Использование песенного материала на английском языке во внеурочной деятельности.

Дик Елена Александровна

Прочных знаний учитель может добиться от своих учеников, если будет создавать на уроках такие виды деятельности, которые способствуют повышению МОТИВАЦИИ у детей. Но при недельной нагрузки 2-3 часа в неделю, не всегда это  удается . Поэтому дополнительные внеурочные занятия, хотя бы раз в неделю, закрепляют знания учащихся. Я провожу занятия внеурочной деятельности, начиная с 1-го класса, и использую в основном песенный материал.

Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением. Используя песни и музыку, мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста.

Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой – а поэтому запомнится навсегда.   Все чаще и чаще наше внимание в процессе изучения иностранного языка обращается к такому всеохватывающему виду искусства как музыка. С одной стороны она формирует эстетическое отношение к действительности, несет в себе духовное начало, эмоциональную насыщенность, огромный энергетический потенциал, что позволяет создать одухотворенную обстановку в классе. С другой стороны, речь и музыка имеют одинаковые параметры и интонацию, ударение, фразовое строение, паузы, высоту тона, темп. Данное сходство объясняется тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление – звук.

Еще один немаловажный фактор – необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению.

    Песни на английском языке предоставляют большие возможности для реализации учебно-воспитательных задач. Песня приемлема во всех классах, на любой ступени обучения иностранному языку. Я использую песенный материал, начиная с начального этапа обучения. Песни нравятся также и старшеклассникам, потому что они вносят в процесс изучения языка элемент праздничности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.

При помощи песни можно

-совершенствовать навыки произношения

-достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации

-углубить знания по английскому языку

-обогатить словарный запас

-развивать навыки и умения чтения и аудирования

-стимулировать монологическое и диалогическое высказывание

-развивать как подготовленную, так и спонтанную речь.

Проблема использования песен на начальном и среднем этапах обучения может быть решена посредством специального отбора песенного материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся, который бы дополнялся содержанием учебных пособий. Песенный материал я отбираю по следующим критериям:

• актуальность

• языковая ценность

• лингвострановедческая ценность

• учет интересов учащихся соответствующей возрастной группы

• информативность текста

Этапы работы над песней

1. Вводная беседа по теме, которой будет посвящена песня.

2. Знакомство с названием песни

3. Введение слов, способных вызвать затруднение в понимании

4. Первичное прослушивание с предварительным заданием ( например, о чем песня, какие чувства она вызвала и др.)

5.Проверка правильности предположений относительно содержания песни.

6. Работа над фонетикой. Отработка чтения первого куплета( текст перед детьми на доске или у каждого на рабочем столе)

Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа над вторым и третьим куплетом.

7. Работа над запоминанием ( обычно с доски стираю по одной последней строчке куплета перед каждым хоровым проговариванием текста вслух)

8. Исполнение песни под фонограмму

Схема работы может варьироваться в зависимости от содержания песни, языковой подготовленности учеников и от их желания.

На начальном этапе я выбираю для изучения песни, которые  сопровождается движениями, которые придумываю сама. Они очень хорошо запоминаются учащимися.  К песне подбираю  картинки по сюжету, или презентации, а чтобы задействовать тактильную память ребенка можно использовать пальчиковые игры. Сначала начинаем с очень простых песен, в которых всего две-три фразы, затем усложняю репертуар. Дети запоминают песню практически с третьего занятия. Параллельно я вожу для изучения 3-4 песни, которые чередую. Песни подбираю разные по темпу: ритмичные чередую с мелодичными.  Дети очень легко и с удовольствием включаются в процесс. Когда репертуар становится довольно обширным, я включаю песни в инсценировки различных сказок, сценок, которые также включаю в программу внеурочной деятельности.  Для составление программы использую интернет ресурсы (www.dreamenglish.com) и различную литературу по внеурочной деятельности.   

В среднем и старшем звене обучения ребятам нравятся песни современных исполнителей. В Бердске  ежегодно проводится песенный конкурс для учащихся школ города «Фестиваль зарубежных культур», где раскрываются таланты. Со сцены звучат песни не только на английском, но и на немецком, и на французском, и даже на китайском языках. Мои ученики с удовольствием принимают участия в фестивале. Это очень радует, т.к. интерес к языку повышается, у ребят появляется стремление знать язык еще лучше, потому что петь на большой сцене - это ответственная работа, требующая тщательной подготовки( разучивание слов песни, их правильного произношения, перевод текста и др. ) Самое важное-происходит обогащение словарного запаса учеников.

Через песни раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.