Гражданское воспитание обучающих на уроках географии

Усик Инна Владимировна

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования  и гражданской активности человека.

Поэтому важен такой подход к организации педагогической работы с учащимися, который направлен  на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества.

Ведущая роль в системе образования в настоящее время отводится гражданскому воспитанию учащихся.  Под гражданским воспитанием понимается целенаправленное содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества.

Воспитание гражданина предполагает всестороннее развитие его личности. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права и ответственно выполнять обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде всего, в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим социумом.

Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов и обретение опыта общественно-полезной деятельности.

Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны.
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Школьный курс географии имеет широкие возможности для формирования гражданской позиции учащихся, уважения к культуре и истории своего народа.

География среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда - общество - человек. Поэтому именно этот предмет способствует развитию у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Это также предмет, знакомящий учащихся с отдельными территориями и социально-экономическими условиями в них. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине, формированию гражданской позиции.

Воспитание патриотизма гражданской позиции учащихся я осуществляю через следующие формы  работы:

  • проведение традиционных  уроков географии,
  • внеклассной работы,
  • изучение краеведческого материала,
  •  освоение технологии проектной деятельности.

Уроки географии.

Перед учителем географии стоит трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, будущее нашей страны целиком ляжет на плечи нынешнего поколения школьников. Именно эти задачи и решаются в курсе географии России в 8-9 классе. В данном курсе  учащиеся знакомятся со многими нормативными документами, правовыми законами нашего государства. Особая роль принадлежит первому уроку. Так изучение курса «Географии России» я начинаю со знакомства с государственной символикой, прослушивание гимна, просмотра видеофрагмента о создании  государственного гимна и флага. На некоторых уроках, например «Государственное устройство России»,  предусматривается работа с нормативными документами (Конституцией Российской Федерации). 

     Изучение географического материала имеет общей целью формирование личности школьников. Направленность на формирование личности ученика предъявляет особые требования к организации учебного процесса, к отбору методов и приемов обучения. Они должны способствовать формированию определенных ценностных отношений, учить нормам поведения.

Окружающий человека мир, среда его обитания подлежит оценке с точки зрения ее значения для жизни населения. География рассматривает те стороны окружающей среды, которые являются важными для становления личности. Это географическое положение, территория, природные условия, культурно-истори­ческое прошлое населения, хозяйственная сфера, современная экологическая ситуация.

Учитывая, что география изучает свои объекты во времени и пространстве, основанием оценки может быть сравнение этапов развития ("что было" и "что теперь стало"), изменение состояния природной среды, ускорение или замедление темпов экономического развития. Одним из оценочных критериев является выявление тенденций развития природных и хозяйственных систем.

Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного, урока может стать использование в преподавании дополнительной и художественной  литературы, информационных технологий.

      Большое  значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими  личностными качествами, с их достижениями и открытиями, что может помочь обратить чувства ребят  к пониманию большой и малой Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной.

В душе каждого русского человека находится миниатюрный портрет его народа. Вовлекая детей в разговор о загадочной русской душе в некоторые темы уроков курса 8 – 9 классов, учитель расширяет представление ребят о самих себе, одновременно усиливает их познавательный интерес к географии России. Здесь можно использовать возможности школьного музея, где обязательно есть материалы о выдающихся земляках: участниках войн, учителях, родителях и др.

      При изучении природных ресурсов Центральной России анализируются причины появления особенностей великорусского хозяйства в ХV - ХVI веках. Учащиеся видят, что:

      - разбросанность населения, преобладание мелких деревень в 2-3 двора происходит из-за холмистого рельефа с обилием болотистых участков;

      -незначительность крестьянской запашки объясняется огромными затратами труда на раскорчевку и обилие неудобных земель;

      -развитие кустарных промыслов, усиленная разработка лесных и пойменных угодий - богатством и разнообразием природных возможностей (лесов, озер, рек и др.)

      Учащиеся делают вывод, что выживание народа в таких условиях - результат смекалки, большого трудолюбия и терпения населения.

