Информационно-коммуникационные технологии и процесс обучения ИЯ

Куделько Александра Олеговна

«Компьютерные технологии не заменят преподавателей,

 их заменят другие преподаватели,

которые используют эти технологии в своей практике»

- Рэй Клиффорд

 

Одной из отличительных особенностей стандартов второго поколения является повышение требований к профессиональной подготовке учителя, что при рассмотрении в контексте информатизации образовательной среды является одной из причин возрастающего интереса профессионального сообщества к вопросам эффективного внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Представляется важным при этом отметить, что в настоящий момент происходит некоторое изменение в представлении об учителе, использующем ИКТ в повседневной практике, а именно подчеркивается необходимость перехода от модели активного пользователя к модели активного создателя.

Методическая компетентность учителя иностранного языка, являясь составляющей его профессиональной компетентности, представляет собой интегративное свойство личности, определяющее его способность и готовность к проектированию и осуществлению учебного процесса, направленного на развитие иноязычного межличностного и межкультурного общения и на достижение учащимися предметных, метапредметных, личностных результатов, а также к рефлексии собственной преподавательской деятельности [6, с. 15]. Необходимо отметить, что методическая компетентность обладает сложной структурой, включающей множество компонентов.  Так, например, Соловова Н.В., выделяет в ее в структуре на ряду с прочим технологичный компонент, т.е. готовность педагога осваивать передовой опыт в области использования информационных ресурсов в процессе обучения [4]. Вслед за ней ряд исследователей выделяют схожий компонент методической компетентности, который в их интерпретации получает название информационно-технологической компетенции, под которой подразумевается «целостная профессионально-личностная характеристика учителя иностранного языка, отражающая его способность, а также теоретическую и практическую готовность к конструированию и проектированию учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, адаптируя их к различным профессиональным ситуациям в процессе реализации целей обучения иностранному языку, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции и с достижением учащимися метапредметных и личностных результатов [ 3, с. 17]. Важно отметить, что в этой связи при обучении магистрантов направления «Педагогическое образование» большое внимание должно уделяться их подготовке в области проектирования информационно-образовательной среды, что может осуществляться, например, за счет реализации курса «Компьютерная лингводидактика».

Кроме того, информационно-технологическую компетенцию можно определить как «способность и готовность использовать информационные технологии для решения методической задачи, в том числе путем создания собственного программного продукта».

[6, с. 18]. Таким программным продуктом может выступать, например, веб-сайт, созданный учителем самостоятельно или в соавторстве с коллегами на базе ряда доступных Интернет-ресурсов. Образовательная ценность дидактического материала, разработанного и представленного в цифровом виде, заключается в следующем:

  • Оптимизации учебного процесса путем визуализации учебных материалов;
  • Повышении мотивации учащихся;
  • Стимулировании самостоятельной работы учащихся;
  • Возможности организации проектной деятельности учащихся с использованием различных виртуальных платформ;

Создание подобного сайта на базе, например, платформы Wix.com, основывается на использовании/включении сетевых образовательных ресурсов, среди которых наибольший интерес в рамках иноязычного образования представляют:

  • Справочно-информационные ресурсы: словари, энциклопедии, корпуса;
  • Обучающие ресурсы, включая учебно-игровые;
  • Сетевые ресурсы, позволяющие хранить, создавать и редактировать материалы;

Представляется, что созданный веб-сайт должен состоять из следующих разделов (блоков):

  • Информационный блок – включает общие сведения о назначении данного веб-сайта, адресности, краткого описания интерактивного содержания;
  • Обучающий блок – включает перечень заданий по грамматике и лексике, представленных в виде интегрированных упражнений, созданных на сторонних интернет-сервисах;
  • Предметный блок (блок умений) – представляет собой перечень заданий, направленных на формирование умений в четырех видах речевой деятельности – чтении, письме, аудировании, говорении, также представленных в виде интегрированных упражнений, созданных на сторонних интернет-сервисах;
  • Контролирующий блок – включает тесты для организации текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. Данный блок также позволяет учащимся осуществлять самоконтроль деятельности;

