Главные вкладки

    Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

    Кондакова Оксана Владимировна

    Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

     

    «…замечательные, блестящие уроки есть там,

    где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,

    где имеются и применяются самые разнообразные

    формы развития учащихся вне уроков»

    В. А. Сухомлинский

     

    «Мотивация- это ключ к успешному обучению»

    Норман Уити

     

        Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Расширение и качественное изменение характера   международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической деятельности человека. Все это существенно повышает статус предмета иностранный язык и мотивацию его изучения.

          Мотивация- важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации- это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации- это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

           Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка. Для формирования положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка могут быть использованы различные методы и приемы.

          Но мы остановимся подробнее на внеклассной работе

          Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

         В данном учебном году, для повышения мотивации к предмету, проводится кружок «Happy English» для 4 классов.

         Программа имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

         Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

         Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

          Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

           Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

          Цели программы:

    • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
    • развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
    • знакомство с историей и культурой страны изучаемого языка, с элементами традиционной детской англоязычной культуры через произведения английского фольклора.

          Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельностного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.

            Программа состоит из трех относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

        I Раздел « Мир игр и стихов» - 1 четверть. На данном этапе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется повторению букв и звуков, изученного во 2,3-ом классе лексико-грамматического материала в игровой форме, расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов, разучиванию и инсценированию английских песен. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на уроках английского языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. (1. Веселая фонетика. 2. Веселые песни. 3. Давайте поиграем!)

          II Раздел «Английские традиции» - 2 четверть. В этом разделе младшие школьники знакомятся с культурой и традициями Англии, в частности, с обычаями празднования таких праздников как Рождество, Новый год, Хэллоуин. Кроме теоретических знаний по этой теме дети также принимают участие в этих праздниках, что способствует формированию интереса к стране изучаемого языка, воспитанию чувства толерантности и уважения к другой культуре.

         III Раздел «Мир сказок и театра» - 3 и 4 четверти. Этот раздел самый сложный в курсе. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования. На смену игровой деятельности на занятиях все больше приходит учебная. (3 четверть – 1. Путешествие в Лондон. 2. Английские праздники: День Св.Валентина. 3. Сказка «Пряничный человечек»; 4 четверть – сказка «Три медведя» (инсценировка).)

          Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.

            Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Во многих из них встречается типичный для фольклора композиционный прием – повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия текста. Чтение формирует интеллект, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

             В преподавании иностранного языка внеурочная деятельность занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

                Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

    1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности;
    2. Внеурочный характер занятий, который выражается в отсутствии строго урочной регламентации: время, места, формы их проведения;
    3. Большая самостояиельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.

     

              Подводя итог, отметим, что создание комфортной образовательной среды очень важно для повышения мотивации к изучению английского языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность.

        Использование различных форм внеурочной деятельности, которые помогают стимулировать мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влмяют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка; формируют навыки и умения исследовательского характера, способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников, приучают детей к систематическому умственному труду.