Гиподинамия - проблема современного школьника.

Голодяева Татьяна Владимировна

Презентация была представлена на муницепальном уровне конкурса "Учитель года". В этой работе, опираясь на личный опыт и опыт коллег, я рассказала о проблеме малоподвижности современных школьников, и о методах её решения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИПОДИНАМИЯ – ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Подготовила: учитель по физической культуре МБОУ «СОШ№2» Т.В. Голодяева

Слайд 2

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ ВЕДУТ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Слайд 3

БУКЕТ БОЛЕЗНЕЙ

Слайд 4

ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Тиссо XVIII в.

Слайд 5

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРО В…

Слайд 6

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!

Слайд 7

УЧАСТИЕ В ГОРОДСКИХ СПАРТАКИАДАХ

Слайд 8

КОМАНДА БЕЗ КОТОРОЙ НАМ НЕ ЖИТЬ…

Слайд 10

УСПЕХИ В СОРЕВНОВАНИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

Слайд 11

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ПОБЕДАМ

Слайд 12

ПЕРЕМЕНА И ПРОГУЛКА

Слайд 13

ПРАЗДНИКИ, ДНИ ЗДОРОВЬЯ, ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ

Слайд 14

ЗАНЯТОСТЬ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ

Слайд 15

НАШИ ЗВЁЗДОЧКИ

Слайд 16

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…

Слайд 17

ГОЛОСУЮ ЗА АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ!!!

Слайд 18

ИСТОЧНИКИ: Моторова Е. «Готовы к новым стартам!» (газета «Спутник» № 69/(1509) от 22 сентября 2012. с.13 Суевалова А. «Здоровое лето» (газета «Спутник» №72/(1512) от 3 октября 2012.с.5 Фото автора из личного архива Фото автора из архива МБОУ «СОШ №2» Интернет-ресурсы

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! г. Юбилейный 2013



Предварительный просмотр:

                                                                                         ГолодяеваТатьянВладимировна

                                                                                 МБОУ «СОШ №2» г.Юбилейного                          

                                                                                 учитель по физической культуре

                                                                            Golodyaevatatyana@yandex.ru

                                                 8(906)713-37-63

ДОКЛАД

ДЛЯ КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

(МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ)

ТЕМА:

ГИПОДИНАМИЯ – ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Г.Юбилейный

2013

      Здравствуйте, уважаемые члены жюри. Я работаю учителем по физической культуре,  и вся моя деятельность направлена на воспитание здоровых, гармонично развитых и   активных членов нашего общества. Моя приоритетная задача – научить детей бережно относиться к своему здоровью, пополнять его потенциал с помощью закаливания, занятий  физической культурой  и спортом.  

       В нашей стране живут 33 млн. маленьких россиян. Согласно данным Роспотребнадзора России, абсолютно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%.

      Уровень заболеваемости растёт от младших классов к старшим. Так, по данным профилактических медицинских осмотров, за первый год обучения в школе острота зрения снижается у 2,56 % осмотренных, а к окончанию школы, ещё у 9,21 %. Диагноз «сколиоз» имеет менее 1 % первоклассников и 3,43 % выпускников. Аналогичная картина и по другим заболеваниям. В итоге в выпускных классах до 62 % учащихся считаются больными, что ограничивает выбор профессии, поднимает проблему репродуктивного здоровья. При этом тревогу вызывает не только физиологическое, но и психическое здоровье школьников: только 35 % выпускников можно считать психически здоровыми.

      На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) сейчас 70% детей страдают от гиподинамии.

      Гиподинамия – не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

       Культура здоровья – неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это    понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, у детей, страдающих от гиподинамии чаще регистрируются травмы, 30-40% имеют избыточный вес, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д.

      Как же бороться с гиподинамией? В этом  школьнику обязаны помочь, прежде всего, учителя физической культуры, родители, классный руководитель. Их задача найти для ребёнка ту социально-психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился аппетит заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья. Движение – это жизнь.

      К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи. Сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.), не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.

