Система полос препятствий, как комплексное средство развития выносливости у старшеклассников.

Моисеенко Андрей Владимирович

Наиболее информативным из всех физических качеств человека, способных определить меру или уровень здоровья, является – физическое качество Выносливость. На фоне понижающейся функциональной подготовленности современных школьников, развитие  именно выносливости приобретает особую актуальность. Поскольку развитие выносливости эффективно происходит вместе с развитием других двигательных способностей, меня заинтересовал метод с использованием системы полос препятствий, как средства комплексного развития различных видов выносливости. Этому методу, на мой взгляд, не заслуженно мало отводится внимание в специальной литературе и практической деятельности.

Хотел бы предложить, на примере использования системы полос препятствий, свой вариант развития, такого важного для здоровья юного организма, физического качества, как выносливость. Старший школьный возраст – наиболее оптимальный возраст для развития  выносливости. В более раннем возрасте организм школьника ещё недостаточно приспособлен к длительной работе с повышенной интенсивностью, без которой нельзя существенно влиять на развитие выносливости.

 Хочу выделить ведущие принципы системы П.П., на основании которых решается задача комплексного развития выносливости у старшеклассников:

  • комплексное использование различных специальных П.П.для полного развития свойственных человеку различных проявлений выносливости и основанных на них двигательных способностей, наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков.

 

  • решая задачу по комплексному развитию выносливости, следует при прочих равных условиях включать в П.П. упражнения-препятствия, которые формируют жизненно важные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

 

Цель системы заключается в комплексном развитии выносливости, как наиболее важном с точки зрения здоровья и наиболее отвечающим за него физическом качестве человека.

 В основе системы заложены определённые правила или требования:

  • вариативность используемых средств (препятствий) и их сочетаний (комплексность) с учётом возрастно-половых особенностей учащихся;
  • нарастание нагрузки и сложности препятствий по принципу «наслоения» с эффектом гиперкомпенсации;
  • формирование двигательных умений и навыков и закрепление их в нестандартных условиях;
  • разнообразие условий и внешних факторов;
  • использование системы индивидуальных заданий, включая домашние.

Средствами комплексного развития выносливости являются различные варианты полос препятствий определенным образом систематизированные. Каждый раздел школьной программы предполагает использование определённой П.П.. Таким образом, производится классификация П.П. исходя из раздела программы, в котором её целесообразней применять (А.П.-лёгкоатлетическая полоса, Г.П.- гимнастическая полоса, И.П.- полоса для уроков спортивных игр, К.П.- комплексная полоса препятствий, П.П.П.– прикладная полоса препятствий). Классификация П.П. по разделам школьной программы вовсе не означает применение их на уроках только данного раздела. Но всё же целесообразность (на мой взгляд) в последовательном переходе от одной специальной полосе к другой существует. Это диктуется, как требованием и содержанием учебной программы, так и погодными условиями, которые нельзя не учитывать при годовом  планировании уроков физкультуры. Следовательно, целесообразно распределить специализированные П.П. по блокам  с учётом изучаемого раздела программы  в каждой учебной четверти. 

Для комплексного развития выносливости с использованием системы П.П.реимущественно применяется переменный и повторный метод тренировки. Не исключаю использование и соревновательного метода, как средства повышения уровня выносливости занимающихся (при проведении секционных занятий и внеклассных общешкольных мероприятий).

При составлении П.П. надо придерживаться некоторых правил.Преодоление П.П., как средство комплексного развития выносливости следует проводить в конце основной части урока. Упражнения подбираются с учётом требований программного материала, уровня  технической подготовленности учащихся, их функциональных кондиций, степенью овладения ими нестандартных двигательных действий входящих в П.П. Технически сложные препятствия можно использовать, если большая часть учеников овладела базовой техникой выполнения данного упражнения. Для остальных можно упростить задание или вовсе его пропустить.При этом надо иметь в виду, что степень сложности включённых в П.П. заданий должна нарастать к середине дистанции и затем постепенно снижаться.

Говоря о содержании уроков с использованием П.П. надо иметь ввиду, что они требуют особой организации. Прежде всего, речь идет о правилах предупреждения травматизма.

 Поэтому, планируя урок с использованием П.П., учитель должен внимательно продумать, как будет проходить дистанция П.П., где и в какой последовательности будут расположены препятствия. Соответствуют ли они уровню физической и технической подготовленности старшеклассников. В исправном ли состоянии находятся используемые спортивные снаряды и специальное оборудование. Где должны быть расположены маты. Какой величины нагрузка будет на уроке. Где в тот или иной момент целесообразней находится самому учителю и его помощникам из числа учеников, для оказания страховки отдельным занимающимся.

Надо отметить, что преодоление П.П. предаёт уроку повышенную положительную эмоциональность. Пожалуй, с этой точки зрения, нет подобного средства для развития выносливости.