Приемы формирования критического и креативного мышления

Гарипова Наталья Игоревна

Как понять суть нового материала и проверить самого себя?

Памятка для работы с текстовой информацией

На основе прочитанного или услышанного текста предлагается сочинить короткие стихотворения, отражающие основные положения и свойства изученного явления.

1)      Синквейн («пятистишие»)

  •  1 строка одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
  •   2 строка два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  •  3 строка три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  •  4 строка фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  •   5 строка слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Пример синквейна:

  •    Occupation

  •     Favourite, interesting

  •    Develop, help, improve

  •     An activity we usually do

  •     Work

2)      Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, где  первая и последняя, вторая и шестая, третья и пятая строки  — понятия с противоположным значением.                           

 Пример диаманты:

 

·      строчка 1: тема (существительное)

·      строчка 2: определение (2 прилагательных)

·      строчка 3: действие (3 глагола)

·      строчка 4: ассоциации (4 существительных, характеризующих тему)

·      строчка 5: действие (3 глагола, стоящих в оппозиции к глаголам в строчке № 3, т.е. раскрывающих тему с другой стороны)

·      строчка 6: определение(2 прилагательных, стоящих  в оппозиции к прилагательным в строчке № 2, т.е. раскрывающих тему с другой стороны)

·      строчка 7: тема (существительное, противоположное теме или стоящее в оппозиции к теме)

Пример:

  1. Winter

  2.  Cold, snowy

  3.  Ski, skate, play snowballs

  4.  Season, long nights, New Year, holidays

  5. Sleep, stay indoors, wake up late

  6. beautiful, wonderful

  7. Summer

 

 

 

Данный прием можно также использовать  при изучении новой лексики или повторении уже изученного вокабуляра. Является способом формирования критического  и креативного мышления и действенным приемом системно-деятельностного подхода.

 

 

·      

 

·