Формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля с помощью технологии «Языковой портфель» на уроках иностранного языка.

Семенова Марина Вячеславовна

 Современное иноязычное образование преследует сегодня цель – развивать способность оценки окружающего мира, людей, себя с точки зрения субъекта культуры. Идет переориентация образования со знания центрического на культуросообразное. Это предусматривает использование новых методов и технологий обучения иностранным языкам.

Одной из ведущих современных технологий, используемых в обучении иностранным языкам, является технология «Языковой портфель». Европейский языковой портфель был разработан и пилотирован (Давид Лител, РадекПерклов, РольфШерер и др.) Отделом языковой политики при Совете Европы в г. Страсбурге в 1998-2000 годах.  В России разработан специалистами Московского Государственного Лингвистического университета (К.М. Ирисханова, И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко и др.) и введенный в апробацию в 1998 году.

«Языковой портфель – это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности». Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящий из трех частей: «Языкового паспорта», «Языковой биографии» его пользователя и «Досье».

Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания школьникам по отбору материала в портфель (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам следует это делать); анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика (разумеется, для тех родителей, которые владеют изучаемым их ребенком иностранным языком); параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ; анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного портфеля. Учащийся по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т. п.), дома (домашние задания), на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады на иностранном языке и т. п.). Отбор может проводиться в течение одного года или одной четверти, либо на протяжении всех лет обучения (например, творческие письменные работы или проекты). Портфель, а также каждые отдельные работы предваряются комментарием ученика, «почему он считает необходимым отобрать именно эти работы, что у него получилось и не получилось в работах, согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы он может сделать из результатов данных работ». Желательно, чтобы все комментарии ребенок выполнял на иностранном языке, начиная от нескольких коротких фраз, постепенно расширяя и углубляя их. Если это сложно, то все свои рассуждения учащийся делает на родном языке. «Главное в такой работе – самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования». Периодически по истечении определенного отрезка времени, отводимого на досье, либо по завершении определенного объема работ по данному разделу программы или проекта ученик выставляет свой портфель на презентацию в классе, в группе, на ученической конференции, на родительском собрании. На таком форуме школьник показывает свое продвижение в определенной области знания, доказывает, что он приложил максимум усилий и, соответственно, его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группы экспертов из числа учащихся. Ученику следует показать, в чем эта оценка совпадает и не совпадает, и сделать выводы относительно своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в этой области. Предпочтительнее, чтобы защита портфеля велась на иностранном языке. Самое активное участие предусмотрено со стороны родителей. Они должны оценить работу своего ребенка, представленную в его портфеле, по определенным параметрам и критериям, которые разрабатываются и представляются вниманию родителей в документации портфеля. При оценке портфеля ученика родители или рецензент могут воспользоваться пунктами по оформлению  и содержанию портфеля. Соответственно можно указать несколько вариантов оценок: полностью соответствует; не полностью соответствует; неприемлемо; отсутствует; приемлемо.

«В «Паспорте» учащийся в краткой форме отражает свои коммуникативную и межкультурную компетенции». Речь идет обо всех неродных изучаемым им языках, экзаменах и их результатах, межкультурных контактах, которые он имел в определенном возрастном периоде или на протяжении всей жизни.

Раздел «Таблицы для самооценки» содержит общеевропейскую шкалу шести уровней владения языками:

- A1 - уровень выживания;

- A2 - допороговый уровень;

- B1 - пороговый уровень;

- B2 - пороговый продвинутый уровень;

- C1 - уровень профессионального владения;

- C2 - уровень владения в совершенстве.

Общеевропейские шкалы уровней владения иностранными языками представляют собой дескрипторы, по которым обучающийся может определить свой уровень. Стоит отметить, что обращение к таблицам уровней владения языком – это первый, но очень важный шаг к работе над контрольными листками для самооценки, представленными в «языковой биографии». «Обычно каждому уровню соответствует один контрольный листок». При этом дескрипторы, то есть параметры, по которым уточняется и оценивается (как пользователем, так и обучающим или учителем) уровень владения иностранным языком учащегося, часто группируются по рубрикам или по категориям. Пользуясь таблицами для самооценки и дескрипторами, представленными в контрольных листах, ученики самостоятельно определяют свой уровень достижений в овладении различными видами речевой деятельности и то, что им, с их точки зрения, еще желательно или необходимо усовершенствовать. Отмечая в контрольном листе то, что он уже, по его мнению, умеет делать, учащийся подтверждает соответствие своего уровня уровню, отмеченному в «Листе для самооценки». Если, как он считает, требования данного контрольного листа занижены или завышены, он обращается к более низкому или последующему уровню. Кроме этого, ученик имеет возможность написать то, что ему еще хотелось бы уметь делать (понимать).

В заключении стоит отметить, что данная технология отвечает современным требованиям индивидуализации обучения иностранным языкам и позволяет формировать не только коммуникативную компетенцию учащихся, но и такие умения как самостоятельно добывать знания, уметь вступать в диалог и полилог, также умениям самооценки и самоконтроля. С помощью портфолио возможно развивать творческие умения учащихся. Портфолио является инструментом мотивации учащихся к изучению и овладению иностранным языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_urovni.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Уровни владения языком: общая шкала

Свободное

владение

С2

Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях.

С1

Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов.

Самостоятельное владение

В2

Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений.

В1

Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т.д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее.

Элементарное владение

А2

Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

А1

Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/представить других, задавать/отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.

