Развитие умений читать в технологии креативного обучения английскому языку на средней и старшей ступени обучения по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский» по современным ФГОС

Аннотация:  В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английский» по современным ФГОС» рассматриваются актуальные приемы обучения школьников смысловому чтению на уроках английского языка, которые могут быть использованы учителями, студентами и учащимися в чтении текстов на английском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие умений читать в технологии креативного обучения английскому языку на средней и старшей ступени обучения по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский» по современным ФГОС

                                                                                        Тиминова Н.М.,

                                                                                  учитель английского языка                                        

                                                       МБОУ «Лингвистическая гимназия» г.Кирова

                                                                                          2016 г.

Аннотация:  В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английский» по современным ФГОС» рассматриваются актуальные приемы обучения школьников смысловому чтению на уроках английского языка, которые могут быть использованы учителями, студентами и учащимися в чтении текстов на английском языке.

Ключевые слова: читательская компетентность, смысловое чтение, способы организации познавательной деятельности, алгоритмы работы с текстом, проектная методика, междисциплинарные программы, интерактивные приемы обучения, технология креативного обучения чтению, деятельностный подход

    В современных условиях актуальным является  вопрос обучения школьников чтению. Развитие информационного общества определяет  потребностьучащихся в чтении, понимании и умении анализировать тексты по их содержанию.

  Необходимо отметить, что интерес к чтению у современных школьников недостаточно высок. Причинами такого снижения могут быть:

1)        Большая информационная нагрузка

2)        Непонятное содержание текста

3)        Неинтересное для школьников содержание текста

   В то же время необходимо отметить, что читательская компетентность-  это особая форма личностного роста, направленная на развитие всех ключевых компетентностей в процессе чтения. Текст является связующим звеном всех учебных предметов. Умение работать с разнородной информацией становится актуальной задачей развития современных учащихся.

   Смысловое чтение является одной из сторон чтения и включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания или перевод авторского замысла в собственный вариант. Способами организации познавательной деятельности в обучении смысловому чтению являются проблемно-поисковый способ, дискуссия, утверждение, моделирование, рисунок.

   Основными умениями смыслового чтения являются умения:

1)        Осмысливать цели чтения

2)        Выбирать вид чтения в зависимости от его цели

3)        Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров

4)        Определять основную и второстепенную информацию

5)        Понимать и адекватно оценивать языковые средства

   Тексты должны быть различных стилей и жанров, отличающимися набором лексических единиц, стилистической окраской. От характера учебных текстов зависит речевая деятельность учащегося, усвоение предложенного ему языкового материала.

     На уроках английского языка в современных условиях применяются алгоритмы по работе с текстом:

А) Алгоритм извлечения информации

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Вычлените из текста фактическую информацию (лица, события, время, место и т. д.)

3. Найдите в тексте информацию, которая вызывает вопрос, требует уточнения, комментария.

4. Для осмысления этой информации сформулируйте вопрос- учебную задачу.

5. Выберите способ решения учебной задачи (обратитесь к дополнительным источникам, обсудите с кем-либо и т. д.)

6. Запишите или расскажите, как вы решаете вашу учебную задачу

Б) Алгоритм определения проблемы текста

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Найдите в тексте ключевые слова или словосочетания.

3. Соотнесите ключевые слова исловосочетания с главными по смыслу предложениями в тексте.

4. Сформулируйте проблему, используя слова-связки «роль», «отношение», «влияние» и т. д.

В) Алгоритм составления комментария к тексту

1. Прочитать внимательно текст.

2. Определить тему и подтемы текста.

3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста.

4. Классифицировать элементы в группы согласно видам комментария.

5. Найти в справочной и энциклопедической литературе сведения, поясняющие смысл отмеченных в тексте элементов.

6. Собрав все сведения, выбрать способ комментирования и составить текст-комментарий:

1) комментировать слово за словом и в конце сделать обобщение: о чем говорится в тексте (фрагменте, эпизоде);

2) рассказывать об информации, содержащейся в тексте (фрагменте, эпизоде) и попутно комментировать необходимое.

