Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5 классах в условиях введения ФГОС

 Елена Александровна Шилова

В условиях введения ФГОС меняется план проведения урока. Учителю необходимо научить ребенка самостоятельно определять тему урока, его цель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5 классах в условиях введения ФГОС

Е.А. Шилова

г Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

Границы моего языка означают границы моего мира.
Людвиг Витгенштейн.

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В 2013 году МБОУ «Гимназия № 12» г. Ленинска-Кузнецкого начала работу в пилотном режиме согласно ФГОС.

В программе О.В. Афанасьевой по английскому языку основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции: речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и  учебно – познавательную [1,c.4-5]. 

За основу мы взяли речевую компетенцию. Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Для формирования  коммуникативной компетентности вне языкового окружения недостаточно использовать на  уроке коммуникативные упражнения. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

Коммуникативная компетенция включает умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово- стилистической и типологической принадлежности.

Учебник «Английский язык» И.Н. Верещагиной отвечает новым требованиям ФГОС, содержит большое разнообразие упражнений, направленных на активизацию и совершенствование коммуникативной компетенции в разных видах речевой деятельности [2, 4-173].

Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения аудированию используем следующие задания:

  1. согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста;
  2. прослушать два коротких текста, сказать, что между ними общего;
  3. изложить содержание прослушанного текста;
  4. прослушать диалог, составить подобный;
  5. рассказать об одном из героев;
  6. дать заголовок тексту после его прослушивания;
  7. расставить предложения в логическом порядке согласно тому, как развиваются события в прослушанном тексте;
  8. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложения;
  9. закончить  начатые предложений после прослушивания информации;
  10. прослушать утверждения и определить, какие из них  правильные и исправить неправильные,  согласно информации, представленной в аудиозаписи;
  11. прослушать слова и сгруппировать их по общему  признаку, аргументируя  свой выбор;
  12. прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к заданной теме, далее объяснить свой выбор;
  13. прослушать текст и найти русский, английский перевод слов в параллельном столбце;
  14. прослушать слова и выбрать те, которые относятся к картинкам;
  15. записать основное содержание текста в виде ключевых слов;
  16. подобрать иллюстрации к прослушанному тексту;
  17. изобразить прослушанную информацию в виде рисунка (визуальный диктант);
  18. заполнить таблицу после прослушивания текста.

Таким образом,  аудирование  позволяет повысить эффективность обучения иностранной речи с самого начала овладения ею, придает  естественность высказываниям учащихся в учебных условиях на основе живого разговорного языка.

Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время повысились требования к уровню овладения письмом.

Для развития коммуникативной компетенции  посредством обучения письму учащиеся выполняют следующие задания:

  1. написать личное письмо учителю на заданную тему и отправить по электронной почте. Учитель проверяет письмо и отправляет ответ с указанными ошибками;
  2. написать любимый рецепт и поделиться им с другом;
  3. заполнить анкету по образцу.

Владение письменной речью даёт возможность пользоваться уже имеющимися знаниями иностранного языка при общении с носителями языка с помощью современных средств коммуникации, находясь вне языковой среды. Возможность вести переписку со сверстниками, писать личные письма, заполнять анкеты, бланки документов на иностранном языке мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

Таким образом, роль письменной речи в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку велика, так как она позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

С целью развития коммуникативной компетенции при обучении чтению эффективными заданиями являются:

  1. перед чтением текста предложить учащимся обсудить ряд вопросов, связанных с темой и содержанием текста;
  2. перед чтением  текста учитель может рассказать о происходящем в тексте, затем предоставить учащимся 2-3 предложения из текста и попросить определить, из какой части текста – начала, середины или конца взяты эти предложения;
  3. один текст делится на несколько небольших фрагментов, каждый из учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других);
  4.  учащиеся читают разные тексты по одной и той же теме, далее обмениваются полученной информацией, выясняют сходства и различия, дополняют детали и подробности;
  5. совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию, далее они дают полную картину извлечения разной информации из одного и того же текста;
  6. обсудить в парах ряд утверждений по тексту и определить, какое утверждение противоречит содержанию текста;
  7. соотнести имя героя и его описание – характеристику, представленную в тексте;
  8. расставить предложения из текста в хронологическом порядке;
  9. разделить содержание текста на несколько частей и попросить учащихся расставить их в правильном порядке.

Таким образом, посредством обучения чтению можно эффективно развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся. Коммуникативность в обучении данному виду речевой деятельности достигается за счет применения разных видов чтения, разных видов речемыслительных задач и разных приемов организации чтения как вида речевой деятельности. 

Следует учитывать, что говорение – самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено со многими трудностями, поэтому при обучении говорению важную роль приобретают умения учащихся пользоваться опорами разного характера (содержательными, зрительными, слуховыми).

На уроках и внеурочных занятиях предлагаем следующие упражнения для обучения говорению:

  1. придумать вопросы к тексту;
  2. диалогизировать прослушанный или прочитанный монологический текст;
  3. составить диалог на изучаемую тему и заданную ситуацию;
  4. драматизировать монологический текст;
  5. дополнить или видоизменить диалог;
  6. объединить диалогические единства, данные в произвольной последовательности, в диалог;
  7. дать положительный или отрицательный ответ на вопрос с пояснением;
  8. составить ситуацию или рассказ (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко);
  9. описать картину или серию картин, связанных с изучаемой темой;
  10. определить и кратко обосновать тему прослушанного рассказа;
  11. пересказ;
  12. сократить прослушанное сообщение или прочитанный рассказ, передать информацию несколькими фразами;
  13. изложить диалог в монологической форме;
  14. дать характеристику действующим лицам;
  15. описать картинку, используя новые слова и ранее изученные.

Таким образом, залогом успешной речевой активности учащихся является использование всевозможных коммуникативных заданий при обучении всем видам речевой деятельности, а также использование нетрадиционных форм уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Литература

  1. Афанасьева, О.В.,Михеева, И.В.,Языкова, Н.В.Программы общеобразовательных учреждений 2-11 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. - М.:Просвещение.-2011.-С.5-6.
  2. Верещагина, И.Н, Афанасьева, О.В. Учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на электронном носителе в 2-х частях\И.Н. Верещагина,О.В. Афанасьева.-М.: Просвещение.-2013.-С.4-173.