«Использование элементов экологии при изучении географии с целью развития природоохранных навыков учащихся»

 

«Использование элементов экологии при изучении географии  с целью развития природоохранных  навыков учащихся»    

  Современная педагогика строит свою концепцию на основах гуманистического мировоззрения, которое является системой взглядов, убеждений, идеалов, строящихся вокруг одного центра – человека. Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованности общества, поэтому теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии.  Нет надобности, сегодня доказывать необходимость экологического образования в школе. Самым действенным направлением является развитие системы непрерывного экологического образования, нацеленной на воспитание экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование элементов экологии при изучении географии  с целью развития природоохранных  навыков учащихся»

      … Гражданин, на мой взгляд, немыслим

                                                 в нашу эпоху без активной работы за сохранение

                                                 природы… как физического обеспечения жизни

                                                 нашим детям и внукам, не говоря уж о духовном

                                                 и нравственном факторе незагубленной красоты

                                                 лесов, озер и рек.

                                                                                                        В.Г. Распутин

      Современная педагогика строит свою концепцию на основах гуманистического мировоззрения, которое является системой взглядов, убеждений, идеалов, строящихся вокруг одного центра – человека. Гуманность рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно - психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъективную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования становиться развитие личности.

      Отвечая гуманистическим целям образования, современная школа решает вопрос социализации личности, суть которого вооружение ребёнка навыками, необходимыми для адаптации в современном  мире.

      Теоретическое осмысление ребёнком своего бытия успешно решается через систему учебно-воспитательного процесса в школе, предусматривающего изучение основ наук, развитие навыков поведения, физическое и духовное становление личности. Вместе с тем, степень навыков осознанного, мотивированного правильного поведения у ребёнка не всегда достаточна, их он приобретает в процессе усвоения опыта общения.

      Среди навыков, необходимых ребёнку в процессе адаптации, особое (одно из главных) занимает навык общения с живой природой и осознание необходимости её сохранения. Как же решается этот вопрос в учебно-воспитательном процессе школы.

Переживаемый нами экологический бум - результат не только крайне неблагоприятных для человека изменений в биосфере, но и результат реакции на это общественного сознания, подошедшего к пониманию пересмотреть взаимоотношения человека и природы. Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованности общества, поэтому теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Ученые, изучающие природу Земли, давно предупредили: под влиянием производительной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы, ухудшающие среду обитания живых организмов, пагубно влияющие на здоровье людей, таящие угрозу самой жизни будущих поколений. Сейчас из-за накопления негативных аспектов научно- технического прогресса некоторые такие процессы становятся негативными и перерастают в экологические бедствия. Никто и нигде не может считать себя в безопасности, если где-то с кем-то нарушается природное равновесие, наносится ущерб биосфере, загрязняется окружающая среда. Защита природы Земли - дело всего человечества и вместе с тем каждого человека.

Нет надобности, сегодня доказывать необходимость экологического образования в школе. Самым действенным направлением является развитие системы непрерывного экологического образования, нацеленной на воспитание экологической культуры.

Одна из форм работы - “экологизация” учебных предметов, в данном случае речь пойдет о предмете география.

Тем более что в основу обязательного минимума содержания учебного предмета география на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества; воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; бережного отношения к окружающей среде.

Практически на любом уроке географии стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых – формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся. Однако для реализации компетентностного подхода необходимы принципиально иные технологии обучения, способствующие не только овладению новым содержанием образования, сколько формированию ключевых компетентностей (интеллектуально – познавательных, коммуникативных, деятельных, социальных и др.), развитию независимого критического мышления.

Таким образом, акцент работы на современном уроке географии перемещается с деятельности ученика по усвоению знаний на процесс его умения – поисковую учебно-познавательную деятельность.

      Программа курса географии средней школы  предполагает последовательное ознакомление учащихся с природой Земли, её разнообразием, с единством процессов, происходящих в компонентах природы. Страноведческая направленность программы отражает подход к процессу взаимодействия человека и природы, влияния хозяйственной деятельности человека на природный комплекс и возникающие при этом проблемы. Программами предусмотрен возрастной подход к ознакомлению с проблемами охраны окружающей среды.

