Организация внеурочной деятельности по АЯ

Стешина Анна Николаевна

Данная статья будет полезна тем, кто только планирует заняться внеурочной деятельность в 5 классе.Статья расскажет о трудностяхи перспективахданной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

 «Баевская средняя общеобразовательная  Баевского района Алтайского края»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФГОС

 (из опыта работы)

Автор : Стешина Анна Николаевна

                                             учитель английского языка

                  1 категория

с. Баево- 2015

   В настоящее время происходит интенсификация учебно-воспитательного процесса по английскому языку, которая основана на единстве системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Она не только углубляет знания учащихся по иностранному языку, но и развивает интеллектуальные  и познавательные способности, расширяет  культорологичесий  кругозор школьников, что способствует развитию их творческой активности, готовности и способности строить своё межкультурное общение, что, в конечном счете, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важно также отметить, что внеурочная деятельность способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их творческой и интеллектуальной энергии в нужное русло. Желания и интересы детей являются определяющими при выборе форм и методов внеурочной  работы. Основным принципом такой работы является добровольность.

   Что вспоминают дети после окончания школы? Порядок слов в английском предложении? Или, может быть, правила согласования времен? Будет ли ребёнок посещать кружок  дополнительного образования, если мы предложим ему постоянно тренировать определённые грамматические конструкции? Принцип добровольности и состоит в том, что ученики включаются в такого рода деятельность по собственному желанию, исходя из своих интересов и потребностей. Ученик, который  сам заявил о своём участии в том или ином виде деятельности, добровольно берет на себя дополнительные обязательства глубже изучать иностранный язык. Учитель же, выбирая формы внеурочной деятельности, должен учитывать индивидуальные особенности и интересы учеников, их собственный опыт и желания. Важным моментом является и то, что единство урочной и внеурочной деятельности должно обеспечить связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе с материалами действующих УМК.

   Два (три) часа в неделю на изучение иностранного языка, большая наполняемость классов (групп), невозможность деления класса на группы при наполнении менее 20 обучающихся, малое количество времени на одного ученика на уроке, отсутствие мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

   В этой связи внеурочная деятельность приобретает особую актуальность в достижении школьниками предметных, метапредметных и личностных результатов. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

   Традиционно различают три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая. Все эти формы присутствуют и в моей педагогической деятельности. Более подробно я хотела бы остановиться на групповой форме, так как рабочая программа по внеурочной деятельности  «Портрет Британии», по которому я работала в 2014-2015 учебном году, основан именно на этой форме. (приложение №1)

    Данная программа рассчитана  на учащихся 5 классов общеобразовательных школ. Он представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности.  Курс обеспечивает развитие коммуникативных умений учащихся на английском языке во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), а также развитие и воспитание детей средствами английского языка. Содержание курса соответствует интересам учащихся 10-11 лет, учитывает их возрастные и психологические особенности. Kурс направлен на реализацию требований  федерального государственного образовательного стандарта, рассчитан на 1 час в неделю и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизни Англии.

   Цель данного курса можно определить как подготовку учащихся к самореализации в условиях современного поликультурного пространства через диалог российской и англоязычной культур. Задачи программы следующие:

Предметные

-изучение новой лексики;

-введение нового грамматического материала;

-активное использование полученных знаний на практике;

Метапредметные

-формирование потребности самовыражения в разных видах речевой деятельности;

-развитие творческих способностей;

-формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры;

Личностные

-воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;

-способствовать социализации учащихся, формированию открытости к истории и культуре, речи и традициям других стран;

    В преподавании учебного материала в рамках курса мной были использованы преимущественно парные и групповые формы работы, а так же практические занятия, исследовательские методы и аутентичные материалы. Что касается формы занятий, то преимущественно, мной были использованы презентации, видеоролики, викторины, которые были не утомительны для школьников. Различные творческие задания способствовали развитию воображения. Учащиеся собирали свои материалы в портфолио, работали с электронными источниками информации, словарями, создавали проекты, буклеты, презентации и многое другое (приложение №2). На каждом занятии школьники добавляли к уже усвоенным знаниям, дополнительный материал, имея дело как с устной, так и с письменной речью.

