Главные вкладки

    Технология критического мышления в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку

    Маевская Анна Алексеевна

     

    Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.
    В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
    Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений и учителям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.
    Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность школьника в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, технология развития критического мышления помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
    На извечные вопросы: чему учить, как учить, зачем учить отвечает ФГОС второго поколения. Ключевая идея образовательного стандарта – опора на деятельностный подход. В соответствии со стандартом, в результате обучения выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к получению таковых, не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
    Основное требование ФГОС нового поколения - развитие у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.
    Одним из эффективных инструментов формирования универсальных учебных действий обучающихся является педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП).
    Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
    В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Обучающиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.
    Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий:
    - вызов
    - осмысление содержания
    - рефлексия.
    Стадия вызова (evocation) позволяет:
    - актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
    - вызвать устойчивый интерес к теме, мотивировать обучающегося к учебной деятельности;
    - ставить собственные цели обучения самими обучающимися
    Стадия осмысление нового материала (realization of meaning) позволяет:
    - получить новую информацию;
    - осмыслить её;
    - соотнести с уже имеющимися знаниями;
    - скорректировать самими обучающимися поставленные цели.
    На стадии рефлексии основным является:
    - целостное осмысление, обобщение полученной информации;
    - присвоение нового знания, новой информации учеником;
    - постановка обучающимися новых целей обучения.
    На данных этапах используются различные приемы и стратегии.
    «Составление кластера» (Cluster-Method)
    Так, при изучении раздела «Праздники» можно составить кластер:Your associations to the word “Christmas”.Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Ученики составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах. Каждая группа называет предложение, и предложения записываются на доске. Та команда, которая дала предложение, задает вопрос.Метод «Инсерт» (INSERT)
    I – interactive - интерактивная
    N – notion - размечающая
    S – system – система для
    E – effective - эффективного
    R – reading – чтения и
    T – thinking – размышления
    Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией ученикам предлагается использовать такой прием, как маркировка текста символами:”v”-знаю,”+”-новая информация,”-“-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,”?”-недостаточная информация, надо побольше узнать. Например:

    Метод « тонких» и «толстых» вопросов (“Thin” questions and “Thick” questions)
    “Thin” questions
    Who …? (Кто…?)
    What … ? (Что…?)
    When … ? (Когда…?)
    Where … ? (Где…?)
    Was it … ? (Это было…?)
    What was the name …? (Как звали…?)
    Do you agree that … ? (Вы согласны…?) etc.



    “Thick” questions
    Why … ? (Почему…?)
    Explain why … ? (Объясните, почему…?)
    Why do you think that … ? (Почему вы думаете…?)
    What is the most important idea of the story? (Какая основная идея истории…?)
    What is the difference between … ? (Какая разница между…?)
    If you were … would you … ? ( Если бы вы были … вы бы…?)etc.

    Стратегия «Идеал»
    I Identify a problem
    D Debate a problem
    E Essential solutions
    A Activity
    L Logical conclusions

    И – Идентифицируйте проблему.
    Д – Доберитесь до ее сути.
    Е – Есть варианты решения.
    А – А теперь за работу!
    Л – Логические выводы

    What is the main problem?
    What important information have you found?
    What do you know else about this problem?
    Find 3 main solutions of the problem?
    What is the most suitable solution? Why?
    «Синквейн» (Cinquain) (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).
    one word title, a noun that tells what your poem is about (слово – название)
    two adjectives that describe what you're writing about (два прилагательных)
    three- ing participles that describe what your poem is about (три причастия)
    a phrase that tells more about what you're writing about (фраза)
    a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about (синоним)
    Примеры синквейнов:
    LOVE
    Our future
    Meeting, kissing, marring
    I know it's forever
    Loyalty
    BUTTERFLY
    Gentle, creature
    Fluttering, scratching, landing
    Bright flash of light
    Miracles

    «Мозговой штурм»(Brainstorming)
    Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
    I этап - обучающиеся записывают все, что они знают по данной теме.
    II этап - обмен информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
    III этап – выбор наиболее перспективных решений.
    Перепутанные логические цепочки
    Ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
    Чтение с остановками
    Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка.
    Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Данный прием целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя его другими приемами на стадии вызова и рефлексии.
    Приём «Зигзаг»
    Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
    Каждый получает для разработки подтему или часть текста;
    Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
    Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
    По пройденной теме отчитывается вся команда;
    Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.
    Двухчастный дневник
    Цель - связать содержание текста с личным опытом учащегося.
    Страница делится на 2 половины вертикальной линией.
    Левый столбец - записываем, какая цитата произвела наибольшее впечатление (вызвала воспоминания, протест или ассоциации)
    Правый столбец - даем комментарии: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
    Прием целесообразен на стадиях осмысления и рефлексии.
    Прием «Загадка»
    Эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка.
    Позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.
    Прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
    Эссе
    Свободное письмо на заданную тему.
    Обучающиеся примерно в течение 10 минут пишут без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Учитель может задать основные направления мысли: -Что нового узнали? -Задайте вопрос, на который так и не получили ответа.
    Пятиэтапная стратегия письма
    Обобщенная схема создания письменного текста.
    Этапы:
    1. Инвентаризация.
    2. Составление чернового текста.
    3. Правка.
    4. Редактирование.
    5. Издание.
    Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» обучающихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
    Применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка. Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей.