Обучение детей с речевыми нарушениями английскому языку

Герасимова Елизавета Андреевна

 Обучение детей с речевыми нарушениями английскому языку

Перед учителями школы, в частности, перед учителями иностранного

языка, стоит вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им

вообще изучать иностранный язык? Ведь для ряда детей с ТНР характерны

низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной

импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий

образовательный уровень. Кроме вышеперечисленных особенностей

существуют также и «трудности в звуковом анализе, нарушенный

фонематический слух. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не

дифференцируют сходные звуки» и т. д. Способны ли они выучить

иностранный язык в объеме школьной программы?

 

Да, это возможно, но при условии смещения акцента в постановке целей с

точки зрения практического владения языком - на общее развитие детей. На

первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей,

памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их

знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как

никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Планируя конечный уровень практического владения языком, нужно исходить из того, что речь детей с тяжелыми нарушениями речи на родном языке небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложно построенную речь на чужом языке им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.

 

 

Дети с ТНР имеют нарушенные задатки к развитию языковой способности.

Это нарушение речедвигательного и рече-слухового анализаторов. Дети

страдают дисграфией, дислексией, моторной и сенсомоторной алалией,функциональная незрелость коры головного мозга. Не вдаваясь далее в медицинские термины, дети с такими нарушениями имеют:

1 скудный словарный запас

2 пониженную способностью к восприятию речевых звуков

3 дефекты произношения

4 аграмматизм

 

Нарушение речи часто сопровождается также и нарушением психических

процессов. Например:

1 неустойчивость внимания (мерцающее внимание)

2 двигательная расторможенность

3 эмоциональная неустойчивость

 

Цель изучения иностранных языков в классах коррекции

Основная цель изучения иностранных языков в таких классах –

развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка

необходимо развивать у учащихся:

• память

• речь

• восприятие

• мышление

• кругозор

 

Сложные конструкции и клише… - такими учащимися не будут усвоены,

так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Возможно,

проводить такую работу лишь с целью ознакомления.

 

Ошибки – не исправлять. Составил ученик «винегрет» - хорошо, я тебя

поняла. Оценка – вербальная, с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать отношение благоговейности к иностранному языку.

 

Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка

Приоритетным видом деятельности являются:

• чтение, а также умение пользоваться словарем;

• игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым

материалом;

• развитие моторики через интегрированные уроки –

иностранный язык + музыка

иностранный язык + рисование

иностранный язык + труд

 

Рекомендации для проведения уроков иностранного языка

• Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на

уроке.

• Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни,

считалки).

• Частая повторяемость учебного материала:

Учитель класс ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).

• Обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая,

разные варианты одного и того же слова).

• Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не

одна).

• Введение материала небольшими порциями в контексте.

• Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.

• Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную

реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах.

 

Что необходимо знать и выполнить учителю-предметнику для работы в коррекционных школах:

Учитель иностранного языка может составить собственную программу для

обучения таких классов или внести изменения в общеобразовательную

программу. Эта программа утверждается на школьном МО или на школьном

педсовете.

Учитель имеет право:

• уменьшить объем изучаемой лексики;

• выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по

грамматике;

• подобрать упрощенные тексты;

• снизить требования к изучению иностранного языка.

 

Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся.

Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза,

не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический

материал.

 

 В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дети с

нарушениями речи требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает Современный период развития системы дошкольного образования и воспитания характеризуется большим интересом к раннему обучению иностранным языкам, в частности – английскому.