Приложение 2

Уровни владения языком (лист самооценки)

А1

А2

В1

Понимание

Аудирование

Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и ближайшем окружении.

Я понимаю отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для меня тем (например, основную информацию о себе и своей семье, о покупках, о месте, где живу, о заботе). Я понимаю, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях.

Я понимаю основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные мне темы, с которыми мне приходится иметь дело на заботе, в школе, на отдыхе и т.д. Я понимаю, о чем идет речь в большинстве радио- и телепрограмм о текущих событиях, а также передач, связанных с моими личными или профессиональными интересами. Речь говорящих должна быть при этом четкой и относительно медленной.

Чтение

Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, на плакатах или каталогах.

Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера.

Я понимаю тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения. Я понимаю описания событий, чувств, намерений в письмах личного характера.

Говорение

Диалог

Я могу принимать участие в диалоге, если мой собеседник повторяет по моей просьбе в замедленном темпе свое высказывание или перефразирует его, а также помогает сформулировать то, что я пытаюсь сказать. Я могу задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных мне или интересующих меня тем.

Я умею общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых мне тем и видов деятельности. Я могу поддерживать предельно краткий разговор на бытовые темы, и все же понимаю недостаточно, чтобы самостоятельно вести беседу.

Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую мне/интересующую меня тему (например, «семья», «хобби», «работа», «путешествие», «текущие события»).

Монолог

Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живу, и людях, которых я знаю.

Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, настоящей или прежней работе.

Я умею строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, надеждах и желаниях. Я могу кратко обосновать и объяснить свои взгляды и намерения. Я могу рассказать историю или изложить сюжет книга или фильма и выразить к этому свое отношение.

Письмо

Письмо

Я умею писать простые открытки (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице.

Я умею писать простые короткие записки и сообщения. Я могу написать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо свою благодарность за что-либо).

Я умею писать простые связные тексты на знакомые или интересующие меня темы. Я умею писать письма личного характера, сообщая в них о своих личных переживаниях и впечатлениях.

В2

С1

С2

Я понимаю развернутые доклады и лекции и содержащуюся в них даже сложную аргументацию, если тематика этих выступлений мне достаточно знакома. Я понимаю почти все новости и репортажи о текущих событиях. Я понимаю содержание большинства фильмов, если их герои говорят на литературном языке.

Я понимаю развернутые сообщения, даже если они имеют нечеткую логическую структуру и недостаточно выраженные смысловые связи. Я почти свободно понимаю все телевизионные программы и фильмы.

Я свободно понимаю любую разговорную речь при непосредственно или опосредованном общении. Я свободно понимаю речь носителя языка, говорящего в быстром темпе, если у меня есть возможность привыкнуть к индивидуальным особенностям его произношения.

Я понимаю статьи и сообщения по современной проблематике, авторы которых занимают особую позицию или высказывают особую точку зрения. Я понимаю современную художественную прозу.

Я понимаю большие сложные нехудожественные и художественные тексты, их стилистические особенности. Я понимаю также специальные статьи и технические инструкции большого объема, даже если они не касаются сферы моей деятельности.

Я свободно понимаю все типы текстов, включая тексты абстрактного характера, сложные в композиционном или языковом отношении: инструкции, специальные статьи и художественные произведения.

Я умею без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с носителями изучаемого языка. Я умею принимать активное участие в дискуссии по знакомой мне проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Я умею спонтанно и бегло, не испытывая трудностей в подборе слов, выражать свои мысли. Моя речь отличается разнообразием языковых средств и точностью их употребления в ситуациях профессионального и повседневного общения. Я умею точно формулировать свои мысли и выражать свое мнение, а также активно поддерживать любую беседу.

Я могу свободно участвовать в любом разговоре или дискуссии, владею разнообразными идиоматическими и разговорными выражениями. Я бегло высказываюсь и умею выражать любые оттенки значения. Если у меня возникают трудности в использовании языковых средств, я умею быстро и незаметно для окружающих перефразировать свое высказывание.

Я умею понятно и обстоятельно высказываться по широкому кругу интересующих меня вопросов. Я могу объяснить свою точку зрения по актуальной проблеме, высказывая все аргументы «за» и «против».

Я умею понятно и обстоятельно излагать сложные темы, объединять в единое целое составные части, развивать отдельные положения и делать соответствующие выводы.

Я умею бегло, свободно и аргументировано высказываться, используя соответствующие языковые средства в зависимости от ситуации. Я умею логически построить свое сообщение таким образом, чтобы привлечь внимание слушателей и помочь им отметить и запомнить наиболее важные положения.

Я умею писать понятные подробныесообщения по широкому кругу интересующих меня вопросов. Я умею писать эссе или доклады, освещая вопросы или аргументируя точку зрения «за» или «против». Я умею писать письма, выделяя те события и впечатления, которые являются для меня особо важными.

Я умею четко и логично выражать свои мысли в письменной форме и подробно освещать свои взгляды. Я умею подробно излагать в письмах, сочинениях, докладах сложные проблемы, выделяя то, что мне представляется наиболее важным. Я умею использовать языковой стиль, соответствующий предполагаемому адресату.

Я умею логично и последовательно выражать свои мысли в письменной форме, используя при этом необходимые языковые средства. Я умею писать сложные письма, отчеты, доклады или статьи, которые имеют четкую логическую структуру, помогающую адресату отметить и запомнить наиболее важные моменты. Я умею писать резюме и рецензии как на работы профессионального характера, так и на художественные произведения.