Статья «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
Предварительный просмотр:
Белякова Светлана Георгиевна
МОУ «СОШ с. Кутьино»
Статья «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
Аннотация.
Мой стаж работы в МОУ «СОШ с. Кутьино» 33года.
Много было реформ в образовании за все годы моей трудовой деятельности.
Время диктует своё, в том числе и требования к проведению качественного урока-
современного в свете требований ФГОС второго поколения. После прохождения курсов по ФГОС и изучения многих источников стало понятно, что работать надо по-новому. Почему?
Дети стали другими- столько черпают информации в школе, в Интернете и т.д.
Несомненно, к таким урокам требуется тщательная подготовка. Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную работу ученика, а не учителя: практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий и т.д.
Результаты первые уже радуют: дети стали более активными, самостоятельными, пытливыми, раскованными, присутствует самооценка у ребёнка, что положительно влияет на самочувствие детей.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их
сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая
заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных
детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не
способны. Успех в учении – единственный источник внутренних
сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей,
желание учиться».
Сухомлинский В.А.
Слова Сухомлинского поистине актуальны во все времена.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Методические принципы современного урока
Субъективизация
Метапредметность
Деятельностный подход
Коммуникативность
Рефлексивность
Импровизационность
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Каковы ресурсы современного урока?
Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановлюсь подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны.
Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке таковы:
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Требования к содержанию урока и процессу учения
-урок должен быть воспитывающим;
-необходимо обеспечить изучение основ науки, систематичность, прочность знаний, учёт индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью; -создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
-менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
-обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе;
-большую часть урока активно работают учащиеся.
Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие.
Наличие дискуссий.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Требования к педагогу тоже возросли.
Работаю по учебнику под редакцией Летягина. Определённые проблемы возникали при разработке технологической карты урока по географии , очень много времени уходит на эту работу. Благо, что есть готовые ссылки в параграфах учебников, что облегчило работу в этом плане.
Работаю, придерживаясь требований к проведению современного урока географии два года. Дети стали на уроках более раскованными, охотно высказывают свои суждения, ставят проблемные вопросы, с удовольствием работают с картами, с различными источниками, одним словом, стали более самостоятельными, инициативными. Этому способствуют следующие типы уроков:
1.Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок построения системы знаний.
4. Урок развивающего контроля.
Данные виды уроков планирую в своих технологических картах.
Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя: практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий и т.д. Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! Наша задача – работать по-новому!
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Список литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
- Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
- Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
Комментарии
Статья"Современный урок в ..."
Светлана Георгиевна, спасибо за материал. Очень заинтересовало "Обучение через открытие". Давно хочу узнать, что это такое?
Галина Валериевна,добрый день
Галина Валериевна,добрый день! Стаж работы велик, а постоянно самообразовываемся, иначе не сможем идти "в ногу со временем". Если честно, эти новшества к проведению современного урока требуют много времени и здоровья. А самое неприятное, что мы - учителя со стажем должны доказывать,что мы работаем (можно подумать, что до этих перемен мы не работали ЧЕСТНО) , иначе не будет стимулирущей выплаты.
Современный урок в свете требований ФГОС
Светлана Геогргиевна, спасибо за статью. Перестраиваюсь, даю уроки частично по новым стандартам образования. Но для меня это сложно перейти от традиционных уроков к новым. Я только учусь. Недавно на семинаре директров давала открытый урок "Население мира" (на 30 мин.), на своем мини-сайте размещу. Оцените.
Комментарий к уроку.
Раиса Фаризуновна! Урок,считаю,соответствует современным требованиям. все мы в принципе учимся работать по ФГОС.Я работаю 2-й год по данной программе.