ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ ШКОЛНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

Талалова Светлана Викторовна

7. Общественное признание деятельности школьного лесничества

Основной род занятий жителей нашего села  связан с лесом: работа в ГКУ  Ульяновской области «Новоспасское лесничество»,  ООО «Лес Н», у  частных предпринимателей по лесозаготовке на территории лесничества. Дети с самого рождения имеют представления о лесе на деле, лесниками являются их родители, старшие братья и сестры. Такие профессии, как водитель лесовоза, инженер леса, инспектор по охране лесов, охотовед, сегодня  пользуются спросом на рынке труда в нашем районе по данным службы  занятости Новоспасского района. Нынешнее время требует возрождения села, а чтобы это случилось, нужны люди,  которых надо обучить востребованным специальностям.  Молодежь должна оставаться на селе, ее надо превратить в мощную квалифицированную силу. И такую совместную профориентационную работу ведут МКОУ Троицко – Сунгурская СОШ, ГКУ  Ульяновской области «Новоспасское лесничество» и  ООО «Лес Н».

В 2011-2012 учебном году  учебным планом школы были предусмотрены в  8-9 классах часы на проведение элективного курса «Лес и человек». Авторы курса Н.Ф. Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В. Николина, В.И. Сиротин.

В связи с малочисленностью 10 — 11 классов, учебный план в школе составлен в соответствии с универсальным профилем. На протяжении многих лет в учебный план старшеклассников включен  учебный предмет «Экология». Авторы программы: Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.

Внеурочная деятельность предпрофильной и профильной подготовки в школе осуществляется через школьное лесничество «Сосенка» от ГБОУ ДОД Областной станции юных натуралистов. Такая совместная работа дает положительные результаты. За последние пять лет выпускники школы поступают в учебные заведения по специальностям связанных  с географией и экологией (Приложение 1).

В настоящее время в Новоспасском районе работает одно школьное лесничество «Сосенка» на базе муниципального казенного образовательного учреждения Троицко - Сунгурской средней общеобразовательной школы. Школьное лесничество «Сосенка»  имеет свой девиз, гимн и герб. Девиз:  «Узнай лес, посади лес, сбереги лес». Герб школьного лесничества – это символизированное изображение хвойного дерева - сосны. Дерево находятся в руках школьника, что обозначает необходимость прививать учащимся бережное социально – активное отношение к природе. На гербе над деревом имеется изображение солнца, а внизу  изображение земного шара. Солнце – это сохранение полезных функций леса, это тепло, это позитивная атмосфера в работе. А земной шар обозначает единство и сплочённость всех за сохранение зелёного наряда планеты (Приложение №2).

Дата рождения школьного лесничества: 1981 год.

Место рождения:Сунгурское лесничество, Троицко – Сунгурская средняя школа.

Основной документ:Положение о школьном лесничестве.

Состав: учащихся 5-11 классов.

Структура: лесничий – Гаврилина Марина, учащаяся 11 класса, помощник лесничего – Панькова Юлия, учащаяся 9 класса, лесовод – Гурьянова Ольга – учащаяся 7 класса, техники – Авдеев Михаил – учащийся 7 класса и Жоголева Ольга - учащаяся 7 класса.

Совет:Джалюков Исмаил Равильевич – директор ГКУ  Ульяновской области «Новоспасское лесничество», Мерзлякова Надежда Петровна - специалист по охране и защите лесов Новоспасского лесничества, Иванова Светлана Валерьевна - директор МКОУ Троицко – Сунгурской СОШ, Гаврилина Марина – лесничий школьного лесничества «Сосенка».

 Органом самоуправления:общее собрание. Оно решает вопросы, принимает новых членов, утверждает планы работы. Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в лесу, экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используем для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.

Руководители школьного  лесничества: Мерзлякова Надежда Петровна -  специалист по охране и защите лесов Новоспасского лесничества, Талалова Светлана Викторовна – учитель географии, экологии МКОУ Троицко – Сунгурской СОШ, ПДО ГБОУ ДОД Областной станции юных натуралистов.

Цель деятельности школьного лесничества:формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.

