Методический семинар на тему «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка»

Холчук Азияна Александровна

 

«Учитель года Республики Тыва- 2017»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 

Добрый день,  уважаемые коллеги  и жюри!

Я - Холчук Азияна Александровна, сейчас я проведу методический семинар на тему «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка»

Слайд 1  Я- учитель английского языка МБОУ СОШ № 1 г. Шагонар. Стаж работы  - 7 лет. Представляю Вам программу своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями  ФГОС.

Почти половина населения мира говорит на английском. Некоторые самые большие страны в мире являются англоязычными, в том числе США, Канада, Австралия и Великобритания, где уровень жизни самый высокий.

Слайд 2  Миллионы людей в мире используют английский как родной язык, и миллионы используют его в качестве второго языка. Почти во всех странах мира в школах и университетах есть предмет английский язык. Английский язык стал международным языком в связи со своей значимостью во многих областях, например в промышленности, бизнесе, финансах, сельском хозяйстве, и т.д.

 Слайд 3 Это также родной язык Шекспира, Байрона, Чарльза Диккенса.

В России уже достаточно хорошо поняли, что изучение английскᴏᴦᴏ языка играет важную роль в адаптации человека к современным мировым условиям. Английский язык - ϶ᴛᴏ нужность для каждого человека, стремящегося вʜести свой вклад в развитие общества. Способность общаться на английском языке - распространённое требование ϲреди работодателей. Чтобы устроиться на престижную работу мало иметь высшее образование - нужно хорошо владеть английским. Найти друзей за границей, работу для ϶ᴛᴏго тоже нужен английский. Итак, почему изучение английскᴏᴦᴏ языка так важно? (спросить публику)

1.      Английский - международный язык.

2.      Устроиться на престижную работу можно только с хорошим английским языком.

3.      Осуществление деловых переговоров и международных коммуникаций.

4.      Общение с людьми других стран, возможность найти друзей или создать семью.

Мы живём в РеспубликеТыва. Важно понимать – мы находимся далеко от крупных центральных городов, но и здесь чувствуется влияние английскᴏᴦᴏ языка. С каждым годом английскᴏᴦᴏ языка в нашей жизни становится ᴃϲᴇ больше. Начиная с нынешних 5-классников при окончании школы, ЕГЭ по английскому сдавать также обязательно, как ЕГЭ по русскому и математике.

Слайд 4 Давайте вспомним требования ФГОС по английскому языку.

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.

    Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

 

    При сформированности коммуникативной компетентности ученик научится:

 

   * представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

   * представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

   * владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

   * владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).     

 

   Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:

* речевую

* языковую

* социокультурную

* компенсаторную

* учебно - познавательную

 

 За основу мы взяли речевую компетенцию.

Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:

- говорение

- аудирование

- чтение

- письмо

 

 С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а  ученик научится и ученик получит возможность научиться.

 

 В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную информацию, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. учение научится), сможет их применить на любом другом (ученик получит возможность научиться).

 

Предметная компетенция

- Виды речевой деятельности

Ученик научится

(предметные умения)

Ученик получит возможность научиться

(метапредметные умения)

 

- Речевая

 говорение

 

 Монологическая речь

* Делать сообщения по теме

* Кратко передавать содержание полученной информации

* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы

 

Диалогическая речь

 

* Осуществлять запрос информации

* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме

• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;

• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

• кратко излагать результаты выполненной работы.

 

·        Аудирова-ние

* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации

• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;

• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

 

·        Чтение

* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью

• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;

• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;

• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

 

·        Письмо

* делать выписки из текста

* писать короткие поздравления

* заполнять формуляр

* писать личное письмо

 

• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

 

• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;

• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;

 

• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Слайд 5 Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

 

 Слайд 6 В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности  приобретают такие  технологии как, метод проектов, технология критического мышления (ТРКМ), проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

 

Слайд 7 Примерами Нетрадиционных форм уроков могут быть:

 

· урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);

 

· урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);

 

· урок — игра («Путешествие по зоопарку»);

 

· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);

 

· урок-викторина («Занимательная грамматика»);

 

· видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);

 

·урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);

 

·урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);

 

· урок -розыгрыш («Интрига»)

 

· урок-разговор по душам («Внешность»)

 

· урок-защита проекта («Средства массовой информации»)

 

· урок-зачет («Планы на будущее»)

 

· урок-экскурсия («Мой город. Где находится....?», «Покупки»)

 

 Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

 

Слайд 8 Новый  стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.