    Проектная методика является одним из способов развития самостоятельности учащихся в поиске необходимой информации и составлении собственных рассказов по предложенным темам. На этапе овладения общением ученики работают над проектами в виде групповых исследований, дискуссий, групповых интервью, ролевых игр, социологических опросов,  рукописных журналов и т.п..  Здесь учащиеся используют ресурсы Интернета, что позволяет создавать проектные работы в слайдах с применением анимационных эффектов. Метод проектов, применяемый на данном этапе, позволяет учащимся сравнить события, явления и факты из истории и жизни сверстников в странах изучаемого языка и своей стране, привлекать информацию из смежных областей знаний и аутентичных текстов, выразить собственное мнение и прогнозы. Проекты могут быть выполнены индивидуально и в группе. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта.

   Алгоритм КУДГ ( коллективной учебной деятельности в группе) при работе над проектами:

1)        Учащиеся выбирают тему проекта, распределяют задания в группе и обсуждают общую стратегию создания проекта. Учитель объясняет тему проекта.

2)        Ученики распределяют задания по проекту в группе и выполняют свою часть задания: пишут текст, творчески оформляют работу, пишут заголовок, и проводят интервью, используют аудио- и видеоматериалы, готовятся ответить на вопросы по своему заданию. Эта работа чаще всего выполняется дома.

3)        Затем ученики объединяют свои рассказы в совместный проект в группе. Учитель может посоветовать, как лучше организовать презентацию проекта.

4)        Группы по очереди проводят презентацию своих проектов, отвечают на вопросы учащихся из других групп, которые оценивают работу выступающей группы в листах оценок. Учащимся также может быть выдана примерная тематика вопросов для беседы. Учащиеся могут задавать и собственные вопросы. Учитель также оценивает работу групп в своем листе оценок.

5)        После презентации и ответов на вопросы проводится определение лучшего проекта, итоги могут быть отражены в виде таблицы.

6)        Ошибки учащихся исправляются в упражнениях, может быть проведен тест или письменная работа в виде ответов на вопросы или небольшого высказывания.

   Работа над проектами может проводится в течении несколько учебных занятий.

   Междисциплинарные программы по обучению смысловому чтению предполагают применение технологии креативного обучения английскому языку в совокупности исследовательских  качеств иумений, системы стратегий и методических приемов, применяемых  в различных видах и формах работы.  Они способствуют совершенствованию и развитию таких универсальных учебных действий, как:

1)        Умение работать с постоянно обновляющейся информацией

2)        Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме

3)        Умение вырабатывать собственное мнение на основе прочитанного текста

4)        Умение работать самостоятельно

     Технология креативного обучения чтению направлена на развитие умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД- универсальные учебные действия), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умения работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), умения формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

    В обучении чтению важным умением является умение составлять план текста и излагать содержание текста по плану.  

Алгоритм составления плана:

1)        Прочитать текст, найти новые слова и понятия, выяснить их значение

2)        Определить тему и основную мысль текста

3)        Разделить текст на смысловые части, озаглавить их

4)        Написать план

5)        Пересказать текст по плану

     Конструктор заданий Илюшина Л.С. представляет собою комплексный дидактический прием, позволяющий создавать собственный «дидактический текст» и на его основе решать конкретные педагогические задачи, связанные с проектированием, сопровождением и оценкой достижений учащихся. Такой текст содержит проблемный вопрос в проблемной ситуации, предполагающий деятельностный подход в решении учебной задачи.  

     Интерактивная форма обучения способствует умственному и личностному развитию учащихся и предполагает умениевзаимодействовать  в диалоге в паре, полилоге, с компьютером. Задачей педагога становится создание условий для развития инициативы и активности учащихся. К интегративным приемам в технологии креативного обучения смысловому чтениюотносятся «бортовые журналы», «двойные (тройные) дневники», «древо вопросов», «ментальные карты»,«мозговой штурм», «круглый стол»,тезирование, «телеграммы», «соревнования с писателем», глоссарий и многие другие.

  1. «Бортовые журналы» ( известное- новое)

   Например, в учебнике 9 класса на с.36 в упр.1 после чтения текста учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что мне известно по данной теме?         Что нового я узнал(а)  из текста?»

Вариант  ответа:  

известное-   Diving in Australia is very dangerous because of sharks.

новое-     Some people take it as a job.

