Как повысить интерес к физической культуре?

Как повысить интерес к физической культуре?

Я работаю в школе и не по наслышке знаю насколько важен эмоциональный настрой учеников и учителей. Ведь улыбка, шутка, пословица, поговорка к месту помогают в работе и жизни, обладают почти целебной силой. Чем больше приятных ощущений учащиеся получают, тем лучше выполняют задания, тем выше их активность, привлекательность занятий физической культурой, устойчивей к ней интерес.

Дети любят праздники, чтобы было весело, звучала музыка, проводились игры, соревнования. Поэтому у нас в школе праздники проводятся часто. Это могут быть простые «Веселые старты», но только обязательно продумываю на какую тему они будут. Благодаря тому, что все спортивные мероприятия тематические, помимо развития физических качеств, у учащихся развивается кругозор, мышление, любовь к народному творчеству, литературе, поэзии.

Перед любым мероприятием решается вопрос кому начинать игру, кому водить, какой команде где стоять. Чтобы участники не спорили, бросаем жребий – это условный знак, какой-нибудь предмет, например палочки одного размера или картонки. Если нужно выбрать капитана команды, берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят заметку. Затем все палочки перемешивают в шапке или мешочке, и играющие по очереди берут по одной. Капитаном будет тот, кто вытянет жребий с условной меткой.

Можно по количеству играющих брать соломки, травинки, палочки, бумажки: одна из них должна быть короче или длиннее остальных. Верхние их концы сравнивают, а нижние прячут в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет длинную (или короткую) палочку, тот и начинает первым.

Если в соревнованиях участвуют две команды, и нужно решить, какая начинает первой, то есть один давно забытый способ жеребьевки: для этого подбирают палку примерно 50-60 см длиной, приглашают двух участников-представителей от каждой команды по одному. Один из них берет ее за конец, другой, плотно захватывает палку выше руки товарища, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Выигрывает право для своей команды начать первыми тот, кто захватит конец палки. Такая жеребьевка называется «конаться».

Еще проще и быстрее выбрать очередность – просто угадать. Например, в какой руке монетка; в какой руке соломинка длиннее; на каком из двух концов косынки узелок?  Угадавший начинает игру первым.

Часто надо выбрать помощника или водящего. Я использую для этой цели считалки. Они быстро запоминаются учениками, придают эмоциональную окраску любому мероприятию. Многие из этих считалок я помню из своего детства. Причем привлекать для расчетов можно самих учеников, они по очереди выходят в середину круга и четко выговаривая слова начинают расчет:        Шел баран по крутым горам

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто травку возьмет, тот вон пойдет!

Катился горох по блюду.

Ты води, а я не буду!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц. Кто до месяца дойдет, тот вон пойдет!

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.

Кукушата просят пить. Выходи – тебе водить!

Обруч круж, обруч круж. Кто играет, будет уж.

 Кто не хочет быть ужом, выходи из круга вон!

 

Интересно использовать для считалок скороговорки. Они помогают развивать у учащихся речь, учат  говорить четко, внятно:

  • Во дворе - трава, на траве – дрова;
  • Карл у Клары  украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет;
  • Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека в реку руку.

     Рак за руку Грека цап!

     -         Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

 

Тот, кто расчитывает, при каждом новом слове, поочередно касается рукой играющих, начиная с себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.

Если в считалке есть вопрос, то это еще интереснее, ведь ответ на этот вопрос предполагает продолжение расчета, например:

                Ехал мужик по дороге, сломал колесо на пороге.

                Сколько гвоздей говори поскорей, не задумывайся!

Тот, на кого пали последние слова, должен быстро ответить - сколько нужно гвоздей. Допустим восемь. И расчет идет до восьми. Тот, кто будет восьмым – тот станет водящим.