 

Одним из приемов такой работы выступает  работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).

 

 

АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

 

Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

 

 

 

ВИКТОРИНЫ

 

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

 

 КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)

 

    Средствами оценивания учебных достижений обучающихся могут быть различные способы, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

 

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

 

- учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

 

- портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

 

- портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

 

- может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

 

На следующих слайдах вы можете увидеть какие компоненты может содержать Портфолио:

 

Почему я изучаю английский язык?

 

Мой паспорт

 

Когда я слушаю,…

 

Я умею писать…

 

Слайд 9 Про ФГОС всё выяснили. Так давайте теперь узнаём есть ли в нашей жизни английский язык?

Вы и сами не подозреваете, что владеете английским языком в какой-то степени? А сейчас вы сами убедитесь в этом. Я скажу слова по английский, а вы мне скажите перевод этих слов, договорились?

 

Result- результат          Сomputer-                   Sofa-            Lamp-            Telephone-

     

Radio- радио                 Piano-                          Vase-           Flag-              Transport-

  

Argument-                     Problem-                    Doctor-          Engineer-        Photographer-

 

Economy-                   Interview-                     Document-     Effect-           Journalist-

 

Well done! Ах какие молодцы! Как же хорошо вы владеете современным английским. Это не удивительно, так как английские слова можем встретить повсюду: в местных газетах, в аэропорту, в магазинах, т.д.

Кроме этого, английские слова и выражения можно прочитать:

 

На этикетках к промышленным товарам, в рекомендациях по уходу за одеждой, например: Color:  black and white; Size: 16; never wash in hot water; dry clean recommended

 

На упаковках пищевых продуктов и напитков: Milky Way, chocolate, , Nuts, Orbit, Mirinda, Fanta, Sprite, Kit Kat

На одежде и обуви: Montana; Don’t worry, Be Happy; I love you Sport Shoes

В названиях парфюмерных и косметических товаров: Духи Today  от Avon, Almost, , Envy me, Poison

В аэропорту: Duty-free shop, Tickets, No smoking;

 

В названиях журналов: Glamour, Cosmopolitan, Girl ,Yes!

 

Спасибо за участие, вы видите, что вы узнаете английские слова, понимаете их значение, а значит сможете общаться, если подвернется случай.

Определённый процент иностранных слов врастает в язык. И как правильно заметил А.Н.Толстой: «не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговория».


Сегодня довольно часто можно услышать такие фразы, как: Это было шоу! Давай купим гамбургер. Покупать пиццу. Купить бестселлер. Это был хит

 

 Сейчас мы попытаемся с вами научиться распознавать подобные заимствованные слова в нашей речи, а также окружающих нас надписях.

Все вместе выполним упражнение на понимание.

(Слайд 10)    Прослушайте текст пожалуйста внимательно:

Это было воскресенье. Я решила устроить уборку дома. Но с удивлением заметила, что все необходимые мне средства закончились. И вот, я в первосортном рынке. Сразу на глаза попалось исчезновение. Возьму, пока не забыла. Здесь же взяла волну и газель арабскую. Уже на выходе вспомнила про фею и комету. Нашла время и для себя. Купила себе голову с плечами и максимальный множитель, который почти закончился. А девочкам своим купила млечный путь и парные палочки у кассы.
Вопрос: что я купила? Наверное, вы сейчас находитесь в заблуждении, правда? Очень часто мы просто не обращаем внимания на окружающие нас надписи. А ведь это так интересно (сделанные покупки – это различные названия моющих и косметических средств на английском языке)

Слайд 11(прочитать текст с английскими словами)

Это было week-end. Я решила устроить уборку дома. Но с удивлением заметила, что все необходимые мне cleaning средства закончились. И вот, я в супермаркете. Сразу на глаза попался vanish. Возьму, пока не забыла. Здесь же взяла Tide и Ariel. Уже на выходе вспомнила про Fairy и Comet. Нашла время и для себя. Купила себе Head and Shoulders  и Max Factor, который почти закончился. А девочкам своим купила Milky Way и Twix у кассы.

