Представление педагогического опыта

Калмыкова Екатерина Юрьевна

Представление педагогического опыта по теме:

«Инновационные технологии как фактор формирования коммуникативной компетенции учащихся»

учителя английского языка МБОУ «СОШ №8»

Калмыковой Екатерины Юрьевны

 

Актуальность и  основные идеи  опыта

На современном этапе развития общества перед российской системой образования возникает целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования, интеграции в мировое образовательное пространство, усиление связей между разными уровнями образования.

Информатизация образования является одним из эффективных путей решения этих проблем. Появление и развитие новых информационных технологий, связанных с развитием сетей телекоммуникаций и всеобщей компьютеризацией дает возможность создать новую информационно-образовательную среду для развития  и совершенствования системы образования.

Специфика образования в современное время предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, так как инновационные продукты направлены на людей. Поэтому неизбежен процесс гуманизации образовательной деятельности, которая широко распространена в рамках личностно-деятельного подхода. Процессы, происходящие в системе образования, приводят к формированию  методологии инновационного образования. Инновационные технологии в настоящее время рассматриваются как инструмент для претворения новой образовательной парадигмы в жизнь.

Подготовка человека (учащегося) к жизни в постоянно меняющемся мире является главной целью инновационных технологий в образовании. С помощью инноваций в обучении происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ученика и их реализацию. Происходит качественное изменение личности учащегося. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Современная  школа является  передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где ученик получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Теоретическая база опыта.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь  в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам . Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации ( т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним.  Для пользователя реализации коммуникативного подхода  в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления  и расширения их знаний и опыта.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством  иностранного языка.

Сущность опыта

Гипотеза: если систематически использовать инновационные технологии на уроках иностранного языка ,то процесс обучения будет более эффективным.

Цель: раскрыть прямую зависимость результата обучения иностранному языку от использования современных информационных технологий.

Задачи:

1) рассмотреть практическое применение компьютерных технологий на уроках английского языка;

2) изучить формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка;

3) определить цели и возможности использования Интернета в процессе обучения иностранному языку;

4)доказать эффективность применение компьютерных технологий в процессе обучение иностранному языку.

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку.

Предмет исследования: особенности использования современных компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что она освещает некоторые приемы, помогающие решить учебные задачи, и методически может быть полезна преподавателям любого языка.

Система работы учителя

Современному преподавателю предоставляется возможность использования обширной номенклатуры технических средств обучения, среди которых самым доступным и распространенным, а также универсальным является видеотехника, позволяющая использовать одновременно аудирование и видеоподдержку учебного материала. Можно отметить, что введение видео в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным. Также применение видео на уроках способствует расширению общего кругозора учащихся, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний.

Следует отметить, что видеофильм – это не только еще один источник информации. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным, потому что для понимания содержания фильма учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Видеофильм имеет довольно сильное эмоциональное воздействие на учащихся, влияет на формирование личностного отношения к увиденному. Еще одним преимуществом видеофильма является непосредственность изображения реальной действительности, использование крупного плана, ненавязчивое предъявление информации, красочность, наличие музыкального фона. При соприкосновении с происходящим на экране создаются условия наиболее приближенные к естественным (естественная языковая среда – совокупность речевых и неречевых условий, которые отражают быт, историю, культуру и традиции носителей языка в фактах данного языка).

В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола и психологическими особенностями личности говорящих.

Использование видео на уроках помогает решению следующих задач:

- Повышение мотивации обучения,

- Интенсификация обучения,

- Активизация обучаемых,

- Самостоятельная работа учащихся,

- Повышение качества знаний учащихся.

Существует огромное количество видеоматериалов, которые можно использовать на уроках английского языка. Это могут быть рекламные ролики или интервью с известными людьми, мультфильмы или сюжет из мировых блокбастеров, фрагменты новостей и телепередач. В научно-методической литературе строгой классификации видеоматериалов не существует. Наиболее важной в методическом плане является следующая классификация видеоматериалов:

1. Специально предназначенные для обучения иностранному языку (видеокурсы и другие учебные фильмы);

2. Предназначенные для носителей языка или аутентичные, включая художественные фильмы и прямую трансляцию телепрограмм в эфир;

3. Разработанные самими преподавателями и обучающимися.

