статья на тему "О привитии интереса к предмету ОБЖ"

Ефимова Ольга Олеговна

Еще о привитии интереса к ОБЖ

 

В предыдущих размышлениях подчеркивалось:

Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Его основными компонентами являются:

1. Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.

2. Оптимальная методика проведения занятий.

3. Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ).

Конечно, в изучении курса ОБЖ ведущую роль играет УМБ и передовые средства обучения, но и методики проведения занятий имеют очень большое значение в плане поддержания постоянного интереса к предмету и помощи в усвоении материала, весьма сложного, кстати, по некоторым разделам.

Надо как можно чаще проводить нестандартные уроки (лекции, диспуты, семинары), чаще давать учащимся творческие задания, как на дом, так и непосредственно на уроке, применять технологии развития критического мышления.

Напомню, что критическое мышление – творческое, рефлексивное (оценка, разбор, обсуждение);

Необходимые ступени (стадии):-вызов, пробуждение интереса;

                                                       - осмысление увиденного, услышанного

                                                       - рефлексия

Очень интересно проводить по такому плану уроки по ЗОЖ, «вредные привычки», например:

В начале урока показываю презентацию на тему, например: «о вреде курения», иллюстрируя «страшными» картинками. Затем прошу каждого написать о своем первом опыте курения (если он был) и отношении к увиденному и услышанному. Потом, на следующем уроке, с разрешения учащихся, зачитываем их эссе и обсуждаем ситуацию и отношение к проблеме.

В 10 классе, по итогам пройденного материала по каждому разделу обязательно учащиеся самостоятельно делают сравнительные таблицы, и доклады (презентации) по новейшим разработкам современных средств поражения и защиты.

Очень интересно проходят уроки по принципу «мозгового штурма»; напомню:

учащиеся делятся на группы, в каждой группе выбираются: ведущий, секретарь, участники мозговой атаки. Основные правила: 1. не критиковать; 2. поощрять развитие и уточнение чужой мысли; 3. не затягивать атаку; 4. не перебивать говорящего. Правда, такие уроки очень тяжело проводить, надо иметь соответствующее настроение самому преподавателю, учитывать настрой класса в данный момент и заранее все тчательно продумать и подготовить: четко и однозначно поставить задачу, определить проблему и наметить пути решения, и уметь дирижировать процессом.

Напомню еще одну технику: «фишбоун» - рыбий скелет. Ее можно применять очень на многих разделах, изучаемых в рамках предмета ОБЖ (загрязнение окружающей среды, образ жизни, как фактор риска для здоровья, брачный клиринг, демография и др.)

Голова –обозначение проблемы;

Верхние ребра – причина возникновения проблемы;

Нижние ребра – факты, показывающие проявление причин;

Хвост – выводы

Сначала все достаточно сложно, а потом, после осмысления задачи учащимся становится интересно, чего мы и добивались…