Видите какой интересный у нас предмет английский?! В последние годы моей работы в школе меня беспокоит вопрос : Почему мы столько лет изучаем английский в школе, а разговаривать на нем не получается. Как раскрыть учащихся, как сделать так , чтобы они смогли использовать изученные  слова и РО в речи?  И поэтому я выбрала себе методическую тему :

(Слайд 12) «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка». Довольно широкая тема, которая может быть использована любым учителем языковедом. Прежде всего, хочу остановиться на том, что это значит.

Компетенция в переводе с латинского языка  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. 

- Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.

Главным  для учителя я считаю следующее:

- Заинтересовать учащихся так, чтобы они использовали полученные знания, умения и навыки в процессе общения, выражая свои мысли и взгляды.

 

Для реализации моей темы я практикую следующие технологии:

Использование игр, использование  ИКТ, ситуативные картинки, структуры сингапурской методики, гуманистический подход. Я останавлюсь только на некоторых из них.

 

(Слайд 13)

1.  наибольший результат дает игра и игровые ситуации

В игре полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Игра дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми».

С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Назову любимые игры : «Какое слово звучит», «угадай предмет», «Исправь ошибку», «Подарки»

Давайте проиграем с вами одну простую игру. Необходимо 5 участников. Вам по одному слову, каждый называет услышанное слово плюс добавляет слово, в результате он повторяет чужое слово и добавляет свое, тренируются навыки слушания, навыки  произносительные и память. Игра  «слово плюс». Цель – повторить слова по теме. Например по теме «животные»

Спасибо всем, игру можно усложнить по темам, со словосочетаниями и предложениями. Главный принцип игры «снежный ком»

    

(Слайд 14)

В век всемирной паутины нельзя преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. Иначе мы отстанем от темпа развития современного общества и не сможем идти «в ногу со временем». Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования. Моя цель как преподавателя — научить обучающихся ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве.

Далее представлю вам направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:

- Использование компьютерных обучающих программ . Некоторые мои ученики систематически занимаются  с электронным львенком Lingva Leo  на страницах электронного журнала .

- Программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, а также для представления проектов, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Например, в 10 классе ребята приготовили свои презентации о трех державах: России, США и Великобритании, включая сюда полную картину об этих странах. Или например, индивидуальные работы учащихся по теме «Моя семья» в 6 классе , где они с удовольствием представили свои семейные фото и рассказали о них . В 8 классе по теме экология также были приготовлены разные презентации.

-          Интернет-Ресурсы Я использую  для погружения обучающихся в англоязычную среду

-  Мультимедийные материалы, представленные Интернет . Уроки с использованием видеоматериалов всегда популярны у учеников. Вряд ли найдется класс, в котором учащиеся откажутся от просмотра видео в пользу другой деятельности. Просмотр видео придаёт уроку свою изюминку, делает атмосферу в классе более расслабляющей и дружелюбной. Так ребята с удовольствием посмотрели фильм о рождестве  в конце 2 четверти, когда все ждали праздничного чуда. Сотрудничество с  международным проектом «Видеоуроки» позволяет мне получить готовые обучающие фильмы для уроков. Последний полученный материал про Шотландию очень кстати по теме «Великобритания» в 6 классе.

·            Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты и т. п. мы используем регулярно на уроках или при подготовке домашнего задания.

  Мои ученики регулярно занимаются на сайте «Решу ЕГЭ»  и Открытый Банк заданий, которые позволяют самостоятельно изучать английский язык, получать в режиме онлайн консультации учителя и контролировать динамику успеваемости.

 Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность обучения и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

        (Слайд 15)

В своей практике я удачно применяю разные структуры авторских методик обучения.. Хочется отметить эффективность таких структур как Драгунов . Парная и групповая форма работы способствует общению на уроке. Ребята работают увлеченно, обмениваются репликами. Школьники приобретают навыки сотрудничества, возникает атмосфера дружеского соревнования.

