Размышление учителя о развитии физической культуры и спорта в нашей стране

Романенко Татьяна Леонидовна

Я учитель физической культуры. В детском спорте давно – более двадцати лет. Захватила и советский период, и время развала, когда не только спортивные школы – образование полностью было вынуждено выживать, работаю и сейчас. В разное время была учителем физкультуры, руководителем ДЮСШ, тренером. Меня радует, что сегодня спорту, и особенно спортивной подготовке детей, сейчас уделяется большее внимание, но, на мой взгляд, оно немного кособокое, нацеленное больше на мегаполисы и крупные города.

Дело в том, что я живу в небольшом сибирском городке с населением 13 тысяч человек. Всего за 20-30 лет численность горожан сократилась более чем вдвое. Причин несколько: демографические, социальные. Как только у градообразующего предприятия начались проблемы, из города стали уезжать. Если раньше в каждой школе было по 5-6 параллельных классов, то теперь хорошо, если набирается два, чаще один. Не хочу жаловаться, но порой,  когда смотришь положение на областные соревнования школьников, а также положение «Президентские состязания», «Президентские игры», проект положения «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе», то думаешь, что они разработаны не для таких городков как мой.

Например, приезжая на областную Спартакиаду школьников по волейболу, вижу соперничество одних и тех же команд-лидеров. Воспитанники этих команд занимаются волейболом  на уроках и  у профессиональных  тренеров ежедневно. Скажете, кто вам не даёт? В школах с введением третьего часа физкультуры, времени и места на дополнительные занятия спортом просто нет, собственных спортивных сооружений не имеется. Вот и приезжаем на соревнования, чтобы дети посмотрели уровень подготовки спортсменов и просто поучаствовали. 

Для участия  в областных соревнованиях «Президентские состязания»  по положению требуется  предоставление команды 16 человек: 8 мальчиков и 8 девочек здоровых, физически подготовленных, допущенных врачом, с одной школы, с одного класса, да и параллель класса указывается перед проведением областных соревнований «Президентские состязания».  В нашем городе три общеобразовательные школы, где в классах порой по 20 человек из них здоровых 20%.  Где взять такие классы в маленьких городах? В нашем городе  есть чем заняться детям всех возрастов –  музыкальная, художественная и спортивная школы,  дом детского творчества. Поэтому в начале года ребята с огромным желанием записываются в кружки и спортивные секции. Набирая  детей в спортивную секцию волейбола, не пользуюсь правилами отбора по физическим параметрам, а беру всех подряд. Главное было бы желание. Первые два года воспитанники занимаются с удовольствием, но с увеличением требований, группа теряет свой количественный состав. Одной из причин является – нежелание детей трудиться на результат. Может дело во мне? Но наблюдая за работой других тренеров-преподавателей, заметила, что для стабильности посещения воспитанников, они прикладывают огромные усилия, посещая общеобразовательные школы для индивидуальной работы с детьми. Успешная работа тренера зависит от регулярных посещений воспитанников спортивных секций, что в дальнейшем и даёт результаты на соревнованиях, которые также влияют на прохождение столь необходимой аттестации на первую и высшую категории.

Рассматривая проект положения «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе» отметила, что восьмой задачей положения является «создание современной материально-технической базы в сфере физической культуры и спорта, увеличение количества объектов спорта, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием для занятий населения массовой физической культурой».  Хотелось бы, чтобы разработчики проекта сначала решили данную задачу, а затем осуществляли реализацию самого положения. В настоящее время  оснащение качественным спортивным инвентарем и оборудованием в общеобразовательных и спортивных  школах, которые  находятся в ведении министерства образования, оставляет желать лучшего.  В 21 веке мы не имеем того оснащения, которое было у нас в 70-80 годах 20 века. Да, нам покупают новый инвентарь, но порой хочется поставить старые «советские» брусья, пусть непрезентабельного вида, но надежные, чем с ужасом думать - не упадут ли новые, явно производства КНР. 

Хотелось бы, чтоб руководители, от которых зависит развитие детского спорта, реально представляли ситуацию в этой области во всей нашей многообразной стране. Чтобы средства тратились эффективно, тренеров не заваливали тоннами бумаг, чтобы у них оставалось время еще и на собственно тренерскую работу. Ведь нам предстоит еще огромный труд – вернуть спорт в массы. Поверьте, нам еще далеко даже до своих прошлых достижений.

