Об актуальности использования электронных курсов при обучении информатике

Подкопаева Мария Викторовна

     Сегодня мы не можем представить свою жизнь без информационных технологий. В современном мире IT-технологии везде: обучение и образование, товары и услуги, общение и коммуникации, – все это мы получаем посредством ИТ.
     Основой создания и использования IT-технологий, одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации, являются многие базовые положения информатики. Информатика имеет большие и все возрастающие в количественном отношении междисциплинарные связи, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
     Какова же цель изучения информатики? Каким компетенциям мы хотим научить? Чему и как учить детей, которые растут в пространстве быстро развивающихся технологий, за которыми мы, преподаватели, не всегда успеваем?
     Не акцентируя внимания на ФГОСах, ЗУНах и компетенциях, остановимся на вопросе «как учить?», выделив средства и методики обучения. В частности, обратимся к обучению информатике посредством электронных курсов.
     Электронный курс (ЭК) – это не методика. ЭК – это средство реализации методики, это универсальное средство для обучения по определенной, зачастую уникальной, авторской, методике.
     Электронные курсы в дистанционном обучении давно себя зарекомендовали и, безусловно, являются передовой технологией дистанционного образования и дистанционного обучения. Но что может дать применение электронных курсов в традиционном, очном, обучении?
     Во-первых, использование ЭК дает возможность актуализировать информацию, в том числе и в процессе обучения. Ведь изменить ЭК намного проще, чем переиздать учебное пособие.
     Во-вторых, ЭК открывает новые возможности в визуализации учебного материала посредством использования фото-, видео-, аудиоматериалов и интерактивной анимации. А также способствует переходу от пассивной формы обучения к активной.
      В-третьих, ЭК – это большой шаг на пути персонализации и индивидуализации процесса обучения. Применяя ЭК в очном обучении, мы даем возможность каждому ученику усваивать  информацию в своем темпе: повторить материал прошлых занятий или, не дожидаясь всех, перейти к изучению следующей темы или выполнению более сложных заданий. При этом все ученики находятся в классе, что позволяет лучше сосредоточиться на изучении материала, кроме того, они могут в любой момент обратиться к преподавателю.
     В-четвертых, это доступность ЭК при необходимости индивидуального домашнего обучения, например, ввиду невозможности посещения учебного заведения по болезни, при этом ученик может осваивать программу, не отставая от класса.
     Электронный курс может включать в себя и учебное пособие, и методические рекомендации к выполнению практических заданий, и систему проверки знаний (тестирования). ЭК может хранить данные выполненных работ, что дает возможность в любой момент проверить как саму работу и сроки ее выполнения, так и справедливость оценки преподавателя, что сводит к минимуму конфликтные ситуации между учебным заведением и неудовлетворенным оценкой учеником.
     Более того, применение электронных курсов при изучении информатики исключает справедливый вопрос учеников о том, почему, изучая информационные технологии, в процессе обучения им приходится обходиться без применения информационных технологий или «Зачем что-то учить, если это нельзя применять здесь и сейчас?». Таким образом, применение электронных курсов способствует развитию комфортной образовательной среды, – и это, в-пятых.
     Модернизация и компьютеризация школ – это объективный процесс современной направленности, следовательно, без информатизации обучение перестает соответствовать вызовам сегодняшнего дня. И начинать информатизацию логичнее всего именно с обучения информатике. Ведь всем известно, что лучше один раз увидеть, чем один раз услышать, и лучше один раз потрогать, почувствовать, чем один раз увидеть. Таким образом, использование электронных курсов при изучении информатики дает то самое «тактильное» ощущение технологий.

Список литературы
1. Левицкова Л.А. Изучение информатики в условиях ФГОС. URL:http://krivaksin.ru/izuchenie-informatiki-v-uslovi... (дата обращения: 22.08.2018).
2. Изместьев Д.В. Персональное обучение – инновационная технология в организации образовательного процесса // Преподавание информац. технологий в Рос. Федерации: материалы Десятой открытой Всерос. конф. (16–18 мая 2012 г.). М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 17–20.
3. Соловьева Л.Ф. Современные учебники, Интернет-уроки и другие средства обучения: вопросы создания и применения // Преподавание информац. технологий в Рос. Федерации: материалы Десятой открытой Всерос. конф. (16–18 мая 2012 г.). М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 74–76.