Нетрадиционные уроки английского языка в контексте внедрения ФГОС

Лысенко Елена Игоревна

Нетрадиционные уроки английского языка

в контексте внедрения ФГОС

Основное назначение английского языка состоит в овладении учащимися навыка общения на иностранном языке, что является целью коммуникативной методики преподавания языка.

Принципиальное отличие нового ФГОС заключается в том, что цель обучения предполагает не только предметный, а метапредметный и личностный результат. В качестве основного результата образования сегодня выступает овладение УУД, позволяющими формировать умение учиться, ставить и решать важнейшие жизненные задачи в многополярном мире. ФГОС настаивает на преобразовании процесса обучения в процесс приобщения учащихся к осознанию и осмыслению собственных этнокультурных истоков, привития им готовности к диалогу и одновременно  к толерантности по отношению к иным языкам и культурам.

Сегодня все больше внимания уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, а также его интеллектуальному потенциалу.

Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в  устной и письменной формах. Аудирование, говорение, письмо, чтение – эти виды речевой деятельности должны быть сформированы у учащихся, чтобы осуществлять общение в устной  письменной формах.  Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке не находясь в стране изучаемого языка дело весьма нелегкое. Поэтому одной из задач учителя, безусловно, является создание реальных или воображаемых ситуаций общения на уроке английского языка и использование различных приемов работы, в том числе и самых нетрадиционных.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного процесса, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок может включать в себя различные приемы, методы и формы обучения. Нетрадиционный урок – это результат совместной деятельности учителя и учащихся, их совместный поиск новых форм работы. Целью подобных уроков является пробуждение познавательной активности учащихся и повышение эффективности преподавания.

Среди большого числа нетрадиционных уроков можно выделить те, которые уже широко применяются в школах с углубленным изучением языка: уроки – ролевые игры, уроки – дискуссии, уроки – викторины или соревнования, уроки – проекты, музейные уроки, уроки-спектакли, видео-уроки.

Цель нетрадиционных уроков заключается в поиске и наработке новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации закона педагогики и новой парадигмы обучения – активности обучения.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

- использование коллективных форм работы;

- развитие умений и навыков самостоятельной работы;

- активизацию деятельности учащихся по поиску информации и материалов к уроку;

- прививание интереса к предмету.

Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Например, конечным результатом урока  может явиться небольшое интервью или исследование, проведенное в группе. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектных методик, различные формы тестирования.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных видов урока раскрывается в целях, преследуемых ими:

- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся.

Нетрадиционные виды уроков дают возможность не только развить интерес к изучаемому предмету, но и прививать учащимся творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками информации, формировать и совершенствовать коммуникативные навыки.

Нетрадиционные виды уроков иностранного языка являются залогом успешной активности учащихся, с их помощью они приобщаются к культуре страны изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет им принимать активное участие в диалоге культур.

 

Библиография:

1. М.А. Ариян. Иностранные языки в школе. – 1986. – N 6.

2. Д.А. Бельгибаева. Принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. – Вестник КАСУ. – 2005. – N2.

3. Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. – М.: Айрис Пресс, 2004.