(Слайд 16) Посещение тренингов и курсов повышения квалификаци в ТГИПП и школах района, помогала мне на практике узнать больше про методику и разговаривать по-английски свободнее в реальной жизни, что также способствовало формированию моей коммуникативной компетенции 

(Слайд 17) Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется во внеурочное время через разнообразные формы, методы и приемы работы. Мною ведется внеурочное занятие английского языка, где ученики более свободно стараются общаться на языке, где они получают еще более разнообразные задания.

 В нашей школе традиционно проводятся семинары учителей английского языка, для которых мы готовим внеклассные мероприятия на языке. (Слайд17) Подготовка и проведение недели английского языка ежегодно пополняет знания и желание учащихся общаться на английском, где основным условием остается «Говорим только на английском». (Слайд 18) Учащиеся поют песни на английском языке, танцуют ирландский танец, рассказывают стихи, показывают сценки из школьной жизни, проводят викторины и игры.

 (Слайд 18)

Одной из главных моих задач считаю работу со способными и одаренными детьми Контингент учащихся не может быть однородным. В каждом классе есть дети с опережающим развитием интеллекта, с ярким проявлением способностей к изучению иностранных языков. К обучению ребят подхожу, дифференцировано, применяю разноуровневые задания, занимаюсь индивидуально, провожу дополнительные занятия. С удовольствием назову участие и победу своих учащихся в дистанционных международных олимпиадах онлайн, например , в проекте «Видеоруоки», «МетаШколе», а также конкурсах “Seven Lions”.

 (Слайд  19)

Своим кредо я всегда считала фразу «Учение - свет», поэтому всегда стараюсь непрерывно совершенствовать свое самообразование: на сайте http://nsportal.ru/aziyanaaleksandrovna есть все документы, подтверждающие это.

 (Слайд 20) Полагаю, можно смело утверждать, что все усилия по привитию интереса к моему предмету не пропали даром и стали одним из факторов развития у учащихся желания продолжать учиться и совершенствоваться, что, по моему, является наиболее весомым вкладом учителя в формирование конкурентоспособной личности своего ученика. И вот здесь то я хочу напомнить поговорку по латински.

Non scholae , sed vitae discimus”
«Мы учимся не для школы, а для жизни»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_po_angliyskomu_yazyku_holchuk_a._a.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель года Республики Тыва- 2017»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Добрый день,  уважаемые коллеги  и жюри!

Я -Холчук Азияна Александровна, сейчас я проведу методический семинар на тему «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка»

Слайд 1Я- учитель английского языка МБОУ СОШ № 1 г. Шагонар. Стаж работы  - 7 лет. Представляю Вам программу своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями  ФГОС.

Почти половина населения мира говорит на английском. Некоторые самые большие страны в мире являются англоязычными, в том числе США, Канада, Австралия и Великобритания, где уровень жизни самый высокий.

Слайд 2 Миллионы людей в мире используют английский как родной язык, и миллионы используют его в качестве второго языка. Почти во всех странах мира в школах и университетах есть предмет английский язык. Английский язык стал международным языком в связи со своей значимостью во многих областях, например в промышленности, бизнесе, финансах, сельском хозяйстве, и т.д.

Слайд 3Это также родной язык Шекспира, Байрона, Чарльза Диккенса.

В России уже достаточно хорошо поняли, что изучение английскᴏᴦᴏ языка играет важную роль в адаптации человека к современным мировым условиям. Английский язык - ϶ᴛᴏ нужность для каждого человека, стремящегося вʜести свой вклад в развитие общества. Способность общаться на английском языке - распространённое требование ϲреди работодателей. Чтобы устроиться на престижную работу мало иметь высшее образование - нужно хорошо владеть английским. Найти друзей за границей, работу для ϶ᴛᴏго тоже нужен английский. Итак, почему изучение английскᴏᴦᴏ языка так важно? (спросить публику)

  1. Английский - международный язык.
  2. Устроиться на престижную работу можно только с хорошим английским языком.
  3. Осуществление деловых переговоров и международных коммуникаций.
  4. Общение с людьми других стран, возможность найти друзей или создать семью.