       В этом случае на помощь ребёнку обязан прийти учитель. Педагог-наставник  должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья. Этого можно добиваться с использованием базовых форм обучения:

  • уроков физической культуры;
  • занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности;
  • выполнения домашних заданий по физкультуре;
  • самостоятельных тренировок любимым видом спорта;
  • занятий ежедневной утренней гимнастикой;

и вариативных форм физического воспитания:

  • занятия на свежем воздухе;
  • проведения спортивно-развлекательных мероприятий;
  • участие в спортивных соревнованиях различного уровня;
  • занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования.

       С 2011 учебного года в каждом классе по программе предусмотрено три часа занятий по физической культуре, что позволило активизировать спортивно-оздоровительную работу. Учителя физической культуры получили возможность индивидуализировать работу с каждым учеником. Для этого были поставлены цели – создать условия для формирования мотивации у детей физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья не только на уроках, но и через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Пропагандировать спортивные достижения учащихся школы, культивировать совершенствования физического развития.

      Для достижения намеченного решаются  следующие задачи:

  • создать условия для занятий физической культурой;
  • активизировать работу с городскими учреждениями спортивной направленности;
  • пропагандировать среди учащихся занятия в спортивных секциях;
  • создать в учреждении систему поощрения  за высокие достижения в спорте;
  • активизировать работу с родителями  школьников, пропагандируя здоровый образ жизни;
  • обеспечить внеурочную работу спортивной направленности.

      С 2011 года уроки по физической культуре и внеурочные занятия проводятся не только на базе школы, но и в спортивном зале Городского дома культуры, а также на городском стадионе.

      Постоянно ведётся работа по взаимодействию с тренерами детских спортивных учреждений,  как нашего города, так и в соседних Королёве, Ивантеевке,  для привлечения  учеников  школы к занятиям волейболом, баскетболом, футболом, плаванием, лыжным спортом и др.

       За период с 2009 по 2013гг. в МБОУ «СОШ №2» создано 27 школьных команд по 7 видам спорта, в состав которых вошли  учащиеся  с 3 по 11 классы. Количество детей, желающих участвовать в соревнованиях,  возросло с 53 (2009г.) до 180 человек (2013 г.). Дети поверили в свои возможности.

       В 2009-2010 учебном году шла активная работа по выявлению способных, мотивированных учащихся спортивной направленности и привлечение их к внеурочной работе в школе,  различных  секциях и соревновательной деятельности.  

      В 2010-2011 учебном году учащиеся успешно выступали в городской Спартакиаде  по мини-футболу (2-е место),  футболу (1-3-е место), стали победителями  по волейболу (девушки),  пионерболу (юноши),  27 февраля 2011 года сборная команда девушек школы  по волейболу  стала чемпионом Московской области.

      В последующие годы учащиеся нашей школы более активно участвуют в соревнованиях. Команды пополняются новыми членами. Много желающих не только поболеть за школу, но и самим внести вклад в победу.

      Ребята с удовольствием играют в различные спортивные и подвижные игры на свежем воздухе во внеурочное время, что уменьшает риск возникновения гиподинамии. Старшеклассники на переменах торопятся в спортивный зал, двери которого всегда открыты,  для того чтобы снять напряжение.

      Среди родителей ведётся пропаганда здорового образа жизни с помощью выступлений на родительских собраниях, в личных беседах, проведения общешкольных дней здоровья  и спортивных праздников.

      Все мероприятия, которые проводятся, направлены на формирование здорового образа жизни, укрепления физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Результатом такой деятельности может послужить стабильно высокая успеваемость по предмету физическая культура, что показывает заинтересованность детей в двигательной активности.

      Исследования, проведённые в нашей школе, показали  –  за последние два учебных года увеличилось количество детей занимающихся в основной  группе здоровья с 62% до 69%, что свидетельствует о снижение уровня заболеваемости. За последние пять лет вырос интерес у  школьников к занятиям в спортивных секциях.

      В заключении можно сказать, что большинство учеников нашей школы мотивированы на здоровый образ жизни, и хотелось бы верить, что в дальнейшем будут занимать активную жизненную позицию.

      Я желаю всем Вам крепкого здоровья. Спасибо за внимание.

     

      Список литературы:

  1. Моторова Е. «Готовы к новым стартам!» (газета «Спутник» № 69/(1509) от 22 сентября 2012. с.13
  2. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.
  3. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.