Статья «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

Белякова Светлана Георгиевна

Современный урок географии. Его "плюсы" и "минусы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Белякова Светлана Георгиевна

МОУ «СОШ с. Кутьино»

  Статья «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

                                                         

                                                             

                                                      Аннотация.

Мой стаж работы в МОУ «СОШ с. Кутьино»  33года.

Много было реформ в образовании за все годы моей трудовой деятельности.

Время диктует своё, в том числе и требования к проведению качественного урока-

современного в свете требований ФГОС второго поколения. После прохождения курсов по ФГОС и изучения многих источников стало понятно, что работать надо по-новому. Почему?

Дети стали другими- столько черпают информации в школе, в Интернете и т.д.

Несомненно, к таким урокам требуется тщательная подготовка. Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную  работу ученика, а не учителя:  практический,  деятельностный подход; использование образовательных технологий и т.д.  

Результаты первые уже радуют: дети стали более активными, самостоятельными, пытливыми, раскованными, присутствует самооценка у ребёнка, что положительно влияет на самочувствие детей.

                               

   

                                                 

  «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их

    сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая    

    заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных

    детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не

    способны. Успех в учении – единственный источник внутренних

    сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей,

    желание учиться».

    Сухомлинский В.А.    

                                                   

 Слова Сухомлинского поистине актуальны во все времена.

 Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

 Методические принципы современного урока

 Субъективизация

 Метапредметность

 Деятельностный подход

 Коммуникативность

 Рефлексивность

 Импровизационность

 Три постулата заложены в основание новой технологии урока.  

 Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Каковы ресурсы современного урока?

Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановлюсь подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.      

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны.  

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

 Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке таковы:

-личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

 

Требования к содержанию урока и процессу учения

-урок должен быть воспитывающим;
-необходимо обеспечить изучение основ науки, систематичность, прочность знаний, учёт индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;                                                                               -создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
-менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
-обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
-большую часть урока активно работают учащиеся.

Критерии эффективности современного урока

Обучение через открытие.

Наличие дискуссий.                    

Развитие личности.

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Демократичность, открытость.

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Требования к педагогу тоже возросли.

Работаю по учебнику под редакцией Летягина. Определённые проблемы возникали при разработке технологической карты урока по географии , очень много времени уходит на эту работу. Благо, что есть готовые ссылки в параграфах учебников, что облегчило работу в этом плане.

Работаю, придерживаясь требований к проведению современного урока географии два года.  Дети стали на уроках более раскованными, охотно высказывают свои суждения, ставят проблемные вопросы, с удовольствием работают с картами, с различными источниками, одним словом, стали более самостоятельными, инициативными. Этому способствуют следующие типы уроков:

1.Урок открытия нового знания.

2. Урок рефлексии.

3. Урок построения системы знаний.

4. Урок развивающего контроля.  

Данные виды уроков планирую в своих технологических картах.

 Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя: практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий и т.д. Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! Наша задача – работать по-новому!

Современная жизнь отличается быстрыми темпами  развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
  2. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
  3. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077


 

Комментарии

Стеликова Галина Валериевна

Светлана Георгиевна, спасибо за материал. Очень заинтересовало "Обучение через открытие". Давно хочу узнать, что это такое?

Белякова Светлана Георгиевна

Галина Валериевна,добрый день! Стаж работы велик, а постоянно самообразовываемся, иначе не сможем идти "в ногу со временем". Если честно, эти новшества к проведению современного урока требуют много времени и здоровья. А самое неприятное, что мы - учителя со стажем должны доказывать,что мы работаем (можно подумать, что до этих перемен мы не работали ЧЕСТНО) , иначе не будет стимулирущей выплаты.

Батайкина Раиса Фаризуновна

Светлана Геогргиевна, спасибо за статью. Перестраиваюсь, даю уроки частично по новым стандартам образования. Но для меня это сложно перейти от традиционных уроков к новым. Я только учусь. Недавно на семинаре директров давала открытый урок "Население мира" (на 30 мин.), на своем мини-сайте размещу. Оцените.

Белякова Светлана Георгиевна

Раиса Фаризуновна! Урок,считаю,соответствует современным требованиям. все мы в принципе учимся работать по ФГОС.Я работаю 2-й год по данной программе.