За суетой и заботами многие забыли о скороговорках, а ведь они помогают учителю разделить игроков поровну, чтобы никому не было обидно. Играющие делятся на пары, уходят в сторонку и сговариваются между собой, они придумывают названия (например – ландыш, одуванчик). Сговариваются так, чтобы никто не слышал. Затем подходят к ведущим и спрашивают кого те выберут, вопрос можно зарифмовать:  Выбирай – Ландыш душистый или одуванчик пушистый?

Белую березу или красную розу?

Колокольчик голубой или желтый зверобой?

Конь вороной или хомут золотой?

Коня ковать или двор подметать?

Что возьмешь?

Медведя лохматого или козла рогатого?

Из речки ерша или из лесу ежа?

Серую утку или деревянную дудку?

Гороху мешок или масла горшок?

Хитрую лису или Марью-красу?

Таракана усатого или тигренка полосатого?

Сахару кусочек или красненький платочек?

А чтобы водящие одновременно не назвали одного и того же игрока, они договариваются, кто будет выбирать первым в одной паре, кто первым во второй паре.

Не забываю я  о стихах и загадках на уроках, спортивных мероприятиях. Читаю их речитативом, тогда они приобретают особую эмоциональную окраску и очень помогают в работе. Многие из них читала моя учительница физической культуры, теперь они служат мне:

Мы поставили пластинку                

И выходим на разминку,

На зарядку, на зарядку,

На зарядку – становись!

На снегу две полосы, удивились две лисы,

Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то... (Лыжи).

 

Игра веселая футбол – уже забили первый … (Гол).

Здоровье в порядке?

Спасибо зарядке.

 

Кто делает зарядку на рассвете, чудес немало может совершить,

Он может подарить сады планете и к дальним звездам трассы                          проложить.

 

Для упражнений с мячом:

Он лежать совсем не хочет, если бросишь, он подскочит.

Бросишь снова, мчится вскачь. Отгадайте! Это …  (Мяч).

 

Я бегу, а мячик мой рядом скачет под рукой.

От ладошки не уйдешь, звонко песенку споешь.

 

Отскочил мой мяч от стенки. Чуть согну свои коленки,

Как пружина подскачу, на лету его схвачу.

Многое зависит от фантазии учителя, часто стихи можно переделать под тот урок или тему, которая изучается. Было бы только желание оживить уроки и проводимые мероприятия.

В старших классах использую пословицы и высказывания мудрых, а также народные советы. Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - для тех, кто торопится получить результат как можно быстрее.

«Мал золотник, да дорог» - о сильном, но невысоком ученике  или вот о времени на уроке: «Нужно уметь работать не только тогда, когда времени мало, но и тогда, когда его много».

Как вы обращаетесь со временем, так и оно обращается с вами.

- Чтобы заставить думать во время игры:

В игре да в попутье людей узнают.

С глупою головою и ногам нет покою.

- Для пропаганды здорового образа жизни и физической культуры:

Какие б сладости ни ели

Нет лакомства вкуснее,

Чем сила и здоровье в теле.

Здоровье как вода, замечаешь его, когда оно ушло.

Здоровому каждый день праздник.

Конечно, использовать или не использовать на уроках и во внеклассной работе эти приемы, дело каждого учителя. Сколько людей, столько и мнений, но ведь новое – это хорошо забытое старое. А когда глаза горят, то и дело спорится.

Так что будем дерзать! Ведь под лежачий камень и вода не течет.

 

С уважением к коллегам

учитель физической культуры 67 школы г. Хабаровска

Буренкова Татьяна Алексеевна.

 

 

 

Комментарии

Вопрос сложный, у каждого учителя свой подход с учётом контингента и интересов учащихся,региона и т.д.... В общем я с вами согласен, это одно из правильных походов.Дети любят внеклассные мероприятия. особенно спортивные праздники с ведущим и сценарием.А таких сейчас в интернете на любое мероприятие.Это хорошо - облегчает труд и время для проведения.Я обязательно их беру только за основу, идеальный сценарий-это твой!!!