Создание развивающей информационно-образовательной среды как условие формирования социокультурной компетенции (из опыта работы)

     Современная школа – это школа для всех, школа с современной инфраструктурой, с современной системой оценки качества образования. Нам, учителям, предстоит раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного, патриотичного человека, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

     Новые ФГОСы предъявляют новые требования ко всем аспектам образовательной деятельности и, прежде всего, к ее основному компоненту – уроку. Современный урок предполагает: оптимальный отбор содержания; учет уровня подготовки обучающихся; выбор рациональных технологий, методов, приемов и средств обучения; обеспечение познавательной активности, сочетание форм коллективной и индивидуальной работы с максимальной самостоятельностью учебной деятельности; создание ситуации успеха как ведущего результата учебной деятельности; точность диагностики результатов образовательного процесса.

     Перед учителями иностранных языков стоит новый социальный заказ. Иностранный язык – это, конечно же, средство общения, но в наши дни появилась необходимость в знании нескольких иностранных языков. Чтобы выполнить новый социальный заказ, учителям требуется использовать новые образовательные, интерактивные, информационные и коммуникационные технологии.

     Образовательные технологии включают в себя раннее обучение; профильное обучение; новую форму итоговой аттестации; коммуникативные методики (функциональное владение языком); интерактивное обучение (активно-деятельностный подход). Короче говоря, образовательные технологии – это совокупность алгоритмов, которые может использовать любой учитель в любом классе.

     Интерактивные технологии предусматривают совместную работу учителя и ученика и развитие критического мышления. Это и проектная деятельность, и билингвальные и интегрированные уроки, дискуссии, мастерские, ролевые игры и, наконец, мозговой штурм.  Большой популярностью пользуются у нас в гимназии бинарные уроки. С успехом прошли такие уроки как: «Правильное питание как элемент здорового образа жизни» в 9 классе (учитель английского языка И.А.Дикарева и учитель химии М.А.Григорьева) и «Путешествие как социально-культурный феномен. Урок в контакте» в 10 классе (учитель английского языка О.В.Алексеева и учитель истории и обществознания А.В.Кудрявцев).

     В нашей гимназии уже более 10 лет существует Лингвистический центр «Акцент», в рамках которого ученики имеют возможность углубленно изучать английский и немецкий языки, готовится к сдаче экзаменов на международные сертификаты. Мы организуем поездки в детский оздоровительный лагерь «Маяк», куда дети выезжают с учителями гимназии не только отдыхать, но и продолжают учиться. Существует в гимназии и театр на иностранных языках.

     Мы постарались создать единую информационную среду  нашей гимназии, как сферу информационного взаимодействия участников образовательного процесса, которая создает условия для решения проблем обучения иностранным языкам посредством применения информационных и коммуникационных технологий. Единая информационная среда позволяет задействовать три канала восприятия; увеличить познавательную активность; расширить поле для самостоятельной деятельности; создать лично значимые ситуации; использовать интернет для погружения в виртуальное пространство – эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Мы понимаем, что существуют определенные проблемы и риски использования персональных компьютеров: недостаточное техническое оснащение; необученность кадров, боязнь нового; создание уроков-технологий «на себя»; смещение акцентов – «урок ради урока»; уникальность и незащищенность программ; автономное обучение. Однако, будущее за новыми технологиями.