Стратегии подготовки к устной части ЕГЭ

Карпова Татьяна Сергеевна

   В своей статье «Устная часть ЕГЭ как стимул и ограничение в формировании устных речевых умений учащихся»  Радислав Мильруд пишет о том, что «возвращение устной части в программу Единого государственного экзамена повышает значимость формирования устных речевых умений учащихся. Возрастает мотивация и смысл овладения устной речью на уроках иностранного языка, увеличивается время говорения учащихся на занятиях, возвращается интерес к методическим приёмам обучения говорению с целью повышения учебных результатов школьников».

   Целью обучения устной речи является овладение учащимися навыками неподготовленной монологической, диалогической и полилогической речи.

  Для подготовки первого задания-чтения текста необходимо повторить основные правила чтения. С этой целью мы использовали книгу Е.С. Музлановой.

  При чтении текста все обучающиеся, а не только учитель, фиксировали ошибки.

Кроме этого, обучающимся было рекомендовано использовать сайт tonail.com. Здесь обучающиеся могут самостоятельно тренировать навыки чтения, предварительно прослушав носителя языка. Они могут повторять за спикером, улавливая темп, ритм, интонацию.    При подготовке 2 задания мы использовали схемы из справочника Е.С.Музлановой,  обучающиеся заучили всевозможные варианты вопросов.Данной тип задания отрабатывали на каждом уроке в качестве фонетической зарядки. Включается картинка на проекторе, ребята по очереди задают вопросы.

1) Дайте ребенку шаблон и объясните, что это всего лишь план, который нужно будет немного изменять под каждую конкретную.

2) Повторите грамматику.Чтобы заработать максимум (7 баллов) за это задание, вашим детям необходимы: PresentSimple, PresentContinuous, PastSimple, PastContinuous и PresentPerfect:PresentPerfect пригодится во ведении (Ihavechosenphotonumber)

• where and when the photo was taken (Past Simple и Continuous – I took this photo two years ago when my friend and I were visiting London.)

• what/who is in the photo (Present Simple – The photo depicts…) – Глагольноеокончание S – самаячастотнаяошибка, поэтомууделитеемуособоевнимание, особенновслучае the picture depictS, the pictures depict.

• what is happening (Present Continuous – She is smiling.)

• why you keep the photo in your album (Past Simple – It was really nice day. Present Simple – I like to spend time with …)

• why you decided to show the picture to your friend (Present Perfect – You have never seen my dog. PresentSimple – I knowyouarecrazyabout...)

  Обратите внимание ваших детей на артикли – они постоянно вылетают при беглой речи (для тренировки - назначьте специального «слушателя», который будет следить за артиклями говорящих).

3) Проработайте лексику.

Проговорите с детьми несколько вариантов «описательных» фраз:

· There is …. IN the picture (!!! предлог in)

· The picture shows

· The picture depicts ипр.

А также, на что мы можем эту самую picture заменить (photoimage…).

Ну и, конечно, необходимо обязательно отработать с детьми лексику по темам «Одежда», «Внешность,»«Эмоции» (cheerful, pleased, proud, relaxed, nervous, upset, surprised, thoughtful) и «Погода» (Itisabitnippy. It is frosty. It is warm and sunny. It is cloudy. Itissnowy), т.к. их можно будет использовать при описании практически любой картинки.

4) Помните, что на экзамене детям не разрешается ничего писать, поэтому план на экране компьютера ваше все – все пункты идут по плану и не меняются местами. В противном случае, дети рискуют запутаться сами или запутать уставшего эксперта.

5) Таймер – ваше все! Ребенок должен привыкнуть говорить не более двух минут.

При тренировке данного задания  предлагаю обучающимсяприносить свои  собственные фотографии. Таким образом, рассказы получаются более эмоциональными, насыщенными.

   На мой взгляд, шаблоны – это спасенье для детей, т.к. выучат - не придётся нервничать на экзамене, пытаясь за 1,5 минуты придумать рассказ с нуля, при этом, не допустив грубых ошибок.

Я для себя решила, что детям буду раздавать шаблоны, но они будут «мягкие», чтобы можно было адаптировать под разные ситуации.

На данном этапе мы работали в парах: один говорит, второй оценивает по плану, и наоборот. Таким образом, мы не только учим детей не обращать внимания на шум, оценивать высказывание, но и экономим время. Правда, тут надо помнить, что одноклассники не смогут оценить друг друга так же хорошо, как это сделаете вы, поэтому я всегда сажусь с кем-нибудь в пару так, чтобы послушать, каждого ребенка.

Сравнение фото

При тренировке данного задания,мы разбивались на 2 группы. Одна из них перечисляла сходства, другая различия на представленной картинке.

Контроль в формате ЕГЭ.

   В качестве контроля над выполнением вышеперечисленных заданий я выбрала один очень удобный способ, т.к. прослушать все 9 человек на уроке не представляется возможным. Мы с ребятами использовали сайт https://speaking.svetlanaenglishonline.ru

  Это платформа, на которой ребята  пробуют свои силы в условиях, максимально приближенных к экзамену. Таймер показывает, сколько времени дается на подготовку, а затем и на сам ответ.    По словам ребят, они сначала совсем не успевали выполнить задание в установленные временем рамки.