Задачамишкольного лесничества являются:

- экологическое образование школьников, воспитание у них бережного и социально активного отношения к природе;

- оказание практической помощи учреждениям лесной отрасли в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, неистощительного использования лесных богатств, содействие работникам государственной лесной охраны в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубов и других лесонарушений;

- обучение школьников навыкам исследования природы леса, привлечения их к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории гослесфонда совместно со специалистами лесной отрасли и учеными;

- профессиональная ориентация школьников, подготовка из их числа будущих специалистов лесного хозяйства;

- пропаганда среди населения знаний о лесе, ведение разъяснительной пропагандистской работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального  использования,  защиты от вредителей и болезней леса,  охраны и использования объектов животного мира;

- организация и проведение в школе, населенном пункте массовых мероприятий природоохранной направленности: праздников «День птиц», «Неделя леса», закладка памятных посадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов;

- развитие навыков по традиционным народным промыслам, связанным с использованием лесных ресурсов (резьба по дереву, изготовление поделок из бересты и тому подобное).

Основные направления работы школьного лесничества:

Лесохозяйственная деятельность.

Лесозащитная работа и противопожарная пропаганда.

Природоохранная  и  эколого – просветительская деятельность.

Учебно - исследовательская и учебно - опытническая деятельность.

Школьное  лесничество оказывает реальную помощь Новоспасскому лесничеству. Воспитанники лесничества принимают участие в посадках леса, проводят уход за питомником на площади 0,1га, очищают посадки леса от валежника. Ребята собрали 10 кг шишек  хвойных пород(Приложение № 1, фото № 1, 2 в критерии 6).

Члены школьного лесничества не только стражи леса, они и рачительные хозяева, думающие о будущем. Они понимают, что хозяин леса должен быть и воспитателем, и сторожем, и умелым лекарем своих подопечных, потому что у леса есть не только друзья, но и многочисленные враги. Пока главное оружие от нападения вредителей – профилактика. Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них  члены школьного лесничества развешивают кормушки и  искусственные гнезда.

Практически вся школа участвует в трудовых операциях, акциях, программах: “Птичья столовая”,  “Домик для пернатых”, “Посади дерево”, “Чистый лес”, “Лес без огня“, “Подари елке жизнь“, “Муравейник”, «Больше кислорода».  (Приложение № 1, фото № 3 - 6 в критерии 6).

Ведется работа над Красной книгой своей местности, ребята выявляют особо охраняемые территории и благоустраивают их (Приложение № 1, рис. 1, фото № 7в критерии 6).

На счету нашего лесничества много хороших дел. Нелёгким был для юных лесоводов 2010 год. Сильная засуха, халатность людей привели к крупному пожару в нашем районе. Многие учащиеся нашего лесничества принимали участие в тушение лесных пожаров: Клетнов Александр и Пчелкин Иван были награждены благодарственными письмами политической партией «Единая Россия» и главой муниципального образования «Новоспасский район» (Приложение № 2 в критерии 6).

Членами школьного лесничества ведется экологическая работа с младшими школьниками  школы. Члены школьного лесничества  организуют с ребятами экологические игры, викторины, праздники. Эти мероприятия приносят большую пользу, воспитывая в ребятах  уважительное отношение к природе, чувства гордости за богатую и щедрую родную землю, желание беречь её сокровища (Приложение 3,  фото № 8,9 в критерии 6).

Коллектив школьного лесничества не замыкается в кругу только своих интересов. Они часто выступают инициаторами многих общешкольных мероприятий, организуют посвящённые охране природы и жизни леса походы, экскурсии, конкурсы, выставки, праздники: “День птиц”, “День Земли”, “День воды”, “Неделя леса”, “День здоровья“ и т.д. Все ученики заранее готовятся к торжествам, приглашаем в гости сотрудников лесничества, родителей (Приложение № 3 фото № 10, 11 в критерии 6).

Учащиеся школьного лесничества создали  экологическую тропу «В тайничках сунгурского леса».Создание экологической тропы позволило ребятам вовлечься в практическую научно - исследовательскую, краеведческую деятельность по изучению своей Малой Родины (Приложение 1 в критерии 2).

Участвуя в операциях, акциях, при написании исследовательских работах воспитанники школьного лесничества проводят социологические опросы. Например, при написании исследовательской работы «Мониторинг лесных пожаров Новоспасского лесничества и противопожарная пропаганда среди населения»  ребятами был провиден социологический опрос на тему: «От каких обстоятельств зависят лесные пожары». Затем ребята сделали вывод по этому социологическому опросу. Кроме социологических опросов ребята размещают в общественных местах листовки, буклеты, аншлаги на противопожарную, природоохранную тематику, тем самым призывая жителей села к бережному отношению лесных богатств Милой Родины (Приложение № 4 в критерии 6).

 Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» являются постоянными журналистами районной газеты «Сельская правда». Они пишут в газету о проделанной работе, призывают жителей района к противопожарной безопасности, природоохранной деятельности, привлекают их к акциям, операциям. В апрели 2008 года ребята участвовали в областном конкурсе «Семь чудес света Ульяновской области»,  представляя ООТ -  Черная береза. Материалы о ней были опубликованы в областной газете «Дыхание Земли» В 2010 году этот же материал был опубликован в Молодежной газете. Районный телевизионный канал «Сфера ТВ» и областной канал «2Х2 на Волге» снимали видеоматериалы о Черной березе, где воспитанники школьного лесничества давали интервью об этом уникальном объекте.

Таблица 1

Публикации  и телерепортажи обучающихся  в средствах массовой информации

Учебный год

Жанр публикации

Название темы

Уровень

2006-2007

1. Статья в газете «Сельская правда»

«Защитим лес от пожара»

 

муниципальный

2007- 2008

1. Статья в газете «Сельская правда»

«Берегите елочки  - сосеночки»

муниципальный

2.Статья в газете «Сельская правда»

«Оч. умелые ручки подвластно все: елки бумажные, снеговики ватные»

муниципальный

3. Статья в газете «Сельская правда»

«Здесь будет город – сад»

муниципальный

4.Телевизи-онный репортаж на канале «2х2 на Волге»

«Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза»

региональный

6. Статья в газете «Дыхание Земли»

«Семь чудес света Ульяновской области – чудо Черная береза»

региональный

6. Статья в газете «Сельская правда»

«Черная береза под моим окном»

муниципальный

2008- 2009

1. Статья в газете «Сельская правда»

«Учимся познавать живое»

муниципальный

2. Телевизионный репортаж на канале «Сфера ТВ»

«О достопримечательностях села»

муниципальный

3. Статья в газете «Молодежная газета»

«Горе – береза»

региональный

2009-2010

1. Телевизионный репортаж на канале «Сфера ТВ»

«О школьном лесничестве «Сосенка»

муниципальный

2. Брошюра «ЭКО-2009» Материалы X областной научно- практической конференции обучающихся

Тезисы из докладаисследовательской работы «Исследования распространения зеленой дубовой листовертки в лесах Новоспасского лесничества Ульяновской области»ученица 9 класса Гаврилина М.

региональный

4.Статья в газете «Сельская правда»

«Мой край родной»

муниципальный

2010-2011

1. Брошюра «ЭКО-2011» Материалы XII областной научно- практической конференции обучающихся

Тезисы из докладаисследовательской работы «Оценка состояния древостоя смешанного леса в Новоспасском лесничестве»ученица 9 класса Панькова Ю.

региональный

2.Статья в газете «Сельская правда»

На страже у леса

муниципальный

 

 Итак, 8 раз воспитанники лесничества публиковали материалы в районной газете, а также имеют 4  публикации на региональном уровне, кроме этого ребята сотрудничают с телевидением. (Приложение № 5 в критерии 6).

Воспитанники школьного лесничества «Сосенка» принимают активное участие в мероприятиях разного уровня (Приложение № 6, фото № 12,13 в критерии 6).

Таблица 2

Результаты обучающихся в предметных олимпиадах

Учебный год

Класс

Предмет

Результат

Всероссийский этап

2009-2010

9

Экология, биология

Удостоверение

Региональный этап

2007-2008

10

Экология

Диплом с отзывом II степени

2009-2010

9

Экология, биология

I место

2010-2011

10

Экология

III место

 

     Итак,  наблюдается положительная динамика достижений обучающихся в предметных олимпиадах по экологии и биологии(Приложение № 7 в критерии 6).

Таблица 3

Результаты обучающихся в конференциях, конкурсах

Учебный год

Форма творческого конкурса

Класс

Результат

Международный уровень

2009-2010

Международная  конференция «Экология моря»

9

Грамота за участие

Всероссийский уровень

2009-2010

Всероссийский юниорский конкурс «Подрост»

9

Диплом

Региональный уровень

2007-2008

Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2007»

8, 11

I место

2008-2009

Областной юниорский конкурс «Подрост»

11

I место

Областная научно-практическая конференция  «Шаг в будущее»

11

II место

Областная краеведческая конференция,  посвященная 160-летию И.Я.Яковлева

9

III место

2009-2010

Областной юниорский конкурс «Подрост»

9

I место

10

I место

Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010»

9

III место

Областной конкурс на лучший проект туристско-краеведческого    маршрута среди обучающихся «Мой край»

10

 

I место

2010-2011

Областной юниорский конкурс «Подрост»

8

III место

10

II место

11

I место

Областная научно-практическая конференция «ЭКО-2010»

10

II место

2011-2012

Областной юниорский конкурс «Подрост»

11

I место

11

I место

9

II место

   

  Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 15 раз  становились победителямив научно-практических, краеведческих конференция и конкурсах, а также принимали участие в международных и всероссийских конференциях и конкурсах(Приложение № 8 в критерии 6).

Таблица 4

Достижения обучающихся в слетах, форумах и праздниках

Учебный год

Форма творческого конкурса

Количество участников

Результат

Межрегиональный уровень

2010-2011

Программа «Больше кислорода!»

14

Благодарственное письмо

Региональный уровень

2007-2008

Областной слет школьных лесничеств

5

Грамота за участие

Областной конкурс «Лесная газета»

II место

Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль»

3

 

Диплом лауреаты

Областной конкурс русского языка «Письмо в защиту окружающей среды»

 II место

2008-2009

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

 

 

III место

Областной конкурс «Лесная газета»

I место

Областной конкурс «Символика слета»

III место

Областной экологический праздник «Самый добрый фестиваль-2008»

5

III место

2009-2010

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

II место

2010-2011

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

III место

 

Областной слет юных лесоводов «Лесной форум»

5

II место

Областной конкурс «Мы за сохранение лесов России!»

15

I место

 

  Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 9 раз становились победителями слетов, форумов и праздников. В 2010-2011 году ребята отмечены благодарственным письмом на межрегиональном уровне.(Приложение № 9 в критерии 6).

Воспитанники школьного лесничества отмечены общественным признанием, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Таблица 5

Общественное признание воспитанников школьного лесничества  на региональном уровне

Год

Номинация

Уровень

Количество участников

Класс

2008-2009

Соци­ально – значимая и общественная деятельность

региональный

1

11

2009-2010

Научно - исследовательская деятельность

региональный

1

9

2010-2011

Научно - исследовательская деятельность

региональный

1

10

Соци­ально – значимая и общественная деятельность

региональный

1

11

 

Итак, на региональном уровне за последние три года учащиеся 4 раза становились обладателями губернаторской премии  (Приложение № 10 в критерии 6).

Таблица 6

Общественное признание обучающихся школьного лесничества  на муниципальном уровне

Год

Номинация

Уровень

Количество участников

Класс

2009-2010

Благодарственное письмо за активное участие и личный вклад в ликвидации лесных пожаров

муниципальный

2

9, 10

Свидетельство за достижения высоких показателей по итогам 2010 года

муниципальный

1

10

2010-2011

Благодарность за активное участие в работе школьного лесничества

муниципальный

2

11

Почетная грамота  за активное участие в противопожарной пропаганде среди населения

муниципальный

5

9,11

Благодарственные письма за активное участие в общественной жизни села и района

муниципальный

8

11

 

Итак, на муниципальном уровне за последние два года учащиеся школьного лесничества  18 раз были отмечены благодарственными письмами, грамотами за  активное участие в общественной жизни села и района (Приложение № 2, 11 в критерии 6).

За проводимую работу школьное лесничество имеет отзывы руководителей учреждений, предприятий, родителей и воспитанников (выпускников) школьного  лесничества «Сосенка».

Высказывания выпускницы и ее родителей о результативности школьного лесничества

Март 2009 года

Январь 2010 года

Очень важно, когда в школе имеется экологическое объединение – школьное лесничество «Сосенка». А его педагог отдает свои знания, умения, вкладывает свою душу в процесс воспитания молодого поколения. И именно к таким самоотверженным учителям, несомненно, принадлежит Талалова Светлана Викторовна. Она смогла сплотить вокруг себя группу заинтересованных учащихся в области природы и экологии, подготовить их к участию в областных конкурсах. Хочется сказать огромное родительское  спасибо Светлане Викторовне за ту неоценимую помощь, которую она оказала моей дочери, Мерзляковой Елене, подготовке к областным конкурсам, где она неоднократно занимала призовые места.

                                  Мерзляков В.Н.

                                  Мерзлякова О.И.

Я учусь на 1-ом курсе факультета трансферных специальностей УлГУ. Моя будущая специальность социальная работа и юристпруденция. На занятиях по социальной работе в первом семестре мои однокурсники выполняли рефераты, разрабатывали социальные проекты. А я по рекомендации преподавателя на семинарах использовала те проекты и исследовательские работы, которые я делала еще учась  в МОУ Троицко – Сунгурской СОШ под руководством моего преподавателя Талаловой С.В. Большое спасибо Светлане Викторовне, за знания которые получила я, посещая школьное лесничество «Сосенка».

 

Елена Мерзлякова.