   Курс реализовывался в форме занятия-путешествия, дискуссии, тестирования, защиты творческих работ, игрового занятия и т.д. Помимо этого, после изучения каждого блока проводилось итоговое занятие, которое обобщало и закрепляло полученные знания. Разработку одного из таких занятий я представляю в приложении №3. Темы творческих работ дети выбирали самостоятельно, представляя их в разных формах, рассказывая о домашних питомцах, школе, любимом времени года и т.д. Некоторые ребята иллюстрировали свои сообщения собственными рисунками.

 (приложение №4)

   Контроль и оценка ответов, со стороны учителя, формировали у школьников уважительное отношение к себе, поддерживали уверенность в своих силах.

   Учебно-тематический план включал в себя 4 блока:

  1. географические особенности Англии;
  2. достопримечательности Англии;
  3. история Англии;
  4. знаменитые люди Англии;

таким образом, в содержание программы входили сведения об образе жизни, традициях, особенностях речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.

   Во внеурочной деятельности мне помогали  информационно-коммуникационные технологии. Их я использовала для подготовки занятий. Такая работа  была интересна учащимся, ведь можно поработать с материалом по различным видам речевой деятельности, услышать носителей языка (прослушивание английских народных песенок) или совершить виртуальное путешествие в другую страну (он-лайн путешествия). Кроме того, обучающиеся могли проверить свои знания и имели  возможность выполнять  учебные задания разной степени трудности, используя компьютерные программы. Мои помощники в работе: «Профессор Хиггинс», «Talk to me», виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Витаминный курс по английскому языку» и многие другие.

   В моей рабочей программе были предусмотрены способы проверки ЗУН. На начальном этапе учащимся было предложено заполнить анкету, ответив на 7 простых вопросов, относящихся к теме курса. Результаты анкеты в приложении № 5. В конце первого полугодия ученики заполняли рефлексивную карту, отмечая свои удач/неудачи, согласно пройденным темам (приложение № 6). Ну и в конце учебного года группа «вышла» на открытое внеурочное занятие в рамках округа, показав умение работать в группе, паре, выступать перед аудиторией, раскрыла свои артистические и творческие способности.

   Продуктивно и участие моих воспитанников в школьных олимпиадах, выставках, конкурсах, районных исследовательских конференциях.   За прошедший период учащиеся принимали участие в:

-школьной олимпиаде по АЯ. Результат:

Стешина К.-1 места

Заковряшина С-2 место

Долгова О, Галкина Г.- участие

-Районной гуманитарной конференции:

Долгова О.-2 место

-Открытое занятие (округ)- форма: ролевая игра «Добро пожаловать в Британию»

Кроме того, данные ученики активно принимали участие в предметной декаде по АЯ:

-конкурс рождественских открыток

Стешина К.- 1 место

Заковряшина С, Долгова О, Галкина Г.- участие

- Поле Чудес на английском языке (у всех участие)

   Ученики с удовольствием рисовали рисунки (конец 1 четверти) на тему

« Parts of the UK», изготавливали буклеты (конец 2 четверти) на тему «Sights of London», писали статью (конец 3 четверти) на тему «Unusual facts about the Queen», составляли презентации (конец 4 четверти) «My view of famous British person».

   Итак, нельзя не согласиться с Г. Пальмером, что "Изучение языка имеет начало, но не имеет конца". Нам, учителям, необходимо постоянно поддерживать любовь к предмету «Иностранный язык». Ведь любить иностранный язык – значит, постоянно работать над ним, тем самым прививая любовь и гордость к своему родному языку. А внеурочная деятельность открывает нам широкие возможности в данной работе.

   Суммируя все вышесказанное, хочу отметить, что внеурочная деятельность позволяет устранить потребности учащихся в дополнительном языковом материале, дает возможность применения полученных знаний на практике и реализации своего творческого потенциала.

С этой целью предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, создание таких условий, которые позволили бы ребенку проявить себя, преодолеть языковой барьер, приобрести навыки самостоятельной деятельности и достичь определенных личностных результатов.