Отчет об инновационной деятельности

Самойлова Елена Викторовна

Информационная карта инновационной деятельности

 

1.Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 94»

2.420095 г.Казань, ул Ш.Усманова .14;

+7(843)-560-74-68 ; https://edu.tatar.ru/moskow/gym94.htm; G94.kzn@tatar.ru

3.Информационные и компьютерные технологии в развитии межкультурной компетенции в условиях билингвального обучения.

4.Апполонова Ю.А.,Гостюшева Н.В.,Гумарова Г.Г.,Самойлова Е.В.

5. Краткое описание инновационной разработки:

Актуальность

Данная инновационная разработка - это реализация перехода от традиционной установки на формирование знаний, умений, навыков к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества.

 Современные условия дают  многочисленные  возможности для создания креативной образовательной среды иноязычного общения между учащимися разных ступеней, успешность использования которых зависит от профессионализма учителя, который выступает в роли партнера для обучающихся.

Цель

Развитие творческого потенциала учащихся, воспитание активной и креативной личности, с устойчивой жизненной позицией, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать результат своей деятельности.

Задачи

-  разработка и реализация различных проектов (ученик может проявить свой творческий потенциал: фантазию, интерес, инициативу, поскольку проект основан на развитии не только познавательных, но и творческих навыков учащихся, творческого мышления, их умении самостоятельно применять свои знания и ориентироваться в информационном пространстве);

- развивать творческое сотрудничество детей между собой, детей и взрослых в процессе собирания материала, подготовки и проведения праздника;

-  организация образовательного процесса (учащиеся самостоятельно овладевают такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения, аналитически рассуждать, делать обобщения и критически мыслить);

- создание среды, способствующей творчеству, любознательности и саморазвития;

- развитие коммуникативных компетенций и сотрудничества;

Содержание

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий. Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на наш взгляд, эффективным методом является использование  информационных и компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности как методический прием способствует формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как определенной системе. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знания.

Внеурочная деятельность помогает удовлетворять разнообразные интересы детей в неформальном общении, обеспечивает проявление и развитие активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя.

Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности по немецкому языку обеспечивает развитие интеллектуальных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Задача школы – помочь детям освоить различные формы общения, создав условий, которые бы давали толчок механизмам самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также помогали бы формированию мотивации достижения.

Таким образом, актуальность инновационной разработки обусловлена тем, что работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках, используя современные технологии: информационные и компьютерные, проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.

Важнейшей целью образования на сегодняшний день и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности,  формирования  у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, то есть школа  должна формировать ключевые компетенции: речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно – познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий.

 Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель не просто чётко представлял, но и умел использовать образовательные технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

Наша цель – успешная социальная интеграция выпускника. Мы должны создать условия для того, чтобы реализовались творческие и познавательные задатки личности, чтобы наш выпускник был снабжён теми ресурсами, которые позволят ему успешно войти в национальную и мировую культуру.

В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

       Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо  включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

       Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

       В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

        В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность  - это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

         Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи.

       Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

      Так, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям, одним из которых является   художественно - эстетическое.

       Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного  и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке).

 Результаты реализации

- Создание благоприятного психологического климата и снижение риска образования барьеров в коммуникации; поддерживание  атмосферы сотрудничества учителей, учеников, родителей на основе взаимопонимания, взаимообогащения и доверия,

- Обучение  работать в команде, выполняя разные социальные роли,

- Минимальное участие в уроке учителя и усиление активной самостоятельной ревой деятельности учащихся.

- обеспечение перехода к демократическому стилю общения на основе партнерских отношений и рефлективности обучения, направленных на сознательное и критическое осмысление действий, мотивов, качества и результатов иноязычного образования, как со стороны учителя, так и учащихся;

- Использование  разнообразных форм, методов и приемов  обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

- Расширение предметных  знаний в области страноведения,

- Развитие  самостоятельной деятельности учащихся,

- Развитие  организаторских способностей, а также социальной  компетентности,

-  Привитие  толерантности и уважения к иноязычной  культуре;

-  Развитие познавательного интереса к познанию особенностей своей национальной культуры;

- Организация труда и оценка своего результата

6.  Открытые уроки и выступления на международной научно-практической конференции «Роль информационных и компьютерных технологий в развитии межкультурной компетенции в условиях билингвального обучения»,республиканском семинаре  «Система методической работы в образовательной организации в условиях реализации ФГОС ООО», международном творческом практикуме в рамках партнерских отношений гимназии имени Святого Августина г.Гримма (Германия) и гимназии № 94 (г.Казань) «Формирование и развитие поликультурной компетентности школьника в условиях тройственного изучения языков», публикации в сборниках международной конференции «Российско-германские перекрестки: Язык-Образование-Культура» и III Всероссийской научно-практической конференции учителей немецкого языка «Теория и практика обучения немецкому языку».

7. Высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ. Качество ЕГЭ за последние 2 года составило от 69% до 94%, что выше показателей по Республике Татарстан. Качество обученности по итогам ОГЭ составило 100%. Высокая результативность учащихся: призеры и победитель муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в  2011-2014 гг; победители и призеры V городской научно-практической конференции школьников им.Ушинского 2012г., VI иVIII городской научно-практической конференции школьников им.Лихачева 2012г.,2013г., XIII Поволжской научной конференции школьников им.Лобачевского 2012г., I Международного симпозиума и творческой лаборатории «Образовательные проекты в развитии международного вузовского и школьного партнерства»2012г., VIII Республиканской конференции им. И.Хальфина 2013г., XIII Республиканской научно-практической конференции старшеклассников «Языковой вкус эпохи»2014г., Республиканской научно-практической конференции «Немецкий язык в современном мире» 2015г., IХ Республиканской научно-практической конференции учащихся «Глобализация – реальность современного мира»2015г..Победители и призеры ежегодных городского конкурса экскурсоводов, городского фестиваля знатоков иностранных языков, Республиканского конкурса «Креативное путешествие по Германии», Всероссийского турнира по языкознанию «Осенний марафон». Показатели результативности учащихся за 5 лет: качество знаний составило от 75до 87% при успеваемости 100%.