Развитие навыков аудирования.

Чишуина Галина Петровна

Мпетодика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyki_audirovaniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков аудирования

http://nemutsch.ru/index.php

Аудирование (восприятие и понимание иноязычной речи на слух) – рецептивный вид речевой деятельности, содержание и цель которого составляет понимание речи на слух в момент ее порождения.

 

Понимание и говорение – два неразрывно связанных вида речевой деятельности – две стороны устной речи.

При аудировании осуществляется одновременно или последовательно:
1) опознавание речевого потока,
2) восприятие значения языковых знаков,
3) реконструкция смысла и значения языковых знаков

Стратегия понимания на слух:
1) интенсивная стратегия: полное понимание,
2) экстенсивная стратегия: не вся информация важна.

Этапы проведения аудирования:

1) предтекстовый,
2) текстовый,
3) послетекстовый

Предтекстовый этап
Функции заданий:
1) ввод в ситуацию,
2) активизация фоновых знаний,
3) создание контекста, облегчающего понимание
Коммуникативные задания этого этапа связаны с развитием умений целенаправленно, в соответствии с коммуникативной задачей, воспринимать информацию текста на уровне фактов и на уровне идей, в общем или детально, либо осуществлять мысленный поиск по определенному заданию.

Текстовый этап
Задания во время прослушивания (например, зачеркнуть цифры, которые ученики услышали в тексте, рисование картинки при ее описании и т.д.)

Послетекстовый этап
Три типа заданий:
1) на понимание содержания прослушанного,
2) на творческую переработку воспринятой информации,
3) на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности.
Этот этап связан с включением полученной информации в процесс общения, с ее использованием в других видах деятельности: дискуссиях, изготовление поделок по услышанным рекомендациям.
В целях проверки понимания можно использовать текстовые формы контроля: 1) альтернативный текст, 2) текст множественного выбора.

Трудности при аудировании:

1) Память ученика не способна установить соотношения между получаемыми сигналами и их вероятным смыслом. Может появиться ложная гипотеза о содержании всего высказывания.
2)  Фонологические образы слишком быстро стираются из кратковременной памяти (когда они плохо знакомы человеку).
3) Образы распознаются, но не переходят в долговременную память.
4) Интерференция (размышление) над полученной информацией уже началась, а поступление информации продолжается. (если учащиеся слушают текст в быстром темпе).

Психологические особенности:

1) необходим этап мотивации к аудированию,
2) предварительная ориентировка в коммуникативной или проблемной ситуации, к которой информация относится,
3) перед прослушиванием должна быть инструкция, т.к. должна формироваться установка на характер восприятия и понимания информации,
4) объем текста и темп его чтения должны соответствовать возможностям учеников: возрастным и образовательным,
5) текст должен быть предъявлен не один раз. Первое прослушивание для установления связи нового с фоновыми знаниями, понимания общего ситуативного контекста. После второго упражнения выполняются упражнения. Третье прослушивание предполагается для самопроверки,
6) услышанное должно быть применено в ситуации коммуникации, для решения коммуникативной задачи; для этого уже на этапе ориентировки следует обозначить конечную цель.

Средством тренировки учащихся в понимании звучащей речи являются фонетические упражнения, так как они развивают способность учащихся к сегментации речевого потока.

Примеры приемов понимания текста:
- переформулировка услышанного первый раз своими словами,
- предположение о содержании текста, через ассоциации с уже понятым,
- использование контекста, знание ситуации общения и др.