        

  1. Двойной  (тройной) дневник ( цитата- комментарии- вопросы к учителю)

  Например, в учебнике 9 класса с.40 упр.3 после чтения текста учащимся можно предложить упражнение «тройной дневник»:

    Цитата-        Johann Friedrich Von Schiller once said,’ Who dares nothing, need hope for nothing’.

   Комментарии- It’s true because if you want to achieve success in life, you should take some risk.  But not in dangerous sports.        

   Вопросы к учителю- Why do they tell about danger when it could be only the initiative?

  1. Древо  вопросов

     После чтения текста учитель или учащиеся могут задавать различные вопросы:

А) Простые:  Where is the scene set?

Б) Уточняющие: In my opinion, the scene is set in the jungle, isn’t it?      

В) Объясняющие: Why did the author describe nature?

Г) Практические: What would I do in the jungle?

Д) Оценочные: What do you think about adventures?

Е) Творческие: What would happen if you were in the jungle?

4) Ментальные карты- это эффективная техника альтернативной записи для упорядочивания информации. На схеме в центре учащиеся определяют тему прочитанного текста, находят ключевые слова, устанавливают связи-ассоциации:

Учебник 5 класса с.60 упр.2

тема: Russian animals

ключевые слова:  species, areal, food, symbols, description

связи- ассоциации:  species- a brown bear; areal- mountains, forests; food- berries, ruts, roots, grasses, insects, fish; symbols- national symbol of Russia, popular in fairytales and cartoons; description- a very large animal with a big round head, small round ears, wide mouth, 42 teeth

  1. «Телеграмма» или «Кто короче?» - это прием, предполагающийизложение содержания текста с вычленением самой главной информациив сжатом виде.

   В учебнике 5 класса на с.22 в упр.1 главную информацию можно выразить в одном предложении: A different city has the Summer Olympics ever four years.

6) Тезирование – это один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста.  Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

Однако…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединятся с помощью следующих лексических средств:

Ставит вопрос…

Считает…

Сравнивает…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Алгоритм составления тезисов:

1.  Прочтите текст источника, следя за развитием главной мысли в нем.

2.  Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного текста.

3.  Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающие изложенные в тексте факты.

4.  Проверьте, все ли основные положения источника раскрыты в тезисе, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

5.  Расположите тезисы в соответствии с логикой вашего ответа.

  Например,  в учебнике 11 класса на с.6 в упр.3 можно предложить следующие тезисы:

   It is known that body talk could be very informative.  It must be underlined that words say one thing but the body must say the same thing completely differently. However, different people relate to body language differently.  It is important to learn non-verbal communication. It is supposed that this way you can convince people you are telling the truth.  Specialists organize classes to teach basics in body language. The author enumerates life occasions when body language talks more than words. The author thinks that these codes of behavior can be the key to making or breaking a business deal. The author says that his work gives him satisfaction.

7) Мозговой штурм- это прием работы с текстом, имеющий следующий алгоритм:

1.        Сегодня мы будем читать и обсуждать тему I am an explorer  in the lost world. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2.        Запишите ассоциации: entranced, creeping, gazing, making for, looking for, etc.

3.        Прием предполагает добавление к подтемам соответствующей информации:

Lost World Explorer

Entranced         creeping         gazing        making for     looking for

Entranced: held up his hand as a signal, peep over, give a gesture of amazement, wave to be careful, wonderful but dangerous

Creeping: gazed, looked over

Gazing: bent on, thrust his head, could not afford to linger

Making for: keep together, grab a stick, attempt to move, beat with sticks

Lookingfor: reached, rushed, saw

4.        В ходе чтения текста информация проверяется:

С. 38 упр.2                                      The Masai

А)They live in Africa- Great wildlife refuges in Africa

Б) They are hunters- They hunt in the Ngorongoro Conservation Area

В) They breed cattle- They graze cattle on the limited land

Г) They look unusual to Europeans- They have shaved heads, jewellery, colourful robes, are tall spear-carrying warriors

Д) They have problems- They have little place for grazing cattle. No water supply.

8) Глоссарий- это прием, предполагающий следующий алгоритм:

А) Сейчас мы будем читать текст

Б) Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом

В) Закончив чтение, вернитесь к данным словам, проверьте их значение по словам, употребленным в тексте

  Например, в учебнике 5 класса на с.с.100-101  упр.2 можно выполнить следующим образом:

Weird- странный- соответствие тексту

e.g. But something really weird happened while we were there.Но что-то действительно странное произошло, пока мы были там.

On board- на борту- несоответствие

e.g. … we jumped on board. … мы запрыгнули в автобус.

Elderly- люди солидного возраста- неполное соответствие

e.g. There were only two elderly ladies travelling.Там были только две путешествующих немолодых леди.

Old-fashioned- старомодный-соответствие

e.g. … even the people looked old-fashioned. … даже люди выглядели старомодными.

Get off the bus- выйти из автобуса- соответствие

e.g. We got off the bus and went to our hotel.Мы вышли из автобуса и пошли в отель.

Ghost- привидение-соответствие

e.g. Have you ever seen the ghost?Вы когда-либо видели привидение?

Wear hair in a bun- носить волосы в  пучок- соответствие

e.g. She wore her blonde hair in a bun…У нее были светлые волосы в пучок.

Bouquet- букет- соответствие

e.g. … she carried a small bouquet of roses. … она несла маленький букет из роз.

Lost in thought- задумчивый- соответствие

e.g. She was very still and lost in thought.Она была очень сдержанна и задумчива.

Puzzled look-озадаченныйвзгляд- соответствие

e.g. Dad gave me a very puzzled look.Отец посмотрел на меня крайне озадаченно.

9) Круглый стол- это прием, предполагающий следующий алгоритм:

На предложенной карте алфавита напишите названия или авторов книг, связанных с темой  ‘Sightseeing In London’ . Результатом работы является  свободное обсуждение по названию на полученной карте.

5 form SB p.102 ex. 2

Tower Bridge, Elizabeth Tower, The London Eye, Tate Modern, The Tower of London, Westminster Abbey

10) Соревнуемся с писателем- это прием, предполагающий следующий алгоритм:

1.        Один участник предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель комментирует ответы

2.        Дома читают книгу и оценивают соответствие классного варианта авторскому тексту

  Например, в учебнике 11 класса на с.63 в упр.7

Student’s variant:    I am Ransom. There are few people in the area because of fires. But my neighbor Grady visits me. I give him water. I am going to leave because of the drought. (одинаковый вариант с автором)

Students’ comment:  Grady came to you by chance. It was good of you to give him water.                

Author’s variant: I am Ransom and I am the only person left in the area. The earth is dusty. I can feel the smoke from the fires. There was no rain for a long time, and the crops failed. People are driving away.  ( вариант автора)

      Способность осмысленно читать совершенствует умения исследовательской деятельности, потому что учит определять тему исследования, делить текст на смысловые части, составлять план, находить основные события, восстанавливать их последовательность, сравнивать между собой объекты, понимать вербальную и невербальную информацию, использовать различные виды чтения, ориентироваться в словарях и справочниках, соотносить факты с основной темой, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы, сопоставлять различные мнения, оценивать позицию автора, находить достоверную информацию. Все перечисленные виды деятельности являются стратегиями обучения смысловому чтению, которые предполагают решение учебно-практических и учебно-познавательных задач и позволяют учащимся переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, видеть проблемы в знакомой ситуации, комбинировать ранее усвоенные способы в новые, рассматривать разные варианты решения, доказывать суждения, используя методы сравнения, сопоставления, обобщения.        

Обзор литературы:

  1. Кузнецова Е.А.Смысловое чтение и работа с текстом в условиях внедрения ФГОС nsportal, 7/02/15
  2. Смысловое чтение- способ 6cool.org.ru.>files/u1/SbornikCmyclovoeChtenie.pdf
  3. Междисциплинарная программа «Развитие метапредметного результата смысловое чтение в основной школе» sch4.ucoz.ru/
  4. Евфимовская А.В. «Смысловое чтение- способ формирования УУД» 6cool.org.ru/
  5. Илюшин И.С. Материалы к лекции-презентации «Дидактический конструктор» contest.schoolnano.ru/
  6. Романичева Е.С.,  Сметанникова Н.Н. «Интегративные стратегии чтения в образовательном процессе» science-education.ru/
  7. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом infourok.ru/
  8. Приемы смыслового чтения- Учителям sites.google.com>…ucitelamv…priemov-smyslovogo…
  9. Основы смыслового чтения uchportal.ru>publ/23-1-0-4808