надо чётко планировать работу по преемственности. Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется по трем направлениям: · совместная методическая работа воспитателей детского сада, учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене; · работа с воспитанниками детского сада и обучающимися школы; · работа с родителями. Сказать, что у нас этого нет нельзя, но реализуется в недостаточном объёме. Всё новое – это хорошо забытое старое. Значит нужно подходить к каждому ребёнку строго индивидуально, чтобы учитель мог донести все свои знания до каждого ученика и ему тогда станет комфортно. Кстати и учителю будет с такими детьми тоже комфортно! Наши цели: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов, создать условия для дальнейшего развития мыслительной деятельности, эмоционально-волевых и нравственных качеств выпускников начальной школы в среднем звене. Достижения цели: создание и реализация программы работы по решению проблемы преемственности на этапах детский сад – начальная школа и начальные классы - среднее звено.

Одним из важных направлений современной системы образования является решение проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеном. Известно, что эти образовательные ступени являются значимыми для развития ребенка, следовательно, они должны быть взаимосвязаны.

Использование различных форм взаимодействия со школой, представленных в «Плане преемственности» позволит  выпускникам детского сада успешно адаптироваться на переходном этапе от дошкольного возраста к младшему школьному. 

План работы по преемственности

ГБОУ детский сад  № 529, 597, ЦРР № 600  и  ГБОУ СОШ № 904             на 2013-2014 учебный год

Работа с детьми

1

 Участие семей воспитанников  в «Днях открытых дверей»

в течение года

педагоги ГБОУ, школы

2

Экскурсия детей подготовительных групп по школе:

- в школьный класс;

- библиотеку;

- спортивный зал и стадион;

в течение года

администрация школы,

воспитатели групп

3

 

 

Посещение торжественной линейки, посвящённой поступлению в 1 класс

 

сентябрь

воспитатели подготовительных групп

4

Организация предметно-развивающей среды

в подготовительных группах

в начале учебного года   

администрация, воспитатели

 

5

Посещение праздника «Посвещение в первоклассники», «Прощание с Букварём»

декабрь

воспитатели подготовительных групп

6

Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками.           

в течение года

 

воспитатели подготовительных групп

 

Организация совместной физкультурно-массовой и спортивной деятельности:

 

 

 

1

Проведение на базе школы  соревнований между детскими садами района Царицыно с участием в показательных выступлениях учащихся школы:

- Школа мяча;

- Весёлые старты;

- Папа, мама и я спортивная семья,

- фитнес фестиваль по аэробики






октябрь


ноябрь


декабрь



апрель

воспитатели подготовительных групп

воспитатели физической культуры

директор школы

заместители директора по УВР

учителя физической культуры

2

Выступление на концертах в детских садах

- концерт,  посвящённый 8 марта;

- концерт, посвящённый прощанию с детским садом;

- концерты по приглашению администрации детского сада

В течении года

воспитатели подготовительных групп

заместитель директора по УВР

учителя физической культуры

3

Участие в спортивном празднике «Масленица»

февраль

воспитатели подготовительных групп

воспитатели физической культуры

заместитель директора по УВР

учителя физической культуры

4

Выставка рисунков «Мама, папа и я – спортивная семья», «Спорт в моей жизни»

май-апрель

воспитатели подготовительных групп

5

Малые олимпийские игры

май

воспитатель физической культуре

учителя физкультуры

6

Встреча воспитанников детских садов со спортсменами и учителями физической культуры международного уровня, проведение спортивных  вечеров

март

апрель

ученики

учитель физической культуры

8

Выступление с показательными номерами воспитанников подготовительных групп на школьных концертах

в течении года

воспитатели подготовительных групп

воспитатели физической культуры

заместители директора по УВР

учителя физической культуры

9

Встреча с выпускниками детского сада

май

Музыкальный  руководитель

Учителя  физической культуры

10

Проведение соревнований «Весёлые старты» среди воспитанников детских садов и учащимися первых классов

май

Учителя и воспитатели  физической культуры

11

Предоставление спортивного зала и стадиона для тренировок перед соревнованиями подготовительной группе

В течении года

Учителя и воспитатели  физической культуры



1

Психологическая и коррекционная работа

Проведение психодиагностической работы с детьми 4-6 лет, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребёнка

в течение года

психолог, воспитатели

 

 

2

Создание условий для индивидуального развития и коррекции нуждающихся детей 4-6 лет

в течение года

психолог, воспитатели

 

3

Подготовка карт развития 

май

воспитатели, специалисты

4

Проведение учителем-логопедом занятий с детьми

в течение года

учитель- логопед

5

Собеседование с детьми, идущими в школу

апрель- июнь

учителя

Взаимодействие  с родителями

1

Проведение родительских собраний на тему:

 "Готовность ребенка к обучению в школе"

 "Что должен знать первоклассник?"

 "Как подготовить ребенка к школе?"

декабрь

 

 

Заместитель директора по УВР, старший воспитатель

Учителя физической культуры

2

Проведение медико–педагогических, психологических консультаций для родителей

в течение года

психолог ГБОУ

3

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание  

 в течение года

воспитатели подготовительных групп, учителя физической культуры

4

Посещение открытых занятий в ДОУ

 в течение года

педагоги ГБОУ СОШ

5

Анкетирование «Скоро в школу»

октябрь

воспитатели подготовительных групп

6

Участие родителей в проведении Дня открытых дверей, конкурсах

январь

старший воспитатель