Мы живём в РеспубликеТыва. Важно понимать –мы находимся далеко от крупных центральных городов, но и здесь чувствуется влияние английскᴏᴦᴏ языка. С каждым годом английскᴏᴦᴏ языка в нашей жизни становится ᴃϲᴇ больше. Начиная с нынешних 5-классников при окончании школы, ЕГЭ по английскому сдавать также обязательно, как ЕГЭ по русскому и математике.

Слайд 4 Давайте вспомним требования ФГОС по английскому языку.

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.

    Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

    При сформированности коммуникативной компетентности ученик научится:

   * представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

   * представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

   * владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

   * владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).      

   Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:

* речевую

* языковую

* социокультурную

* компенсаторную

* учебно - познавательную

 За основу мы взяли речевую компетенцию.

Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:

- говорение

- аудирование

- чтение

- письмо

 С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а  ученик научится и ученик получит возможность научиться.

 В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную информацию, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. учение научится), сможет их применить на любом другом (ученик получит возможность научиться).

Предметная компетенция

- Виды речевой деятельности

Ученик научится

(предметные умения)

Ученик получит возможность научиться

(метапредметные умения)

- Речевая  компетенция

 говорение

Монологическая речь

* Делать сообщения по теме

* Кратко передавать содержание полученной информации

* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы

Диалогическая речь

* Осуществлять запрос информации

* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме

• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;

• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

• кратко излагать результаты выполненной работы.

·        Аудирование

* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации

• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;

• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

·        Чтение

* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью

• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;

• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;

• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

·        Письмо

* делать выписки из текста

* писать короткие поздравления

* заполнять формуляр

* писать личное письмо

• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;

• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;

• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Слайд 5Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

Слайд 6 В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности  приобретают такие  технологии как, метод проектов, технология критического мышления (ТРКМ), проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Слайд 7Примерами Нетрадиционных форм уроков могут быть:

· урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);

· урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);

· урок — игра («Путешествие по зоопарку»);

· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);

· урок-викторина («Занимательная грамматика»);

· видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);

·урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);

·урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);

· урок -розыгрыш («Интрига»)

· урок-разговор по душам («Внешность»)

· урок-защита проекта («Средства массовой информации»)

· урок-зачет («Планы на будущее»)

· урок-экскурсия («Мой город. Где находится....?», «Покупки»)

 Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Слайд 8 Новый  стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.

Одним из приемов такой работы выступает  работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).

АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

ВИКТОРИНЫ

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

 КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)

    Средствами оценивания учебных достижений обучающихся могут быть различные способы, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

- учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

- портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

- портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

- может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

На следующих слайдах вы можете увидеть какие компоненты может содержать Портфолио:

Почему я изучаю английский язык?

Мой паспорт

Когда я слушаю,…

Я умею писать…

Слайд 9 Про ФГОС всё выяснили. Так давайте теперь узнаём есть ли в нашей жизни английский язык?

Вы и сами не подозреваете, что владеете английским языком в какой-то степени? А сейчас вы сами убедитесь в этом. Я скажу слова по английский, а вы мне скажите перевод этих слов, договорились?

Result- результатСomputer-   Sofa-            Lamp-            Telephone-

Radio- радиоPiano-                          Vase-           Flag-              Transport-

Argument-                     Problem-                    Doctor-          Engineer-        Photographer-

Economy-                   Interview-                     Document-     Effect-           Journalist-

Welldone! Ах какие молодцы! Как же хорошо вы владеете современным английским. Это не удивительно, так как английские слова можем встретить повсюду: в местных газетах, в аэропорту, в магазинах, т.д.

Кроме этого, английские слова и выражения можно прочитать:

Наэтикеткахкпромышленнымтоварам, врекомендацияхпоуходузаодеждой, например: Color:  blackandwhite; Size: 16;neverwashinhotwater; drycleanrecommended

Наупаковкахпищевыхпродуктовинапитков: MilkyWay, chocolate, , Nuts, Orbit, Mirinda, Fanta, Sprite, KitKat

Наодеждеиобуви: Montana; Don’t worry, Be Happy; I love you Sport Shoes

Вназванияхпарфюмерныхикосметическихтоваров: Духи Today  от Avon, Almost, , Envyme, Poison

Ваэропорту: Duty-free shop, Tickets, No smoking;

Вназванияхжурналов: Glamour, Cosmopolitan, Girl ,Yes!

