Аспекты экологического воспитания в сельской школе

Мещерякова Наталья Григорьевна

  Наше село расположено в зоне интенсивной сельхоздеятельности (пастбища, пашни, сенокосы), все это приводит к деградации природных ландшафтов, исчезновению редких представителей флоры и фауны, т.е для эколога работы непочатый край. 
  В нашей школе работает три учителя естественных дисциплин: Иващик О.А. –учитель биологии высшей категории, Миронова А.С. – учитель химии высшей категории и я Мещерякова Наталья Григорьевна – учитель географии и экологии высшей категории. Все мы не равнодушны к проблемам экологии нашего села. Понятно, что в рамках школьного предмета невозможно охватить все аспекты экологического образования, поэтому каждый из нас ведет большую природоохранную работу, с результатами которой я хочу вас сегодня познакомить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_doklad.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аспекты экологического воспитания в сельской школе.

   Недавно по телевидению показывали фильм «Водный мир». Вся наша Земля покрыта водой. Горсть грунта, поднятого со дна, стоит дороже золота. Ее меняют на чистую питьевую воду. Причина – экологическая катастрофа в результате неразумной деятельности человека. Запомнились слова героини; «Мы рождены, чтобы жить на суше, мы не можем жить в воде».

      Долго ли мы будем вместе человек и Земля? На эти вопросы я пытаюсь ответить детям на уроках и во внеклассной работе по экологии.

     В середине 90х в школе появился новый предмет – экология. Учителям была предложена программа, разработанная  Дмитриевой Л.Е. Конечно вначале было сложно: отсутствие опыта работы, методической литературы, дидактического материала, но мы справились, понимая значимость предмета. Как только мы адаптировались, экология была убрана из обязательного списка, и сейчас трудно найти школы, где бы этот предмет преподавался. Я живу в Константиновском районе, у нас 13 школ, но экология входит в список предметов только в нашей школе. Как можно говорить о сохранении природы Земли, не зная самых азов. А ведь работы в этом направлении непочатый край. Докажу на своем примере.

     Наше село расположено в зоне интенсивной сельхоздеятельности (пастбища, пашни, сенокосы), все это приводит к деградации природных ландшафтов, исчезновению редких представителей флоры и фауны, т.е для эколога работы непочатый край.

     В нашей школе работает три учителя естественных дисциплин: Иващик О.А. –учитель биологии высшей категории, Миронова А.С. – учитель химии высшей категории и я Мещерякова Наталья Григорьевна – учитель географии и экологии высшей категории. Все мы не равнодушны к проблемам экологии нашего села. Понятно, что в рамках школьного предмета невозможно охватить все аспекты экологического образования, поэтому каждый из нас ведет большую природоохранную работу, с результатами которой я хочу вас сегодня познакомить.

    Понимая актуальность данной проблемы, в 2004 году мною была разработана программа экологической школы «Зеленый мир» С основными положениями этой программы я уже знакомила коллег на одном из областных семинаров. Но так как это было давно разрешите немного повториться. В начале, мы планировали решении основных целей программы осуществить в течение трех лет, но как показал опыт – это очень маленький срок, поэтому дополнив основное содержание, мы по сей день работаем по данной программе.

    Реализация программы осуществлялась по трем  основным направлениям. На первом этапе «Здоровье и окружающая среда» совместно с участковым врачом был проведен мониторинг здоровья населения нашего села, было установлено, что преобладающие заболевания связаны с органами дыхания. Можно предположить влияние холодного климата, но еще одна причина – высокая степень запыленности нашей территории. На этом этапе были проведены исследования степени запыленности в разных частях села, лихноиндикация ближайших к селу лесопосадок, исследования в школе по уровню шумового загрязнения, сейчас мы работаем по составлению экологического паспорта школы. С результатами исследований ежегодно выступаем на школьных, районных и областных конференциях.

     Мною составлена программа факультативного курса по экологии «Здоровье и окружающая среда» для учащихся 9 класса.