В качестве примера приведем иллюстрацию «домашней» страницы веб-сайта, разработанного для использования в рамках классной работы, а также самостоятельной работы учащихся, разделы которого соответствуют вышеописанной структуре:

 

Рисунок 1

Анализ функциональных возможностей сетевых ресурсов, послуживших основой для создания сайта, позволяет выделить несколько типов учебных материалов:

  • Облака тэгов;
  • Учебные подкасты;
  • Интерактивные ментальные карты;
  • Интерактивные доски;
  • Интерактивное учебное видео;
  • Комиксы;
  • Интерактивные упражнения, игры и тестовые задания;
  • Интерактивные проектные задания;

 

Рассмотрим использование интерактивных ментальных карт. Существует несколько онлайн-сервисов, позволяющих создавать ментальные карты: spiderscribe.net., bubbl.us., mindmeister.com., mindomo.com. и др. Цели применения приема создания ментальной карты  различны:

  • Семантизация ЛЕ;
  • Составление «ассоциограммы» / «мозговой штурм»;
  • Беседа с опорой на ментальную карту;
  • Фиксация ключевых идей в процессе работы с написанным/звучащим текстом и др.

Таким образом, можно заключить, что ментальная карта служит информационной поддержкой речевого и неречевого характера, стимулирующей речевую активность учащихся. В качестве примера применения приема использования ментальной карты для составления «ассоциограммы» на уроке английского языка приведем карту, составленную учащимися в парах/группах:

 

Рисунок 2

Обратимся теперь к сервисам, позволяющим создавать цифровые повествования/комиксы. К ним в числе прочих относятся следующие: storybird.com., storyboardthat.com., toondoo.com., pixton.com. Данные веб-приложения располагают обширной базой данных для создания всевозможных комиксов/иллюстрированных историй. Доступен большой выбор героев, сцен, антуража, что позволяет придумывать многочисленные истории, сюжетная линия которых ограничивается только фантазией их авторов. Так, подобный сервис создания комиксов представляется актуальным при введении, например, нового лексического/грамматического материала. Ниже изображен фрагмент комикса, созданного на базе ресурса pixton.com, с целью визуализации использования форм грамматического времени Present Continuous:

 

Рисунок 3

 

Подводя промежуточный итог вышесказанному, представляется целесообразным для большей наглядности отразить классификацию сетевых учебных материалов в таблице:

 

Вид сетевых материалов

Тип сетевых материалов

Сетевые материалы

Информационно-ознакомительные

Презентации,

Слайд-шоу

Present.me

Prezi.com

Myhistro.com

Тренирующие, контролирующие

Облака тэгов, учебные подкасты, интерактивные карты памяти, интерактивные словари, интерактивные тестовые задания

Tagxedo.com

Wordle.net

Spreaker.com

Spiderscribe.net

Wordsmyth.net

Quizlet.com

Learningapps.org

Quizizz.com

Комплексные

Интерактивный список заданий, интерактивные доски, комиксы

Wizer.me

Padlet.com

Pixton.com

Toondoo.com

Необходимо отметить, что данный перечень не носит исчерпывающий характер, находясь в состоянии постоянного пополнения новыми ресурсами по мере ознакомления учителя с ними и анализа их образовательного потенциала в конкретной образовательной среде и в применении к определенным образовательным целям.

Таким образом, можно заключить, что авторский программный комплекс - «продукт» в виде веб-сайта, включающий учебные и справочные материалы, автоматизированные системы обучения и контроля, средства взаимодействия участников учебного процесса, с одной стороны, отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта в области создания информационно-коммуникационной обучающей среды, способствующей интерактивному взаимодействию между учителем и учащимися и  учащимися между собой и обеспечения гармоничного развития личности, обладающей определенным уровнем информационной культуры, а с другой - служит определенного рода подтверждением сформированности информационно-технологической компетенции учителя.