Главные вкладки

    Методика формирования практических умений учащихся для применения на этапах всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ

    Шабунов Олег Геннадьевич

    Процесс подготовки учащихся к  этапам всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ имеет свои характерные особенности, заключающиеся в разделении самого этапа на 2 тура – теоретический и практический.

    Основная сложность – подготовка к практическому туру, так как, на формирование умений и навыков безопасного поведения необходимо больше времени и, зачастую, специфическое оснащение.

    Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения - це­ленаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выпол­нения.

    По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, по ди­дактическому назначению:

    ♦   вводные - выполняются после практическо­го показа, чтобы обеспечить медленное правиль­ное выполнение учащимися разучиваемых дей­ствий;

    ♦   основные - преследуют цель сформировать умения и навыки в пределах нормативных, про­фессиональных требований;

    ♦   тренировочные - сознательное много­кратное повторение усвоенного приема (дей­ствия) с целью его закрепления и совершенство­вания.

    Метод упражнения включает рассказ, показ приема или действия преподавателя, тренинг (обу­чение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершен­ствовании определенных умений и их комбина­ций) и предусматривает следующую последова­тельность:

    1. Рассказ - объяснение назначения изучаемого приема или действия.

    2.  Образцовый показ приема или действия в целом преподавателем. Его следует сопровож­дать кратким, четким и убедительным пояснени­ем. Учащиеся, зрительно воспринимая изучаемый прием, получают конкретное правильное пред­ставление о том, как и в какой последовательнос­ти надо действовать.

    3. Показ приема (действия) по отдельным эле­ментам с попутным объяснением особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий в следующей последовательности: сна­чала действие в целом, в нормальном темпе, за­тем по элементам и приемам с кратким пояснени­ем. При этом преподаватель должен располагать­ся так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приема от начала до конца.

    4.  Опробование приема или действия учащи­мися и отработка его по элементам или в целом (разучивание).

    Если прием (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его сразу разучивают в целом. Если сложен и его можно расчленить на отдельные части, сначала разучи­вают по частям. Темп выполнения вначале замед­ленный, затем повышается до нормального. После того, как учащиеся начнут выполнять все элемен­ты (части) в нужном темпе и правильно, можно пе­реходить к выполнению приема (действия) в це­лом.

    В тех случаях, когда прием (действие) нельзя разделить и из-за сложности невозможно без под­готовки выполнить в целом, его осваивают с по­мощью подготовительных упражнений.

    5.  Тренировка по закреплению приемов и дей­ствий в целом обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, развитие физи­ческих и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голо­данию) путем сознательного и многократного вы­полнения приемов (действий) в различных усло­виях:

    а) в простой (обычной) обстановке;

    б)  на специальных учебных тренажерах (ди­дактических приборах или иных моделирующих устройствах, манекенах);

    в) в усложненных условиях:

    ♦    трудных исходных положениях;

    ♦    с максимальной быстротой и точностью вы­полнения в ограниченное время;

    ♦   в ограниченном пространстве;

    ♦   при изменении условий (недостаточной ви­димости, в средствах защиты и т.п.);

    г) при различных состояниях организма обуча­емого, затрудняющих действия:

    ♦   в состоянии утомления (после физической нагрузки);

    ♦    при временном исключении или ограниче­нии зрительного самоконтроля;

    ♦    в состоянии значительного эмоционального напряжения (игровой и соревновательной дея­тельности).