Спасибо за участие, вы видите, что вы узнаете английские слова, понимаете их значение, а значит сможете общаться, если подвернется случай.

Определённый процент иностранных слов врастает в язык. И как правильно заметил А.Н.Толстой: «не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговория».


Сегодня довольно часто можно услышать такие фразы, как: 
Это было шоу! Давай купим гамбургер. Покупать пиццу. Купить бестселлер. Это был хит 

 Сейчас мы попытаемся с вами научиться распознавать подобные заимствованные слова в нашей речи, а также окружающих нас надписях.

Все вместевыполним упражнение на понимание.

(Слайд 10) Прослушайте текст пожалуйста внимательно:

Это было воскресенье. Я решила устроить уборку дома. Но с удивлением заметила, что все необходимые мне средства закончились. И вот, я в первосортном рынке. Сразу на глаза попалось исчезновение. Возьму, пока не забыла. Здесь же взяла волну и газель арабскую. Уже на выходе вспомнила про фею и комету. Нашла время и для себя. Купила себе голову с плечами и максимальный множитель, который почти закончился. А девочкам своим купила млечный путь и парные палочки у кассы.
Вопрос: что я купила? Наверное, вы сейчас находитесь в заблуждении, правда? Очень часто мы просто не обращаем внимания на окружающие нас надписи. А ведь это так интересно (сделанные покупки – это различные названия моющих и косметических средств на английском языке
)

Слайд 11(прочитать текст с английскими словами)

Это было week-end. Я решила устроить уборку дома. Но с удивлением заметила, что все необходимые мне cleaning средства закончились. И вот, я в супермаркете. Сразу на глаза попался vanish. Возьму, пока не забыла. Здесь же взяла Tide и Ariel. Уже на выходе вспомнила про Fairy и Comet. Нашла время и для себя. Купила себе HeadandShoulders  и MaxFactor, который почти закончился. А девочкам своим купила MilkyWay и Twix у кассы.

Видите какой интересный у нас предмет английский?! В последние годы моей работы в школе меня беспокоит вопрос : Почему мы столько лет изучаем английский в школе, а разговаривать на нем не получается. Как раскрыть учащихся, как сделать так , чтобы они смогли использовать изученные  слова и РО в речи?  И поэтому я выбрала себе методическую тему :

(Слайд 12)«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка». Довольно широкая тема, которая может быть использована любым учителем языковедом. Прежде всего, хочу остановиться на том, что это значит.

Компетенция в переводе с латинского языка  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. 

- Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.

Главным  для учителя я считаю следующее:

- Заинтересовать учащихся так, чтобы они использовали полученные знания, умения и навыки в процессе общения, выражая свои мысли и взгляды.

Для реализации моей темы я практикую следующие технологии:

Использование игр, использование  ИКТ, ситуативные картинки, структуры сингапурской методики, гуманистический подход. Я останавлюсь только на некоторых из них.

(Слайд 13)

1.  наибольший результат дает игра и игровые ситуации

В игре полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Игра дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми».

С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.Назову любимые игры : «Какое слово звучит», «угадай предмет», «Исправь ошибку», «Подарки»

Давайте проиграем с вами одну простую игру. Необходимо 5 участников. Вам по одному слову, каждый называет услышанное слово плюс добавляет слово, в результате он повторяет чужое слово и добавляет свое, тренируются навыки слушания, навыки  произносительные и память. Игра  «слово плюс». Цель – повторить слова по теме. Например по теме «животные»

Спасибо всем, игру можно усложнить по темам, со словосочетаниями и предложениями. Главный принцип игры «снежный ком»

(Слайд 14)

В век всемирной паутины нельзя преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. Иначе мы отстанем от темпа развития современного общества и не сможем идти «в ногу со временем». Интернет даёт нам и нашим обучающимся огромные возможности для самосовершенствования. Моя цель как преподавателя — научить обучающихся ориентироваться в этом безграничном информационном пространстве.

Далее представлю вам направления использования ИКТ для формирования коммуникативной компетентности:

- Использование компьютерных обучающих программ . Некоторые мои ученики систематически занимаются  с электронным львенком LingvaLeo  на страницах электронного журнала .