Видеоматериалы, относящиеся к первым двум категориям, широко используются в процессе обучения из-за доступности и меньшей сложности в использовании. Видеоматериалы, разработанные самостоятельно, могут решить большее количество задач, поставленных учителем, так как учитель сам выбирает фрагменты для съемки и может повлиять на сам процесс, направить его в нужном направлении. Для создания таких материалов необходимо много времени, тщательное планирование и наличие технического оборудования. Как и сюжеты, специально предназначенные для обучения иностранному языку, самостоятельно разработанные фрагменты отличаются искусственно созданной речевой ситуацией.

Демонстрация видео, относящегося к любым приведенным выше категориям, имеет огромное значение в процессе обучения иностранным языкам. Во время просмотра видеоматериалов происходит слухо-зрительный синтез, одновременная трансляция звука и изображения, что способствует развитию навыков и умений восприятия речи на слух и стимулирует устно-речевое общение обучаемых, которое происходит в форме выражения собственного мнения, отношения, поиска аргументов и доказательств. Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит.

Для того чтобы процесс обучения иностранным языкам с помощью видеоматериалов был эффективным необходимо систематическое и рациональное использование видео на уроках. Также следует определить место видеоуроков в системе обучения и частоту предъявления. В зарубежной методической литературе рекомендуется использование видеоматериалов один раз в неделю или, по меньшей мере, один раз в две недели. Продолжительность занятия с использованием видео от 45 минут до 1 часа. Предпочтение отдается коротким по продолжительности видеоматериалам: от 30 секунд до 5-10 минут, при этом считается, что 4-5 минут, демонстрации видео могут обеспечить напряженную работу группы в течение целого часа. Это обусловлено такой специфической особенностью видеоматериалов, как плотность и насыщенность информации. В силу этой особенности целесообразнее использовать короткий отрывок для интенсивного изучения, нежели более продолжительный видеоэпизод – для экстенсивного.

Для учителя, применение видеоматериалов открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами, на разных уровнях обучения, с детьми разных возрастов.

В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;

2) демонстрационный - развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;

4) развитие языковых навыков и умений устной речи.

На каждом этапе есть ряд задач, выполнением которых и определяется эффективность всего аудиовизуального процесса.

I. Подготовительный этап. Цели этапа: - мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения; - снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания.

На этом этапе происходит снятие языковых трудностей и трудностей понимания содержания видеофильма. Возможно введение имен собственных, которое могут вызвать трудности при просмотре видеофильма, пояснение событий или условий в которых происходит действие.

Учитель может кратко передать основной сюжет видеофрагмента, заострив внимание на  вопросах, которое необходимо будет раскрыть на послесмотровом этапе.

Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике (на родном и на иностранном языках), также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра виде при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.

II. Демонстрационный этап. Цель этапа: обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

Демонстрация фильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых. На этом этапе используются задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе.

III. Контроль понимания основного содержания. Цель этапа: воспроизведение заданий, полученных на подготовительном этапе.

На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма ориентиров, предложенных на подготовительном этапе восприятия фильма, и использованных в фильме языковых и речевых средств.

IV. Развитие языковых навыков и умений устной речи. Цель этапа: использовать исходный видеоматериал в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.

Соблюдение последовательности предъявления видеоматериала и правильная формулировка задания способствуют эффективности использования видео в процессе обучения английскому языку.

Учебные задачи, которые можно решать с помощью видео

1. Повторение лексики и расширение словарного запаса.

1) Для этого используем видео фрагмент от 30 секунд до 1 минуты, в  котором  представлены  предметы,  действия  или  характеристики по лексической  теме. Лучше, чтобы  видео  сопровождалось  музыкой  или англоязычным текстом. Можно также  использовать видеофрагмент с текстом на родном языке, убрав звук.

