Использование кейс-метода обучения на уроках ОБЖ
Умение размышлять, анализировать, принимать нестандартные решения рассматривается сегодня как важнейшее достижение человека и механизм для его дальнейшего развития. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования этих навыков и формирования индивидуальности учащегося.
Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становиться освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.[7]
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.[12]
Как достичь этих результатов? Одним из путей, позволяющих учителю выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ, являются современные методы технологии.
Среди современных технологий и методов в последнее время особое место в образовании занимает обучение кейс - методом.
Кейс - метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научить работать совместно и самостоятельно[4].
Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс-метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию учащихся. Учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате акивной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса.[8,15]
Определяя сущность кейс-метода, как метода обучения, можно сказать следующее:
- суть метода обучения, основанного на работе с кейсом, заключается в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую, конкретную проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений;
- усвоение знаний и формирование умений при использовании кейс-метода есть результат активной самостоятельной деятельности учащимися по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
- обучение на основе кейс-метода – это целенаправленный процесс формирования умений и навыков принятия решений, построенный на всестороннем индивидуальном и групповом анализе и моделировании конкретных ситуаций с последующим обсуждением во время открытых дискуссий сущности и путей преодоления содержащихся в ситуации проблем.[2,10]
Общие дидактические цели кейс-метода заключаются в следующем:
- активизировать учебную деятельность обучающихся, предоставив им возможность самостоятельно разобраться в предложенной проблеме известными им способами, сопоставить полученные результаты, определить их эффективность и возможность использования в практической деятельности;
- отработать определенные подходы к решению типовых проблем;
- развивать познавательные и творческие способности и умения учащихся: исследовать, анализировать, обсуждать, принимать нестандартные обоснованные решения, моделировать и оформлять результаты деятельности;[2]
В результате освоения кейса у обучающихся развиваются следующие умения и навыки:
- аналитические и прогностические: классифицировать информацию, выделять главное, анализировать и представлять ее, находить пропуски информации и восстанавливать их, исследовать информацию, разработать последовательность действий;
- практические: использовать на практике теории, методы и принципы; принимать правильные решения в условиях неопределенности, объективно исследовать ситуации, разрабатывать план действий, составлять краткий, убедительный отчет; учитывать точки зрения других специалистов;
- творческие: генерировать альтернативные решения, которые нельзя найти логическим путем;
- коммуникативные: вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения;
- социальные: оценивать поведение людей, слушать, поддерживать дискуссию [1,7].
Классификация кейсов может производиться по различным основаниям. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность:
- иллюстративные учебные ситуации; цель - на определенном практическом примере обучение учащихся алгоритму принятия правильного решения в конкретной ситуации;
- учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
- учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом имеющихся данных;
- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель - поиск путей решения проблемы. [10]
Кейсы можно классифицировать, исходя из целей и задач обучения. В этом случае можно выделить следующие типы кейсов:
- обучающие анализу и оценке;
- обучающие решению проблем и принятию решений;
- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования кейс-метода:
Структурированный кейс - дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним ученик должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;
"маленькие наброски”- содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе ученик должен опираться еще и на собственные знания;
большие неструктурированные "кейсы" объемом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; ученик должен распознать такие "подвохи" и справиться с ними;
первооткрывательские "кейсы" - при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом ученики и преподаватели выступают в роли исследователей [2].
Можно использовать и такую классификацию:
- Тренировочный кейс – тренировка навыкам деятельности в изменяющихся условиях;
- Обучающий кейс – овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов;
- Аналитический кейс – выработка умений и навыков аналитической деятельности;
- Исследовательский кейс – получение нового знания относительно развивающихся объектов;
- Систематизирующий кейс – систематизация ситуационного знания;
- Прогностический кейс – получение сведений о развитии данной системы[8].
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у учеников некоторые затруднения, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события или историю развития многих событий за многие годы. Кейс может включать известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.
Нет определенного стандарта представления кейсов. Часто кейсы представляются в печатном виде, на электронных носителях, в виде иллюстраций, включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для учеников. С такой информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио - или видео – вариантах. Возможности мультимедиа представления кейсов сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения.[15]
По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, так как четкое изложение сюжета в значительной степени подсказывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.[7]
Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания характеризуются тем. Что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению. Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения "героя" в будущем.
В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:
- личностные кейсы, в которых действую конкретные личности;
- организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, подразделения;
- многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов. [7]
Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, может быть рассчитан на то, что он займет часть одного урока. Кейс средних размеров занимает обычно весь урок, а объемный кейс, может использоваться в течение нескольких уроков.
Кейсы бывают вопросными, при их разрешении ученику нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание.
Опыт показывает, что успешность применения кейс - метода зависит не в последнюю очередь от качества самого кейса, его сюжета и всесторонней проработки материала.
Источник кейсов
Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники:
- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
- образование - определяет цели и задачи обучения и воспитания;
- наука - она задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.[18,19]
Соотношение основных источников кейса может быть различным. Данный подход позволяет классифицировать кейсы по степени воздействия их основных источников:
- практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности;
- обучающие кейсы, основная задача которых обучение. Они отражают типовые ситуации и носят значительный элемент условности;
- научно-исследовательские кейсы, ориентированные на исследовательскую деятельность [2,7].
Названные выше источники кейсов являются базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов:
- Художественная и публицистическая литература, фрагменты из публицистики, оперативная информация из СМИ, что значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности ученика.
- Использование материала характерного для данной местности, как источника формирования кейсов. Наиболее активно обсуждение кейсов о ЧС, которые могут произойти или происходили в данной местности и т.п.
- Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии того или иного ЧС природного характера. Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Использование научной литературы при разработке кейса придает ему большую строгость и корректность. Хорошим источником материала для кейсов является Интернет, этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.[4]
Таким образом, мы понимаем что кейс-метод - анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимый для усвоения при разрешении данной проблемы, не имеющей однозначного решения. Будучи интерактивным методом обучения, метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данного метода помогает развить такие важные для дальнейшей жизни качества как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.