     Здоровье человека на 45% зависит от состояния окружающей среды, поэтому вторым направлением нашей работы стало изучение водных  объектов «Голубое зеркало планеты». Наше село расположено на берегу реки  Амур и его проток: Дунайки, Суетинки, Тихуши, в окрестностях села много озер старичного типа. В начале исследования, мы провели оценку качества воды проток Амура. С результатами работы выступили на областной конференции, В течении трех лет проводили комплексное исследование озера Марковское – излюбленного места отдыха жителей села. Результаты огласили в марте этого года на районной экологической конференции. Они оказались неутешительны. Водоемы сильно загрязнены, в озере идет интенсивный процесс эфтрофикации, основная причина загрязнение сельское хозяйство. Но, однако, есть и положительные результаты. В течение 3 лет на озерах нашего района члены клуба «Лотос»  под руководством Иващик О.А. вели реинтродукцию лотоса орехоносного. Самая большая популяция этого уникального растения произрастает на озере Осиновом. Здесь установлен щит, ежегодно проводятся рейды по охране, экскурсии, так как  сюда приезжают люди со всех уголков нашей области, чтобы полюбоваться эти красивым цветком.

      Наше село расположено в лесостепной зоне, большая часть которой представляет поля, т.е. древесная растительность носит фрагментарный характер, это еще одна из причин запыленности воздушного океана. Поэтому 3 этап нашей программы «Зеленый пояс Земли» нацелен на охрану естественной растительности и лесовосстановление.  В 2008 году был посажен школьный лес – 1200 сосен в 1 км от села на берегу озера Неволя. В течение последующих лет проводились рейды по охране  леса, полив во время сильных засух, подсадка новых пород, совместно с областной дружиной «Барсы». На берегу реки Дунайка образован памятник природы «Новопетровская роща». Парк вокруг школы объявлен дендрарием, составлена соответствующая документация, по итогам  областного смотра-конкурса он признан лучшим. Ведутся посадки редких деревьев на территории дендрария и села. Высажены такие породы: клен американский, орех маньчжурский, бархат амурский, барбарис, рябина, клен приречный. По дендрарию и в окрестностях села проложено  2 экологические тропы. Одна знакомит нас с редкими древесными породами школьного дендропарка, другая с основными природными экосистемами.  Обе тропы рабочие, так как в течение года здесь проводятся экскурсии, игры, исследования.

      В январе этого года ученица 11 класса, представляла нашу школу на экологической олимпиаде с проектом «Редкие и исчезающие растения нашего села», в нем были не только представлены растения Красной книги, которые у нас встречаются, но и предложено внести в список растения, которые на наш взгляд стали редкими. Работа по этому проекту будет продолжена в летний период, и результаты мы представим на научно-практической конференции. Миронова А.С.  в течение двух лет работала над проектом «Слезы природы», целью работы стала посадка редких растений на территории учебно-опытного участка. В перспективе - работа над проектом «Школьный двор», предполагаем создание водоема, клумбы краснокнижных растений, аллеи редких древесных пород.

Как видите, работы очень много, но, на мой взгляд,  результативность будет  выше тогда, когда практические исследования будут иметь  хорошую теоретическую подготовку, которую могут дать полноценные  уроки экологии. Поэтому в заключение своего доклада, хочу обратиться к организаторам конференции с просьбой, вынести на рассмотрение вопрос о возвращении экологии в обязательный список школьных предметов.

Долго ли мы будем вместе человек и Земля? Да, если будем воспитывать  экологически образованное поколение.


 

Комментарии

Сарицына Татьяна Николаевна

Я в степи видела даже тушканчиков! Фазаны, перепелки и зайцы у нас еще живут в районе дач у реки в приграничной зоне (нет охоты).

Мещерякова Наталья Григорьевна

У нас территория заказника, поэтому охота разрешается периодически (весной и осенью). Мы живем в лесостепной зоне. Фазаны и косули под охраной. Охота разрешена только на уток и гусей

Мещерякова Наталья Григорьевна

У нас территория заказника, поэтому охота разрешается периодически (весной и осенью). Мы живем в лесостепной зоне. Фазаны и косули под охраной. Охота разрешена только на уток и гусей

Маратканов Сергей Михайлович

Охрана окружающей среды очень важна сегодня. Главное чтобы это поняли на самом высоком уровне.