Позволяет ли формат ЕГЭ по английскому языку учащимся раскрыть свой внутренний потенциал и проявить творческие способности

Филиппова Татьяна Ростиславовна

Позволяет ли формат ЕГЭ по английскому языку учащимся раскрыть свой внутренний потенциал и проявить творческие способности

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам выявления возможностей ЕГЭ  по английскому языку как средства отражения творческих способностей учащихся. Особое внимание уделяется разделу «Письмо». На материале написания эссе (задание 40) обосновывается возможность проявления креативности старшеклассников.

Ключевые слова: английский язык, ЕГЭ, эссе, лексика, грамматика, творческие способности, креативность.

Развитие творческих способностей учащихся является важной задачей, решающейся в процессе освоения различных дисциплин в рамках обучения в общеобразовательной школе. Каждая из предметных областей имеет свою специфику в соответствии с ее содержанием. В этой связи дисциплине «Иностранный язык» отводится  особая роль. Специфика иностранного языка заключается в том, что его средствами осуществляется  формирование личности, ее интеллектуальное и творческое развитие, изменение способа восприятии информации. Для реализации основной цели обучения иностранному языку возникает необходимость создания благоприятных условий для учащихся, что предполагает превращение образовательного процесса из механического воспроизведения учебного материала в творческий поиск. Для этого учителем может быть использована разработка проектов, проведение исследований, написание сочинений и эссе.

При подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по иностранному языку особое значение приобретают вопросы возможностей итоговой аттестации в плане раскрытия внутреннего потенциала и творческих способности учащихся. В соответствии с ФГОС изучение данной предметной области обеспечивает помимо формирования коммуникативной компетенции умение создавать тексты, демонстрирующие творческие способности учащихся [2]. По моему мнению, несмотря на то, что формат ЕГЭ представляет собой преимущественно тестовые задания, что, однако, не является «тупым расставлением галочек»,  в разделе «Письмо» он  предоставляет возможность учащимся проявить свою креативность вместе со знанием языка. Это особенно актуально для третьего и четвертого заданий – личное письмо другу и эссе.

В настоящее время актуальной проблемой практикующих педагогов, занимающихся подготовкой учащихся старших классов к сдаче ЕГЭ, является работа над такой проблемной областью экзамена, как письмо. Письмо определяется как продуктивный вид деятельности (т.е. зафиксированная речь для передачи), а также как результат этой деятельности (т.е. тексты, ориентированные на чтение другими) [1]. Письмо на иностранном языке по праву представляет собой наиболее сложный аспект, т.к. по признанию учащихся даже изложение мыслей на родном языке может вызывать затруднения. В рамках ЕГЭ блок письмо включает два задания – 39 и 40 (личное письмо и эссе-мнение). Задание 40 предполагает написание короткого эссе объемом в 200-250 слов на заданную тему. Посредством подобного задания осуществляется проверка способностей учащихся грамотно, в соответствии с нормами и правилами английского языка, выражать свои мысли по конкретному поводу или вопросу.

Очевидно, что несмотря на имеющиеся ограничения по объему, структуре, специфике употребляемых грамматических структур и лексических средств, именно эссе является заданием, способным в полной мере раскрыть творческий и личностный потенциал учащихся. Далее сформулирую основные параметры, позволяющие считать эссе актуальным средством демонстрации креативности старшеклассников:

Необходимость выражения собственного мнения. Формат эссе предполагает передачу индивидуальных впечатлений и опыта по конкретному вопросу, для этого необходимо уметь отстаивать свою точку зрения, рассуждать, мыслить нестандартно, приводить веские аргументы/контраргументы и т.д.

Формулирование выводов. Построение логичных и четких выводов на основе приведенных аргументов позволяет учащемуся передать личностную оценку того или иного события/явления.

 Высокий уровень владения лексикой и грамматикой. Успех написания эссе непосредственно зависит от средств, которые использует учащийся. Здесь важную роль играет компенсаторная компетенция, когда экзаменуемый начинает свое эссе с перефразированной темы сочинения. Использование актуальной грамматики, синонимов и антонимов, идиом также будет отражать высокий уровень владения языком.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что эссе несомненно является творческим заданием, одновременно осуществляющим проверку как предметных знаний и умений, так и аналитических способностей учащихся, их умений аргументировать и рассуждать. Преимуществом данного типа заданий выступает отсутствие каких либо источников и материалов, которые можно использовать в качестве опоры при построении письменного высказывания, что вызывает у учащихся необходимость прибегать к привлечению своего собственного опыта, анализу определенных фактов в рамках предложенной ситуации, а также формулированию лаконичных выводов.

 

Литература

1.Панина А. А. Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ// Молодой ученый. – 2016. – №4.1. – С. 48-51.

2.ФГОС среднего общего образования (10-11 классы). URL: https://fgos.ru/.