      Вместе  с тем, основная масса учащихся мало вовлечена в практическую работу по отработке природоохранных навыков. В результате проводимых мероприятий, учащимися усвоены правила поведения при контактах с природой (не рвать, не сорить, не жечь и т.д.), но этого не достаточно. Для того, чтобы эти правила стали нормой поведения, необходимо осознанное понимание процессов, происходящих во взаимодействии человека и природы. Здесь на помощь учителю географии приходит экология, которая своей концепцией является связующим звеном законов развития природы, человека и общества – провожу уроки географии, интегрированные с экологией. Практически это выглядит таким образом:

      1.Начальный курс изучения географии дополняется сведениями по темам «Экология школьного двора», природные комплексы моего города, наблюдаем за природой.

      2.География  материков и океанов (7 класс)  усиливается сведениями о стихийных  природных явлениях и техногенных катастрофах (загрязнение моря, лесные пожары, наводнения и др.)

      3.Сведения  о природе России (8 класс) дополняются  краеведческим материалом, рассказывающим  о памятниках природы города  и края, компонентах природы, способствующих  развитию курорта и роль в  этом жителей города.

      4.Переход  к изучению экономики нашей  страны (9 класс) предполагает сбор сведений о результатах хозяйственной деятельности предприятий, где трудятся родители учащихся, знакомство с требованиями к профессиям, от которых зависит природное благополучие нашего города.

      5.Экологические проблемы мирового масштаба, рассматриваемые в курсе экономической и социальной географии мира (10–11 класс), изучаются учащимися с использованием сведений о научных учреждениях города, рассмотрением проблем Чёрного моря, анализом документов по международному сотрудничеству в области развития курортной сферы.

Понятие «экологическое образование» - овладение знаниями основ экологии (экологической грамотностью); помогает пониманию общения человека и природы, в конструктивном участии в охране природы и рациональному природопользованию. В преподавании географии внедрение экологических идей в обучении зависит от умения учителя объяснить это понятие и его значение учащимся так, чтобы они восприняли его не только умом, но и чувствами. Это зависит от мастерства учителя, подбора технологий преподавания, суммарностью методов и приемов в раскрытии роли экологического потенциала о взаимосвязи природы и общества. Вместе с тем учитель обучает и воспитывает учащихся.

  Само понятие «экологическое воспитание» отсутствует в словарях. Экологическое образования – это беспрерывный процесс охватывает триединую цель: обучение, воспитание и развитие. Однако, рассматривая этот вопрос необходимо выделить такие понятия «экологическое сознание», «экологическая ответственность». Это обозначает отношение личности к природе, что характеризуется выполнением своего долга по защите окружающей среды. Познакомить учащихся с правилами, которые складываются не только с осознания актов по охране окружающей среды, но и также в выполнении автоматических действий, которые стали привычкой, его другой натурой.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что    «Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. Если экология не станет одним из курсов, которые преподаются в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет».

Экология же, как учебная дисциплина будет направлена именно на формирование и развитие экологической культуры, на борьбу с безразличием в отношении окружающей среды. Требования, предъявляемые к современному образованию (в России и во всем мире) предусматривают, что конечным результатом обучения должно стать обретение определенных знаний, применимых на практике. Иными словами, получив «аттестат зрелости», гражданин России должен не просто знать курс естествознания. Он должен уметь ориентироваться в проблемах окружающей среды, использовать полученные знания в жизни.

Особенность нашего поведения в природе состоит из тех знаний, которые учащиеся приобрели на уроках и внеурочное время. От степени экологических знаний и экологической компетентности зависит кругозор учащихся, в будущем профессиональное поведение, как в природе, так и на производстве, в быту, на отдыхе. Поэтому, экологическое воспитание сегодня читается важным способом усовершенствования и рационализации практически всех видов хозяйственной деятельности людей

      Ещё одной важной задачей, решаемой на уроке  с использованием экологии можно считать пропаганду экологических знаний среди родителей учащихся и широкой общественности. Ведь без помощи взрослых не решается ни один вопрос оформления и оборудования школы, а это означает, что папы и мамы будут укреплять экологические навыки своих детей собственным правильным поведением на природе и радоваться их достижениям в различных смотрах и конкурсах.

Глубоко убеждена, что если вся работа по расширению экологических знаний будет проводиться, только теоретически, и не будет иметь практический выход, это будут простые слова, не будет воспитана у ребят экологическая культура, необходимый практический навык бережного отношения к природе.

В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».

Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя.

Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как, природа-мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла

Давайте сохраним на стрежнях – осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

     


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование элементов экологии при изучении географии с целью развития природоохранных навыков учащихся» www.themegallery.com ГБОУ «СКШ№2» учитель географии Сысалина Л.М.

Слайд 2

… Гражданин, на мой взгляд, немыслим в нашу эпоху без активной работы за сохранение природы… как физического обеспечения жизни нашим детям и внукам, не говоря уж о духовном и нравственном факторе незагубленной красоты лесов, озер и рек. В.Г. Распутин

Слайд 3

Современная педагогика строит свою концепцию на основах гуманистического мировоззрения, которое является системой взглядов, убеждений, идеалов, строящихся вокруг одного центра – человека. Гуманность рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно - психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъективную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования становиться развитие личности. Среди навыков, необходимых ребёнку в процессе адаптации, особое (одно из главных) занимает навык общения с живой природой и осознание необходимости её сохранения. Как же решается этот вопрос в учебно-воспитательном процессе школы

Слайд 4

Защита природы Земли - дело всего человечества и вместе с тем каждого человека. Нет надобности, сегодня доказывать необходимость экологического образования в школе. Самым действенным направлением является развитие системы непрерывного экологического образования, нацеленной на воспитание экологической культуры. Одна из форм работы - “экологизация” учебных предметов, в данном случае речь пойдет о предмете география. В основу обязательного минимума содержания учебного предмета география на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества; воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; бережного отношения к окружающей среде.

Слайд 6

Программа курса географии средней школы предполагает последовательное ознакомление учащихся с природой Земли, её разнообразием, с единством процессов, происходящих в компонентах природы. Страноведческая направленность программы отражает подход к процессу взаимодействия человека и природы, влияния хозяйственной деятельности человека на природный комплекс и возникающие при этом проблемы. Программами предусмотрен возрастной подход к ознакомлению с проблемами охраны окружающей среды. На помощь учителю географии приходит экология, которая своей концепцией является связующим звеном законов развития природы, человека и общества – провожу уроки географии, интегрированные с экологией.

Слайд 7

1.Начальный курс изучения географии дополняется сведениями по темам «Экология школьного двора», природные комплексы моего города, наблюдаем за природой. 2.География материков и океанов (7 класс) усиливается сведениями о стихийных природных явлениях и техногенных катастрофах (загрязнение моря, лесные пожары, наводнения и др.) 3.Сведения о природе России (8 класс) дополняются краеведческим материалом, рассказывающим о памятниках природы города и края, компонентах природы, способствующих развитию курорта и роль в этом жителей города. 4.Переход к изучению экономики нашей страны (9 класс) предполагает сбор сведений о результатах хозяйственной деятельности предприятий, где трудятся родители учащихся, знакомство с требованиями к профессиям, от которых зависит природное благополучие нашего города. 5.Экологические проблемы мирового масштаба, рассматриваемые в курсе экономической и социальной географии мира (10–11 класс), изучаются учащимися с использованием сведений о научных учреждениях города, рассмотрением проблем Чёрного моря, анализом документов по международному сотрудничеству в области развития курортной сферы.

Слайд 8

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что «Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. Если экология не станет одним из курсов, которые преподаются в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет». Экология же, как учебная дисциплина будет направлена именно на формирование и развитие экологической культуры, на борьбу с безразличием в отношении окружающей среды. Требования, предъявляемые к современному образованию (в России и во всем мире) предусматривают, что конечным результатом обучения должно стать обретение определенных знаний, применимых на практике. Иными словами, получив «аттестат зрелости», гражданин России должен не просто знать курс естествознания. Он должен уметь ориентироваться в проблемах окружающей среды, использовать полученные знания в жизни.

Слайд 9

Глубоко убеждена, что если вся работа по расширению экологических знаний будет проводиться, только теоретически, и не будет иметь практический выход, это будут простые слова, не будет воспитана у ребят экологическая культура, необходимый практический навык бережного отношения к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.

Слайд 10

Давайте сохраним Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полете. Давайте сохраним ромашку на лугу, Кувшинку на реке и клюкву на болоте. О, как, природа-мать терпима и добра! Но чтоб её лихая участь не постигла Давайте сохраним на стрежнях – осетра, Касатку в небесах, в таёжных дебрях – тигра. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте-ка мы все навек объединимся, Давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся.