ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Бурлака Алиса Анатольевна

Статья отражает суть понятия «толерантность», роль образования в формировании и утверждение толерантности в России и проблему формирования толерантности, как качества личности учащихся в школе. В статье рассматривается возможность формирования толерантности у учащихся средней школы, путем введения в образовательную программу элективного курса по географии «Толерантная география».  Ключевые слова: толерантность, духовно-нравственное развитие, национальный воспитательный идеал, географическое и геоэкологическое образование.

 

Формирование толерантности  как важнейшего духовно-нравственного качества личности является приоритетной целью современного образования, что отражено в отечественных и зарубежных концептуальных и нормативных документах [1, 2 ,3, 5].

            В  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности нашли отражения основные направления ФГОС второго поколения, к которым в первую очередь относятся формирование гражданской идентичности учащихся и сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации [3]. Перечисленные направления обязывают современное образование полноправно участвовать в духовно-нравственной консолидации общества, укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к государству, к жизни в своей стране, к обществу и согражданам. Таким образом, задачей школьных предметов, в первую очередь, является формирование у учащихся основных личностных качеств, в том числе и толерантности.

На сегодняшний день, не смотря на то, что проблема толерантности приобрела глобальный характер и считается приоритетной практически во всех странах мира, единого определения данного термина не принято [4]. В нашей статье, мы за основу берем определение толерантности, которое дано в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО: «Толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» [4].

 Важнейшую роль в формировании и утверждении толерантности в России отводиться именно школьному образованию. Структура современного российского образования, позволяет формировать толерантность в разных учебных предметах, тем самым обеспечивать реализацию компетентностного и системно-деятельностного подходов в образовании и формировать метапредметные результаты, отраженные во ФГОС второго поколения [1]. Стоит отметить, что география – это один из наиболее удачных предметов школьной программы, способствующий в наибольшей мере формированию толерантности учащихся. Эта задача реализуется уже в современных учебных пособиях геоэкологической направленности [7].

География – это уникальный предмет школьной программы, который объединяет в себе аспекты естественнонаучных и социальных дисциплин. В школьном курсе «География. Россия. 8 класс» изучается тема «Россияне», которая включает в себя вопросы, отражающие национальный состав России, размещение населения, воспроизводство и миграции населения. Но изложенного в учебнике материала недостаточно для формирования такого качества личности, как толерантность, поэтому мы считаем необходимым включить в школьную программу элективный курс «Толерантная география».

Актуальность введения элективного курса «Толерантная география» в учебный план связана с тем, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, приоритетной целью российского образования является «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России».

Толерантность –  активная нравственная позиция и психологическая готовность к взаимопониманию во имя мира между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды.

Включение в содержание школьного географического образования курса «Толерантная география» - настоящая необходимость сегодняшнего времени. Особенность курса является его междисциплинарность. Данный курс интегрирует знания учащихся по географии, обществознанию, истории, литературе.  Кроме того, специфической чертой курса «Толерантная география» является ориентация на личность учащегося, его потребности, интересы, и взаимоотношения между учащимися.

Основная цель курса «Толерантная география» - воспитание у учащихся толерантного отношения ко всем представителям многонационального народа России и социальное развитие личности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи элективного курса:

  • Овладеть теоретическими знаниями по проблеме толерантности;
  • Сформировать у учащихся понимание того, что Россия как государство существует благодаря многонациональному многообразию;
  • Развить умения решения поставленной проблемы и применения полученного решения на практике через использование мирных средств для решения возникающих разногласий;
  • Сформировать основные навыки успешного социального взаимодействия, с учетом национальных, этнических, религиозных и других особенностей окружающего общества и способствовать укреплению принципов сотрудничества;
  • Создать условия для социального развития личности и воспитание учащихся в стиле открытости и понимая особенностей других народов и культур.

Методы, применяемые для формирования толерантности учащихся, отражают содержательный компонент методической системы и реализуются, как целостная средовая система формирования толерантности:

  • Интеллектуальная среда формирует объем, глубину, действенность знаний о цен­ностях толерантности: идеалы терпимости, принци­пы отношений с людьми иных социальных и нацио­нальных групп.
  • Эмоциональная среда формирует характер нравственных переживаний, связан­ных с нормами или отклонениями от норм и идеа­лов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию.
  • Мотивационная среда формирует интерес учащихся к проблеме толерантности, доброжелательное отношение к многообразию народов и культур, активную позицию учащихся в окружающей социальной среде.
  • Волевая среда формирует нравственно-волевые качества в реализации толерантно­го поведения: мужество, смелость, принципиаль­ность в отстаивании нравственных идеалов, инициативность.
  • Среда саморегуляции формирует нравственную правомерность выбора: совес­тливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропоря­дочность, самоконтроль.

Результатами прохождения элективного курса «Толерантная география» является умение учащихся: гибко адаптироваться в различных жизненных ситуациях, применять полученные теоретические знания на практике с целью решения возникающих проблем; критически мыслить, предлагать рациональные пути решения возникающих в мире проблем, способность излагать свои мысли грамотно, генерировать новые идеи; отбирать из имеющейся информации нужную, определять возможные варианты пути решения проблем, проводить анализ и уметь аргументировать свои решения;  быть открытым к общению, в том числе и с представителями иных культур, уметь работать в команде, уметь находить рациональные решения для предотвращения возникающих конфликтов; заниматься самовоспитанием и саморазвитием, особое внимания уделяя воспитанию толерантности, нравственности, повышению своего культурного уровня.

Содержание курса включает 4 темы, каждая из которых отражает определенный этап процессуального компонента методической системы.

Первая тема называется «Что такое толерантность?» и включает теоретическую основу по вопросам толерантности: социологические теории, смысл понятий «толерантность» и «интолерантность», развитие толерантности в России и информацию по Международному дню толерантности. Все перечисленные аспекты первой темы, отражают проблемно-ориентированный этап, так как на данном этапе перед учащимися ставятся проблемы толерантности и ориентируют на решение выявленных проблем

Темы «Многообразие современного мира» и «Многообразие культур и народов России», вторая и третья темы курса, отражают информационно-коммуникативный этап. Данные темы рассматривают проблему толерантности по вертикали «расы – этнос – нация – национальное государство – роль толерантности личности в обществе», обеспечивая постепенное изучение темы толерантности в мире, и по горизонтали «народы России – традиции и обычаи – народные промыслы, религия», что позволяет в полной мере изучить особенности  национального менталитета россиян. Результатом изучения данных тем станет формирование общей коммуникативной толерантности и ее диагностика.

При изучении четвертой темы, основной целью является применение полученных знаний на практике, соответственно она отражает творческо-практический этап. Данная тема имеет особое значение в предложенном курсе, так как  позволяет не только в деле применить свои знания, но и раскрывает суть основных тенденций межэтнических отношений с мире, аспекты политики толерантности в мире и России и  позволяет учащимся осознать, что такое равноправие граждан не только с политической, социальной или исторической стороны, но и с точки зрения географии. Тема «Каким мир будет завтра? Межэтнический мир и согласие» является заключительной в данном курсе, соответственно, результат изучения этой темы, будет сопряжен с результатами изучения курса в целом. 

Основной технологией, которая используется при реализации элективного курса «Толерантная география» является кейс-технология. Кейс – технологии – это проблемно-поисковый анализ, позволяющий обучающимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причём, как правило, проблема не имеет однозначного решения. Работа обучающихся над кейсом включает следующие этапы: критическое осмысление информации, вычленение проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий.