"Проблемные вопросы ЕГЭ по английскому языку"

Шевырева Ирина Владимировна

26 января в нашей школе состоялся районный семинар, где я выступила с докладом.по данной теме. Семинар прошел успешно, учителя обменялись мнением за "круглым столом."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rech_na_seminare.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемные вопросы ЕГЭ по английскому языку» (из опыта работы)

Система подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ включает информационный, учебно-методический и психологический аспекты.

Учебно- методический аспект.

Одна из главных проблем  -   существующие сегодня российские УМК недостаточно нацелены на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ, не содержат необходимых учебно-тренировочных материалов для успешного прохождения выпускниками этого испытания. Это, пожалуй, первая проблема, с которой сталкиваются учителя английского языка.

Приходится искать много дополнительной литературы по ЕГЭ. Разумеется, мы, учителя, привыкли использовать в работе и комбинировать материалы из разных книг, удачно дополняя одно другим, но ведь книги стоят денег. Естественно, можно прибегнуть к ксерокопированию, но этот длительный процесс опять-таки стоит денег и времени. Не хочется напугать детей количеством литературы, которая на ближайший учебный год должна была стать их «настольной книгой», подразумевая под словом «книга» нечто неисчисляемое, но с другой стороны, ясно, что одной книгой тут не обойтись. 

Необходимо использовать в учебном процессе пособия, включенные в "Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену" и "Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ" (см. сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru);

Информационный аспект

 Параллельно полезно  съездить на курсы  по ЕГЭ, узнать что- то новое ( в том числе о новинках литературы по ЕГЭ) о тактике и стратегии по  подготовке  к экзамену, обменяться опытом с коллегами, купить ту самую необходимую литературу.

И, конечно, прочитать последний кодификатор, спецификацию, изменения в КИМах,  иметь демоверсии Ким, следить за изменениями в Ким, для этого постоянно посещать сайты ФИПИ, ФЦТ и Рособрнадзора.

 И начать знакомить учеников 10 класса  с форматом  ЕГЭ. Незнание формата ЕГЭ и критериев оценивания – одна из проблем на пути успешной сдачи экзамена.  Мы узнаем о том, кто будет сдавать экзамен чаще всего  в 10 классе. К этому времени уже со 2-го класса сформированы определенные  знания, умения и навыки, будущие выпускники имеют определенный багаж необходимых  знаний, как база, основа для сдачи будущего экзамена. То есть, это люди в основном не случайные, те, кто занимаются английским дополнительно.

Я  тем ни менее чувствую  ответственность и тоже начинаю оставлять  их после уроков 2 раза в неделю, заниматься подготовкой к ЕГЭ по всем видам речевой деятельности.  Системность этих занятий – залог успеха на экзамене.

( Делю аудирование на части: по одному за урок. Выполняем чтение, лексику, грамматику, письмо задаю на дом. Эссе на следующем уроке. Задания варьируются. Если аудирование регулярно проводить , то навык вырабатывается,  начинают правильно делать задания, меньше ошибок.) Проводить аудирование необходимо с начальной школы, расширяя типы и жанры текстов, предлагаемых для аудирования.

Самые лучшие пособия по ЕГЭ с так называемыми «smart answers». Пособия британские содержат tips. В пособиях авторов, Е.С. Музлановой , Е.И.Кисунько очень хорошие тексты по темам экзамена. Они написаны в форме эссе. Мы их прочитываем,( при прочтении подчеркиваем связующие слова), переводим текст, составляем вопросы всех видов, пересказываем и пишем эссе по данной теме со своим видением темы и использованием лексики текста. 

За счет говорения и только за счет него можно расширять словарный запас, на котором строится весь экзамен, можно учиться формулировать свои мысли, слушать чужую речь и следить за ошибками. Все это является основой не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для реального владения иностранным языком.

Постепенно начинаю снабжать детей раздаточным материалом, формируя так называемую методическую « копилку» в файле: таблицы времен

активного и пассивного залога, правила написания письма и эссе, схемы их оценивания, бланки ответов, средства логической связи и т.д.