-Программы Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, а также для представления проектов, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Например, в 10 классе ребята приготовили свои презентации о трех державах: России, США и Великобритании, включая сюда полную картину об этих странах.Или например, индивидуальные работы учащихся по теме «Моя семья» в 6 классе , где они с удовольствием представили свои семейные фото и рассказали о них . В 8 классе по теме экология также были приготовлены разные презентации.

-          Интернет-Ресурсы Я использую  для погружения обучающихся в англоязычную среду

-  Мультимедийные материалы, представленные Интернет .Уроки с использованием видеоматериалов всегда популярны у учеников. Вряд ли найдется класс, в котором учащиеся откажутся от просмотра видео в пользу другой деятельности. Просмотр видео придаёт уроку свою изюминку, делает атмосферу в классе более расслабляющей и дружелюбной. Так ребята с удовольствием посмотрели фильм о рождестве  в конце 2 четверти, когда все ждали праздничного чуда.Сотрудничество с  международным проектом «Видеоуроки» позволяет мне получить готовые обучающие фильмы для уроков. Последний полученный материал про Шотландию очень кстати по теме «Великобритания» в 6 классе.

·            Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты и т. п. мы используем регулярно на уроках или при подготовке домашнего задания.

  Мои ученики регулярно занимаются на сайте «Решу ЕГЭ»  и Открытый Банк заданий, которые позволяют самостоятельно изучать английский язык, получать в режиме онлайн консультации учителя и контролировать динамику успеваемости.

 Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность обучения и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

       (Слайд 15)

В своей практике я удачно применяю разные структуры авторских методик обучения.. Хочется отметить эффективность таких структур как Драгунов . Парная и групповая форма работы способствует общению на уроке. Ребята работают увлеченно, обмениваются репликами. Школьники приобретают навыки сотрудничества, возникает атмосфера дружеского соревнования.

(Слайд 16)Посещение тренингов и курсов повышения квалификаци в ТГИПП и школах района, помогала мнена практике узнать больше про методикуи разговаривать по-английски свободнее в реальной жизни, что также способствовало формированию моей коммуникативной компетенции  

(Слайд 17)Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется во внеурочное время через разнообразные формы, методы и приемы работы. Мною ведется внеурочное занятие английского языка,где ученики более свободно стараются общаться на языке, где они получают еще более разнообразные задания.

 В нашей школе традиционно проводятся семинары учителей английского языка, для которых мы готовим внеклассные мероприятия на языке. (Слайд18)Подготовка и проведение недели английского языка ежегодно пополняет знания и желание учащихся общаться на английском, где основным условием остается «Говорим только на английском». (Слайд 19)Учащиеся поют песни на английском языке, танцуют ирландский танец, рассказывают стихи, показывают сценки из школьной жизни, проводят викторины и игры.

(Слайд 20)

Одной из главных моих задач считаю работу со способными и одаренными детьми Контингент учащихся не может быть однородным. В каждом классе есть дети с опережающим развитием интеллекта, с ярким проявлением способностей к изучению иностранных языков. К обучению ребят подхожу, дифференцировано, применяю разноуровневые задания, занимаюсь индивидуально, провожу дополнительные занятия. С удовольствием назову участие и победу своих учащихся в дистанционных международных олимпиадах онлайн, например , в проекте «Видеоруоки», «МетаШколе», а также конкурсах “SevenLions”.

(Слайд  21)

Своим кредо я всегда считала фразу «Учение - свет», поэтому всегда стараюсь непрерывно совершенствовать свое самообразование: на сайте http://nsportal.ru/aziyanaaleksandrovna есть все документы, подтверждающие это.

(Слайд 22) Полагаю, можно смело утверждать, что все усилия по привитию интереса к моему предмету не пропали даром и стали одним из факторов развития у учащихся желания продолжать учиться и совершенствоваться, что, по моему, является наиболее весомым вкладом учителя в формирование конкурентоспособной личности своего ученика. И вот здесь то я хочу напомнить поговорку по латински.

Non scholae , sed vitae discimus”
«Мы учимся не для школы, а для жизни»