      В теме "Климат России" указывается, как его особенности отразились на характере русского народа:

      - продолжительные снежные и морозные зимы – выносливость людей;

      - стремление в короткое северное лето, отпущенное природой, переделать много дел породила способность населения к напряженному труду с последующим генетически врожденным трудолюбием.

      Также целесообразно изучение этих вопросов при обобщении знаний в темах: "Географическое положение", "Рельеф", "Внутренние воды". Наиболее вписываются они в раздел "Население России".

      При изучении курса географии России в 8-9 классах мы пытаемся воспитывать патриотическое чувство к Родине. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить детей с нашей страной. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах и движениях народов,  формировании территории, о «русском человеке и характере».

        Говоря о внутренних водах России, мы воспеваем великие наши реки ,выходы к океанам и огромную протяженность морских границ, внутренние моря и озера.

       Воспитание патриотизма требует осознания каждым человеком личной ответственности за судьбу страны. Именно, отсюда и вытекает роль школьной географии в воспитании молодежи.

Краеведение

Не менее важным является школьное географическое краеведение. Здесь важна эстетическая направленность краеведения и воспитания гражданской позиции учащихся.

Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, учитель показывает учащимся связь родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Понимая важность проблемы, поставила перед собой следующие задачи:

- формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;

- развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;

- сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района;

При реализации данных задач определила объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы… Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.

Региональный компонент позволяет отвести на изучение природы, населения и хозяйства своего населенного пункта, области, края, республики достаточное количество часов. Однако большая часть работы выносится за рамки урока и может быть осуществлена в рамках исследовательской деятельности учащихся в любых ее формах. Мне бы хотелось остановиться на  примерах такой работы.

При изучении темы «Население России» многие сложные для изучения понятия, связанные с демографическим переходом, его стадиями и типами воспроизводства, лучше усваиваются в процессе проведения индивидуальной исследовательской работы учащихся. Задание заключается в отборе материала о поколениях родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Необходимо выяснить, сколько детей было в семьях данных поколений, построить генеалогическое древо, определить в каком поколении произошел переход от традиционного типа воспроизводства (многодетной семьи) к современному типу (одно-, двудетной), определить причины такого перехода.

Такое задание требует творческого подхода и невозможно без общения с родственниками, через которых ребята узнают историю своей семьи и соприкасаются через воспоминания дедушек и бабушек с историей своей страны. Нередко приходится слышать, что если бы не это задание, они могли бы и не узнать столько интересного о своей семье. К сожалению, очень часто родители наших учеников, занятые работой, мало делятся с детьми воспоминаниями, а иногда многого просто не знают. Так, во многих семьях утеряна информация о поколении прабабушек и прадедушек, в лучшем случае сохраняются лишь знания о родственниках по прямой линии. Однако и это радует, есть семьи, где собирают и записывают сведения о поколениях до 5-6 колена. В любом случае, изучая историю своей семьи, ребенок узнает, откуда родом его предки, как они попали в наш город, какие были традиции семьи в историческом прошлом. Он начинает задумываться: «Почему в городе чаще встречаются семьи однодетные, а в сельской местности многодетные; почему в поколениях прапрабабушек и прабабушек обычными были семьи с восьмью или десятью детьми; почему не все дети доживали до создания собственной семьи; как сказалась война на рождаемости и почему после войны стали меняться вековые традиции?»

Таким образом, на примере своей семьи изучается история своей страны, она предстает перед ребенком в живых картинках воспоминаний его родных и близких людей, а поэтому легче воспринимается и лучше запоминается.

Изучая хозяйство Поволжья, мы проводили исследования, связанные с историей формирования города. Города создаются людьми, поэтому в первую очередь ребята выясняли, откуда приехали представители предыдущих поколений, когда и с какой целью. Для этого была разработана анкета, которую заполняли сами ученики, родители, бабушки и дедушки. Всего изучались четыре поколения: собственно ученики, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. После обработки статистического материала, были построены карты, графики и диаграммы, которые затем анализировались.

Обучающие нашей школы постоянно принимают участие в различных конкурсах, ежегодно являются участниками областного юношеского краеведческого  фестиваля «Знай и люби свой край», проводимого «Областным краеведческим музеем».