 Выполняя  раздел «Лексика и грамматика» не только исправляем ошибки, но и анализируем их. Разбор “по косточкам” лексических и грамматических ошибок - отличный способ заполнить пробелы в знаниях. Более  того, сделав  множество вариантов (допустим, по одному тесту в неделю), старшеклассники наработают навыки поиска верного ответа, быстрого чтения, поиска синонимов, а также нарастят словарный запас.  Хорошо, когда пособия подготовлены самими разработчиками ЕГЭ по английскому языку, содержит ответы ко всем заданиям и критерии оценки. Отлично для интенсивной подготовки.

Простое натаскивание на тестах  без анализа ошибок мало помогает.  Повторяем необходимый грамматический и лексический материал, делая краткие записи в тетрадях по подготовке к экзамену. ( или добавляя листок с правилами в «копилку»)

  Типичные ошибки из года в год остаются все теми же: формы неправильных глаголов и пассивный залог. Подобный результат — свидетельство недостаточной или неправильной работы с ошибками, которая должна включать в себя определение причины ошибки, соответствующую работу с теорией для искоренения этой проблемы и закрепляющие упражнения. И надо усвоить ученикам: есть строго определенный набор неправильных глаголов, которые необходимо просто выучить!

Проблема следующая: смогут ли дети всю необходимую дополнительную литературу купить. Из всего  перечня остается наиболее доступная по цене литература. Остальное по мере надобности распечатываю на ксероксе.

Все ответы дети записывают в бланки ответов, чтобы выработался навык заполнения ( без пробелов и запятых). Невнимательное прочтение инструкций в бланках 1и 2 - тоже проблема на пути успешного результата на экзамене, невнимательное прочтение инструкций к заданиям. Забывают заполнить позиции бланка. Пишут неразборчиво. (

Все задания делаем на время, чтобы успеть выполнить все задания на экзамене.( Неправильная организация и распределение времени на экзамене - одна из проблем).  Чтобы избежать этого  раза 3 за год провожу пробный репетиционный  экзамен. Вообще, отставание по времени зачастую свидетельствует о недостаточно развитом навыке (чтения, письма и т.д.).  (пулеметное чтение) Однако ученик не может этого понять — ведь задание сделано верно, ошибок нет. А раз ошибок нет, значит все в порядке. Он не видит причин работать над собой дальше.

Метод борьбы с этим есть только один: ставить ученику временные рамки каждый раз, когда он делает задание во время урока. И оценивать его, исходя только из того, сколько он успел сделать именно в этих рамках. Обычно полученный результат отрезвляет ученика и заставляет понять, что скорость важна не меньше знаний.

Психологический аспект экзамена. Стараюсь  детей с начальной школы привлекать к участию в олимпиадах (Британский бульдог, Олимпусик, школьных , районных  и т.д. ,  конкурсах, научных  конференциях, фестивалях…чтобы дети психоллгически были готовы к атмосфере экзамена и к внимательному прочтению заданий.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене.

Интернет ресурсы оказывают большую поддержку в подготовке к экзамену. Вот одна из памяток по подготовке к ЕГЭ.

Алгоритм подготовки к ЕГЭ по английскому

  1. Начинать готовиться в ЕГЭ необходимо не позже, чем за два года до экзамена.
  2. Знания языка нельзя раздробить на конкретные задания и готовиться только к ним: все навыки связаны между собой, и только комплексная работа позволяет охватить и отработать максимум необходимых умений.
  3. В разделе "Аудирование" необходимо воспринимать смысл высказывания целиком, а не "вылавливать" отдельные слова из текста.
  4. В разделе "Чтение" надо уделить особое внимание работе со словами, близкими по смыслу.
  5. В разделе "Грамматика и лексика" обязательно учить теорию: формы неправильных глаголов и пассивный залог.
  6. В разделе "Письмо" нужно тренировать навыки письменной речи, изучать международные стандарты оформления письма в разных форматах.
  7. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.
  8. Развивать навык говорения на английском языке.

 

Комментарии

Яловицина Елена Александровна

Ирина Владимировна, очень интересная статья. Спасибо. Как раз в этом году у меня есть десятые классы, в Вашей статье нашла ценные моменты,которые буду стараться применять.