2) Учебная группа делится ее на подгруппы  или пары, каждая из  которых  получает  свое  задание.  Задания  не  обязательно должны быть разными. Они могут дублироваться для нескольких групп или пар.
3) Учащиеся смотрят видео, где представлены разные животные  (профессии, цвета, люди, совершающие различные  действия).

 Затем  обсуждают  в  группах (парах) увиденное. При необходимости они  могут  пользоваться  словарем  или обращаться за помощью к учителю.

4) Потом учащиеся отвечают на вопросы. Учитель заранее предупреждает,
что они посмотрят видео еще  раз  и  должны  будут  проверить,  насколько
правильно группа выполнила свое задание.

5) Затем все смотрят отрывок второй раз и проверяют правильность ответов.

2.   Введение новых  лексических единиц  или новой  лексической  темы.

Можно показать  животных  в зоопарке или в их среде обитания, что  произведет  гораздо  более  яркое  впечатление  и будет способствовать лучшему запоминанию, чем при работе  с учебником.
Как  в  этом  случае,  для  задания  «опишите  картинку»  можно
использовать  функцию  «пауза», чтобы  у  учеников   была
возможность разглядеть все детали на экране.

3.  Обучение  пониманию   речи   на   слух.

Можно  сказать, что использование  видео  для  обучения  аудированию
имеет свои положительные и отрицательные стороны.
С одной стороны, видеозапись, по сравнению с аудиозаписью, носит  более
эмоциональный  характер – ученики  не только слышат, но и видят  говорящих, их  мимику и жесты, а также получают  информацию о  контексте  происходящего  - месте действия, возрасте участников и пр. С другой стороны — все эти факторы отвлекают ученика от собственно  речи,  и он   может   увлечься   происходящим на экране,   вместо    того, чтобы сосредоточиться на аудировании. Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики перед  просмотром  должны
получить четкое  задание, на выполнении которого  они  должны
будут сосредоточиться.

4. Использование видеодиалогов с  целью тренинга аудирования  и  выработки навыков чтения.

Вариант  1.

1) Учитель выбирает фрагмент из фильма длиной 1-2 минуты, который  состоит из четко проговариваемых реплик, простых по форме и содержанию.
2) Выписывает  каждую  реплику  на  отдельную  карточку,  пометив, 

какому персонажу она принадлежит.

3) Разбивает  класс  на  несколько  групп  и  каждой  группе  дает  полный
комплект карточек, содержащих диалог.

4) Группа должна посмотреть отрывок не  заглядывая  в  карточки,  а  затем
поставить реплики в том порядке, как они встречались в записи.
5) После этого нужно  посмотреть отрывок повторно, проверяя  правильность порядка реплик. При необходимости нужно  делать паузы.

Вариант  2.

Ученики  в группе тренируются в чтении диалога.

Учитель  включает запись без звука, и  ученики  озвучивают  диалог
на экране. Возможные  задания:

•Учащиеся раскладывают карточки в том порядке,
который они считают правильным, перед просмотром, а затем проверяют верность своей догадки.

•Диалог дается не на карточках, а на одном листе, и им нужно  пронумеровать реплики в порядке появления.

Вариант  3.

1) Учитель выбирает отрывок из художественного фильма  (продолжительность  1-3  минуты), в котором беседу ведут 3-5  участников. Лучше,  чтобы  ученики были знакомы с персонажами.

2) Учитель готовит  два  списка  -  имен  персонажей  и  их  реплик  в произвольном порядке. У каждого учащегося должна быть своя копия.
Если невозможно  сделать копии, списки записываем  на доске.  Учитель объясняет ученикам, что отрывок  будет  показан  без звука и их  задачей  будет расположить реплики по порядку, а также разобраться, кто что  говорит.

3) Далее   учитель  показывает видеофрагмент без звука. Учащиеся  работают  в    парах, восстанавливая последовательность реплик и  кому они принадлежат.

4) Затем  учитель показывает отрывок  со  звуком, а  ученики  проверяют  правильность  своей работы.

5) Диалог читается и обсуждается с классом.

5. Предсказания (продолжительность 30 минут).