Татьяна Романенко, учитель физической культуры, Иркутская область.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я учитель физической культуры. В детском спорте давно – более двадцати лет. Захватила и советский период, и время развала, когда не только спортивные школы – образование полностью было вынуждено выживать, работаю и сейчас. В разное время была учителем физкультуры, руководителем ДЮСШ, тренером. Меня радует, что сегодня спорту, и особенно спортивной подготовке детей сейчас уделяется большее внимание, но, на мой взгляд, оно немного кособокое, нацеленное больше на мегаполисы и крупные города.

     Дело в том, что я живу в небольшом сибирском городке с населением 13 тысяч человек. Всего за 20-30 лет численность горожан сократилась более чем вдвое. Причин несколько: демографические, социальные. Как только у градообразующего предприятия начались проблемы, из города стали уезжать. Если раньше в каждой школе было по 5-6 параллельных классов, то теперь хорошо, если набирается два, чаще один. Не хочу жаловаться, но порой,  когда смотришь положение на областные соревнования школьников, а также положение «Президентские состязания», «Президентские игры», проект положения «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе», то думаешь, что они разработаны не для таких городков как мой.

Например, приезжая на областную Спартакиаду школьников по волейболу, вижу соперничество одних и тех же команд-лидеров. Воспитанники этих команд занимаются волейболом  на уроках и  у профессиональных  тренеров ежедневно. Скажете, кто вам не даёт? В школах с введением третьего часа физкультуры, времени и места на дополнительные занятия спортом просто нет, собственных спортивных сооружений не имеется.   Вот и приезжаем на соревнования, чтобы дети посмотрели уровень подготовки спортсменов и просто поучаствовали. 

Для участия  в областных соревнованиях «Президентские состязания»  по положению требуется  предоставление команды 16 человек: 8 мальчиков и 8 девочек здоровых, физически подготовленных, допущенных врачом, с одной школы, с одного класса, да и параллель класса указывается перед проведением областных соревнований «Президентские состязания».  В нашем городе три общеобразовательные школы, где в классах порой по 20 человек из них здоровых 20%.  Где взять такие классы в маленьких городах? В нашем городе  есть чем заняться детям всех возрастов –  музыкальная, художественная и спортивная школы,  дом детского творчества. Поэтому в начале года ребята с огромным желанием записываются в кружки и спортивные секции. Набирая  детей в спортивную секцию волейбола, не пользуюсь правилами отбора по физическим параметрам, а беру всех подряд. Главное было бы желание. Первые два года воспитанники занимаются с удовольствием, но с увеличением требований, группа теряет свой количественный состав. Одной из причин является – нежелание детей трудиться на результат. Может дело во мне? Но наблюдая за работой других тренеров-преподавателей, заметила, что для стабильности посещения воспитанников, они прикладывают огромные усилия, посещая общеобразовательные школы для индивидуальной работы с детьми. Успешная работа тренера зависит от регулярных посещений воспитанников спортивных секций, что в дальнейшем и даёт результаты на соревнованиях, которые также влияют на прохождение столь необходимой аттестации на первую и высшую категории.

     Рассматривая проект положения «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе» отметила, что восьмой задачей положения является «создание современной материально-технической базы в сфере физической культуры и спорта, увеличение количества объектов спорта, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием для занятий населения массовой физической культурой».  Хотелось бы, чтобы разработчики проекта сначала решили данную задачу, а затем осуществляли реализацию самого положения. В настоящее время  оснащение качественным спортивным инвентарем и оборудованием в общеобразовательных и спортивных  школах, которые  находятся в ведении министерства образования, оставляет желать лучшего.  В 21 веке мы не имеем того оснащения, которое было у нас в 70-80 годах 20 века. Да, нам покупают новый инвентарь, но порой хочется поставить старые «советские» брусья, пусть непрезентабельного вида, но надежные, чем с ужасом думать - не упадут ли новые, явно производства КНР. 

    Хотелось бы, чтоб руководители, от которых зависит развитие детского спорта, реально представляли ситуацию в этой области во всей нашей многообразной стране. Чтобы средства тратились эффективно, тренеров не заваливали тоннами бумаг, чтобы у них оставалось время еще и на собственно тренерскую работу. Ведь нам предстоит еще огромный труд – вернуть спорт в массы. Поверьте, нам еще далеко даже до своих прошлых достижений.

Татьяна Романенко, учитель физической культуры, Иркутская область.