Статья по теме: Педагогический проект. Использование метода проектов в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. В качестве примера метода проектов я хотела бы предложить статью  "Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом." Этот проект может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В этом проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - "Возможности дальнейшего развития экономики в странах Балтийского региона".  В конкурсе участвовали десятиклассники из стран Балтии: Литвы, Латвии, Польши, Германии и России, которые представили свои проекты по данной теме. Примечательно, что ученики нашей школы стали дипломантами этого международного конкурса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Широко используемая в настоящее время инновационная технология «Педагогический проект. Использование метода проектов в образовательном процессе» является одной из самых интересных и актуальных.

Целесообразным считаю начать с определения «метода проектов».

Проект (от латинского слова «projectus» - брошенный вперед, выступающий вперед) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата, цели, создание определенного уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проект – это также совокупность действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Хотя метод проектов не является новым в мировой практике, широкое распространение он получил лишь в последнее время.

Метод проектов возник в начале 20 века в США, его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи. Нужно отметить, что идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно  с разработками американских педагогов под руководством русского педагога С. Т. Шацкого. В 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Однако нужно подчеркнуть, что наибольшее распространение метод проектов получил лишь сегодня. Кроме того, этот метод используется широко при изучении иностранных языков, чтобы заинтересовать детей и способствовать их стремлению к самостоятельной деятельности.

В качестве примера метода проектов я хотела бы предложить следующую разработку: «Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом». Название проекта: «Возможности дальнейшего развития экономики в странах Балтийского региона»

Учащиеся нашей школы ГБОУ СОШ №481 10а класса Иваницкая Анастасия и Лабутина Евгения приняли участие в международном языковом проекте, который был реализован в Калининграде на базе школы-лицея № 49 с 10 по 14 октября 2011года. В конкурсе участвовали десятиклассники из стран Балтии, а именно, из Литвы, Латвии, Польши, Германии и России. Россию представляли два города – Калининград и, конечно, Санкт-Петербург. Все ребята учатся в школах с углубленным изучением немецкого языка. Каждый год ребята принимают участие в таких семинарах. В 2011году представителями Санкт-Петербурга посчастливилось стать нашей школе и школе 515 имени Гёте.

В течение месяца мною и моей коллегой была проведена большая работа в целях подготовки к проекту. Для его реализации нам был предложен спектр тем, связанных с экономикой, историей, внешней торговлей и экологией. Уже во время подготовки к проекту наши учащиеся являлись виртуальными участниками групп, названия которых совпадают с названиями городов участников проекта. Темы, над которыми работали, наши ученики были следующие: «Строительство трансъевропейской автомагистрали через Германию, Польшу, страны Балтии, Калининград и Санкт- Петербург», а также «Строительство туннеля через Балтийское море, который должен связать Германию и Данию». Ясно, что темы очень сложные и требуют компетентного подхода в работе с ними.

 Наши учащиеся должны были разработать концепции для исследовательской работы над проектом, воспользовавшись различными сайтами интернета. Также ребята могли связаться с их зарубежными партнерами-участниками тех же групп, чтобы обсудить будущий проект. Кроме того, наши ученики должны были подготовить презентацию об их родном городе и стране.

10-го октября 2011 года мы прилетели в Калининград. Ребята жили и работали в лагере имени А.П. Гайдара в курортном пригороде Калининграда Светлогорске. Ребят даже поселили так, чтобы соседями по комнате стали жители разных стран. Поэтому и с окончанием занятий языковая практика не завершалась. Рабочим языком, т.е. языком, на котором дети общались, был немецкий. Можно легко представить, как под конец дня наши дети уставали.

В первый день работы над проектом ребята объединились в группы и, наконец, познакомились  со своими партнерами из разных стран. Погружением в языковую среду было представление своей страны. Так, например,  наши ученики, используя пантомиму, изображают разводные мосты,  которыми так гордится наш город. Следующим этапом работы было объяснение немецкими коллегами, организаторами проекта, целей и задач, которые должны были быть реализованы в ходе проведения работы, а также презентация различных немецких сайтов, которые могли бы оказать помощь в подготовке к устной части экзамена на немецкий языковой диплом. Во время работы наши ученики показали хорошие знания немецкого языка, а также свою компетентность в рамках осуществления межкультурной коммуникации, т.е., не только отличное владение языком, но и умение вести беседу, диалог со своими зарубежными партнерами, спорить, а также приходить к единому решению по различным вопросам, обсуждаемым в ходе проекта. Нужно отметить, что практически весь материал, используемый для последующей презентации, был разработан нашими учащимися ещё в школе в Санкт-Петербурге при подготовке к проекту. Стоит заметить, что наши ребята продемонстрировали отличные навыки в области компьютерных технологий, им даже пришлось корректировать неправильно созданные немецкими партнерами графики для презентации.

Результатом работы была презентация проектов по исследуемой теме, ограниченная временем 5-6 минут, где наши участники также достойно выступили. Выдержать такой временной регламент очень нелегко, но это помогает учащимся впоследствии при защите своего проекта во время сдачи экзамена на немецкий языковой диплом.

Очень впечатляющей оказалась также культурная часть программы, связанная с выездом в Калининград, обзорной экскурсией по городу на немецком языке, посещением университета имени Имануила Канта, где для учащихся также была проведена лекция по истории университета. Самым впечатляющим в программе оказалось посещение завода Hipp  в Мамоново с экскурсией на немецком языке. Таким образом, ребята не только эффективно поработали, но и отлично провели там время.

Подводя итог, хотелось бы вернуться к определению проекта и сделать вывод, что данный международный проект был разработан и организован грамотно. Это была творческая деятельность, имеющая все этапы подготовки и проведения, т.е. начало и конец. Деятельность, ограниченная определенными временными рамками, направленная на создание определенного продукта. В данном случае – разработка презентации по исследуемой теме.

В ходе проекта были реализованы цели и задачи, способствующие формированию межкультурной компетенции учащихся, а также повышению мотивации к изучению немецкого языка. Можно заключить, что иностранный язык – это средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Нужно отметить, что в рамках международного проекта можно  приобщать будущее поколение к культуре собственной страны, развивать толерантное отношение к культуре страны других народов и способность к участию в межкультурном диалоге, необходимую всем народам для реализации в полной мере своих интеллектуальных и культурных возможностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Использование метода проектов в образовательном процессе».

Слайд 2

Понятие «проект» от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд творческая деятельность основоположники метода проектов : Д. Дьюи (США) С.Т. Шацкий (Россия)

Слайд 3

Международный школьный проект по теме: «Возможности дальнейшего развития экономики в странах Балтийского региона».

Слайд 4

Рабочие группы Группа «Калининград» Группа «Кошалин»

Слайд 5

Языковой проект в Калининграде (10.10- 14.10. 2011) Лицей № 49

Слайд 6

Лагерь в Светлогорске

Слайд 7

Презентация стран

Слайд 9

Презентация проектов

Слайд 11

Экскурсия по Калининграду

Слайд 12

Завод Hipp в Мамоново

Слайд 13

Концерт балалайки

Слайд 14

Задачи международного проекта: формирование межкультурной компетенции учащихся приобщение к культуре собственной страны развитие толерантного отношения к культуре страны других народов