•  Учитель  готовит   видеофрагмент  из спектакля, фильма или  телепередачи, из которого      можно  понять,  как  дальше  будут  

 развиваться  события.

•  Учащиеся  создают продолжение  сценария.

6. Проектная работа, исследование.

Просмотром видеоматериалов можно завершать  цикл  уроков  по  какой-либо теме  или  проблеме.  Учащиеся  заранее   получают   задание  для    изучения конкретного материла. Это  помогает   подготовить  их  к  просмотру  видео.
Работа   с  видеосюжетом  далее    открывает    перспективы  понимания    данной   темы,   содержит    элемент    новизны.

7. Задания  на развитие социокультурных умений.

Краткие новости (продолжительность 15-40 минут)

1)Учитель выбирает отрывок программы с  различными  новостями.
2)Для каждого учащегося заготавливается  копия таблички
3)Учащимся раздаёт таблички. Нужно убедиться, что все поняли, что написано в левой колонке.

4)Затем ученикам предлагает, посмотрев программу новостей, придумать  для каждой новости наиболее подходящий заголовок и заполнить табличку.

5)Учитель показывает видео-новости.

6)Учащиеся заполняют табличку (индивидуальная работа).
7)Учитель показывает новости еще раз, делает  пауза  после  каждой,
чтобы  желающие  могли  дать  свой  заголовок. 

8)Учитель раздает таблички учащимся и проверяет, все  ли  ясно,  какого  рода информация требуется, чтобы заполнить табличку.
9)Затем учитель  предупреждает класс, что будет показан рекламный ролик.
10)Задача - заполнить табличку данными, которые они получат из видеофрагмента.
11)Ученики просматривают ролик при необходимости несколько раз.
12)Учащиеся заполняют табличку.

13)Когда  они закончат работу, учитель  предлагает  каждому  сравнить  свои
ответы с ответами соседа.

14)Видео  демонстрируется  еще раз, чтобы прояснить непонятные моменты.

 

Результативность опыта

Положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся, повышение мотивации и интереса к изучению предмета, активное участие учащихся в олимпиадах различного уровня и конкурсах:

2015г.:  Забродина М.  (I место в дистанционной олимпиаде «Осень 2015» международного проекта Intolimp.org)

              Канахина К. (I место в дистанционной олимпиаде «Осень 2015» международного проекта Intolimp.org)

             Сидорова Д. (II место в дистанционной олимпиаде «Осень 2015» международного проекта Intolimp.org)

2016 г.:            Балаев В. (II место в дистанционной олимпиаде «Зима 2016» международного проекта Intolimp.org)

              Сидорова Д. (III место в дистанционной олимпиаде «Зима 2016» международного проекта Intolimp.org)

               Сараева А. (II место в международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» (сезон «Зима 2015-2016»)

               Святкин А. (I место в международном дистанционном блиц-турнире  «International communications» проекта «Новый урок»)

               Кичкарев М. (III место в международном дистанционном блиц-турнире  «International communications» проекта «Новый урок»)

 

Заключение

Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные видеокурсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся и делают учебный процесс овладения  иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

Преимущества использования видео:

- меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным;

- способствует расширению общего кругозора учащихся, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний;

- способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти;

- непосредственность изображения реальной действительности, использование крупного плана, ненавязчивое предъявление информации, красочность, наличие музыкального фона;

- соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия.

Использование видео на уроках помогает решению следующих задач:

- повышение мотивации обучения;

 - интенсификация обучения;

- активизация обучаемых;

-самостоятельная работа учащихся;

- повышение качества знаний учащихся.

Наиболее важной в методическом плане является следующая классификация видеоматериалов: 1. Специально предназначенные для обучения иностранному языку (видеокурсы и другие учебные фильмы). 2. Предназначенные для носителей языка или аутентичные, включая художественные фильмы и прямую трансляцию телепрограмм в эфир. 3. Разработанные самими преподавателями и обучающимися.

В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых трудностей;

2) восприятие  видеофильма - развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;

4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.
Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения  его  места  в  системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные  возможности видеофильма с задачами обучения.