Игровые технологии как средство развития коммуникативной компетенции у младших подростков на уроках французского языка. Game Technologies As Means Of Communicative Competence Developing Among Younger Students In The Lessons Of The French Language.

Казандаева Елена Ивановна

Основной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. Введение федерального государственного образовательного стандарта в начальную и в основную школу это фундамент современного качества образования. Согласно требованиям ФГОС к образовательной дисциплине французский язык, цель изучения иностранного языка в школе состоит в формировании коммуникативной компетентности обучающихся.

В области обучения иностранным языкам понятие «коммуникативная компетентность» определяется как способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение в соответствии с целями и ситуацией общения. Для овладения навыками общения на иностранном языке необходимы специальные учебные умения.

К сожалению, у современных подростков снижается интерес к учению в стенах образовательного учреждения, это обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, психологический фактор данного периода взросления. В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. Лучшим мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. C другой стороны, с появлением общедоступной сети Интернет, резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня Интернет становится существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

Таким образом, урок-лекция не слишком эффективная форма проведения занятий для младших подростков. Современный учитель стремиться создать такую учебную ситуацию на уроке, в которой обучающиеся учатся рациональному запоминанию иноязычного языкового материала, самостоятельно активизируют языковой материал, прослеживают межпредметные связи, работают в парах при осуществлении иноязычных действий, видят трудности при работе над языковыми элементами и стараются найти решение для их преодоления.

Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности обучающихся, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий. Актуальность игры в настоящее время повышается, так как современные школьники перенасыщены различной информацией. Во всем мире идет расширение предметно-информационной среды, поэтому для школы актуальной задачей становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, направленной на развитие подобных умений и является игра.

Игровые технологии – эффективный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс увлекательным, заставляет школьников волноваться и переживать. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Игра, как говорил В.А. Сухомлинский, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, во-первых, игра – это всегда эмоциональное действие, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Во-вторых, с помощью игры, усваиваемый учащимися новый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игровые технологии можно применять на всех этапах обучения, как старших, так и младших.

Важнейшим преимуществом игры является то, что в ней все участники равны. Кроме того, участие в игре могут принять даже слабые ученики. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, характерную для подросткового возраста, и страх ошибиться, мешающие свободно употреблять в речи слова чужого языка. А парные и групповые формы работы, в которых заинтересованы школьники младшего подросткового возраста, благотворно сказывается на результатах обучения иностранному языку.

Использование на уроках игровых технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает их мышление, память, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. С помощью игры происходит развитие сообразительности и внимания, обогащение языка и закрепление лексического запаса обучающихся. Игра может помочь ученику как вспомнить пройденный материал, так и изучить новый. На уроках игровые упражнения применяются для смены деятельности, дополнительной практики, проверки словарного запаса или при изучении нового грамматического материала.

На среднем этапе обучения возможность использования игровых технологий расширяется. Так как у учащихся данного возраста уже сформирована некоторая языковая база, и навыки, которыми они владеют, достаточны для проведения небольших ролевых и сюжетных игр. К тому же в учебный процесс всегда можно включить простые предметные (лингвистические) игры, которые подразумевают под собой фонетические, лексические и грамматические игры, а также игры-соревнования.

Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции, фонематический слух.

При этом игровой сюжет важно развивать параллельно основному содержанию обучения, тогда он будет помогать активизировать учебный процесс.

Игровые технологии обучения иностранному языку обучающихся начальных и средних классов являются приоритетными формами работы на моих уроках. На среднем этапе можно использовать следующие игры:

фонетические

лексические

грамматические

орфографические

ролевые

соревнования

конкурсы

Все они способствуют формированию речевых навыков.

Одно из ведущих мест среди игр на уроках иностранного языка, которые развивают коммуникативную компетенцию, отводится «Ролевой игре», так как она направлена на речевую практику, участники игры должны понимать реплики друг друга, соотносить их с ситуацией и правильно реагировать на них.

Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

У детей при участии в ролевых играх закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.

Результатом использования игровых технологий у младших подростков на уроках иностранного языка является повышение внутренней мотивации школьников к овладению французским языком и, как следствие этого, развитие коммуникативной компетенции и личности ребенка.