Об актуальных проблемах освоения системы английских времен

 Елена Александровна Шилова

Одной из существенных проблем в области изучения английского языка является освоение и понимание английских времен и использование их на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об актуальных проблемах освоения системы английских времен.

                                                                                  Шилова Е.А.

Одной из основных проблем для учащихся при изучении английской грамматики является освоение системы времен, так как она очень глубоко отличается от русской и в качественном, и в количественном отношении.

        Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык, вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы доступно объяснить их отличительные особенности.

        Практика показывает, чем больше обучающиеся узнают видовременных форм глаголов, тем труднее им ориентироваться в выборе соответствующего времени.

        Начиная изучать данный материал еще на начальном этапе, учащиеся даже по окончании курса обучения испытывают трудности в употреблении глаголов. Уже в начальных классах учащиеся осваивают грамматические признаки простых времен в утвердительных, отрицательных и вопросительных формах. Педагогу следует так построить свою работу по данной проблеме, чтобы полученные теоретические знания учащиеся могли применять в практической деятельности.

        Использование опорных схем выступает  как  необходимое условие распознавания и построения предложений. Применение таблиц с теоретическим описанием каждого из времен с примерами на русском языке максимально облегчает понимание учениками различий между этими, казалось бы, одинаковыми на первый взгляд временами. Изучение слов-спутников, которые являются определителями для каждого конкретного времени, помогает учащимся ориентироваться в выборе нужного для каждой конкретной ситуации. Подобная подача материала способствует  формированию у учеников представления о системе английских времен как едином целом, помогает им лучше разбираться в грамматике и облегчает все действия, связанные с выполнением заданий по данной грамматической теме, что ведет к более свободному употреблению этого материала в речи.

        Предварительная работа с глаголами эффективно помогает в дальнейшем их употреблении. Что такое знание неправильных глаголов? Во-первых, необходимо, чтобы учащиеся знали наизусть три формы большого количества неправильных глаголов, а во-вторых, учащиеся должны уметь правильно эти формы использовать. Так легко ли работать с неправильными глаголами на уроках? Скорее всего, единого мнения здесь нет.

        С одной стороны учащиеся довольно легко заучивают все три формы, так как многие глаголы изучаются постепенно. Начиная изучать  глаголы III формы, учащиеся имеют весомый багаж из некоторого количества неправильных глаголов. А что же с другой стороны? Если все три формы неправильного глагола не используются на начальном этапе часто, то II или III формы довольно легко забываются.

        Существуют разные способы активизации работы учащихся с целью не только запоминания, но и безошибочного использования всех трёх форм неправильных глаголов. Многих учащихся смущает одинаковое написание II и III форм. Приходится говорить о страдательном залоге, и хорошо, если он уже изучался на уроках русского языка, а если нет, тогда стоит приводить разнообразные примеры.

        Использование на уроках различных стихотворных сборников оказывает неоценимую помощь. Частое повторение рифмовок  очень помогает в освоении всех трёх форм неправильных глаголов, которые обязательно присутствуют в той или иной рифмовке. Такой способ подачи нового материала повышает у школьников мотивацию к изучению данной грамматической формы и создает предпосылки для активного усвоения нового материала, позволяет вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке.

        Практические упражнения помогают учащимся понять и форму, и значение грамматического явления, достичь хорошего уровня освоения нового материала. Учащиеся на уроке получают возможность самостоятельно сформулировать грамматические правила. Такие попытки развивают творческие способности учащихся. Одно и тоже действие можно рассматривать в разных временах. И тогда учащимся будет гораздо проще увидеть особенности каждого времени.

        Трудности возникают при построении  отрицательных и вопросительных предложений. Если в русском языке для того, чтобы что-то спросить, достаточно изменить интонацию, то в английском языке нужно точно знать, какой порядок слов в каждом типе вопросов. В результате применения памяток на практике у учащихся складывается целостная картина о системе вопросительных предложений. Это облегчает коммуникацию на иностранном языке, позволяет ученикам чувствовать себя спокойно и комфортно и ведет к уменьшению количества ошибок.         Объяснения английских глагольных форм можно суммировать в виде определенного алгоритма выбора видовременной  глагольной формы.

Таким образом, процесс обучения грамматической стороне должен строиться как процесс постепенного и поэтапного овладения грамматическими операциями.

        Иными словами, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет.

        Как показывает практика, думающий человек усваивает значение и функции английских времен за короткое время. Остальное-дело техники, систематической  тренировки обучающихся в употреблении самих форм и алгоритма выбора необходимого времени.