эссе "Моя педагогическая философия"

Пашкова Ольга Викторовна

ЭССЭ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

 «Есть такой час в жизни почти каждого человека, когда ему предоставляется возможность выбрать себе по шее хомут. Если такой час в собственной жизни вы пропустили, то прощайтесь навсегда со свободой, если же он у вас впереди, ждите его с трепетом и непременно воспользуйтесь. Наденете хомут сами на себя – и будете свободны, пропустите свой дорогой час – и на вас наденут хомут, какой придется.

Свобода – это когда хомут хорошо приходится по шее, необходимость – когда он шею натирает. Успейте же выбрать себе хомут по шее и будете свободны так же, как я.»

М. Пришвин.

 

Когда я прочла эти слова, задумалась… Хомут… Слово – то какое тяжелое… Я – учитель, это мой профессиональный выбор. Я надела сама на себя это «хомут», сама решила идти в школу к детям, а по шее ли он мне, буду ли я с ним свободна и счастлива?

На сегодняшний день у меня есть любимая семья, работа, приносящая мне радость, мои ученики, бегущие каждое утро ко мне на встречу, к которым изо дня в день спешу я. Это дорого и важно для меня. Это моя жизнь. Трудная и лёгкая, счастливая и беспокойная, разная. Разная, как мои ученики. С ними я смеюсь и плачу, молодею и совсем не старею. Я могу с ними бегать, прыгать, играть, как и 17 лет назад, когда впервые переступила порог моей родной школы.

А каким, на мой взгляд, должен быть учитель? Какова моя педагогическая философия? Каким должен быть настоящий учитель, которого бы любили и уважали дети... Для меня слово - учитель - означает что-то очень высокое, очень важное, и в то же время, что-то близкое и родное. Такими были учителя в нашей школе, таким учителем старалась быть я.... 17 лет назад. Но вместе с модернизацией образования в нашей стране, изменилось мое понимание роли учителя в нашем обществе. Нельзя быть просто хорошим компетентным педагогом того или иного образовательного учреждения. Нужно понимать, что каждый день ты «выполняешь» социальный заказ общества, как бы это не выглядело со стороны. В современной школе качественно изменились отношения между учителем и учеником. Я считаю, что мы стали партнерами в образовательных отношениях, и ещё неизвестно у кого лидирующая роль… Только это понимание дает возможность видеть в каждом ребёнке личность, которая требует к себе уважения и понимания. Сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, способные эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовые к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира, умеющие творчески мыслить. И чтобы мои ученики стали таковыми, я должна этим требованиям соответствовать, мне нужно   быть компетентной во многих сферах, понимать и принимать тенденции в образовании, быть гибкой и открытой новому.

Современный мир стал миром информации. Информация и знания становятся главной преобразующей силой общества, жизнь человека зависит от умений своевременно и быстро находить, адекватно воспринимать, анализировать, и наиболее эффективно использовать любую новую информацию. Поэтому направлением моей деятельности является позитивная социализация детей в информационном мире с использованием наиболее эффективных форм и методов деятельности. Моя задача - оказать ребенку помощь в сложном процессе вхождения в информационный мир людей. Научить не только грамотно работать с информацией, но и уметь обезопасить себя в информационном мире.   И  как учитель информатики, я должна научить школьников мобильности, то есть готовности к освоению  знаний новых технологий, способности применять их для работы на практике. Для этого, я часто использую элементы проблемного обучения, игровой и проектный методы, технологию развития критического мышления, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Но вместе с этим, я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, свободному владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению отличать добро от зла, развивать свои душевные качества, любить окружающих их людей и свою Родину.

 Порой кажется, что дети знают больше меня, и я не стыжусь этого, более того, я рада, когда ученики рассказывают мне то, чего я не знала, а как они рады научить меня… Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения…

Моя педагогическая философия  может меняться с годами, но истина ее все же заключается в следующем:

Ребенка всякого уметь любить.
Все делать для ребят с душою,
В своей работе не искать покоя.
Известна истина простая:

Человек не может, не мечтая,
Учителем не надо становиться -
А нужно просто им родиться.

 И воспитать успешных и счастливых детей под силу счастливому учителю. Счастье у каждого человека свое и складывается оно из многих факторов. Немаловажным из них является выбор профессии. Счастлива ли я? Скажу однозначно - да! У меня любимая профессия. Хомут, который я на себя надела по моей шее.