Роль мотивации в изучении иностранного языка

Подалевич Ольга Владимировна
Роль мотивации в изучении иностранного языка
Мотивация - это ключевой фактор, который объясняет результативность (или её отсутствие) любой деятельности. Не трудно догадаться, что в процессе изучения иностранного языка только мотивированный ученик добьётся успеха. К сожалению, не всегда просто мотивировать учеников, в особенности это касается школьников. В силу возраста далеко не все школьники могут осознать необходимость изучения иностранного языка и, столкнувшись с первыми трудностями, иностранный язык рискует попасть в список нелюбимых предметов. На начальном этапе изучения иностранного языка родители учеников могут сыграть большую роль в мотивировании своих детей. Однако методы мотивации со стороны родителей могут быть неправильно подобраны, и тогда со временем эта мнимая мотивация может иметь обратный эффект: рано или поздно у ученика все равно возникнет отвращение к предмету. Другими словами, мотивация должна быть осознанной, ученик должен понимать, зачем он тратит время на изучение языка.
Учитель играет ключевую роль в формировании и повышении мотивации учеников. Уроки учителя можно назвать интересными и способствующими повышению мотивации, если на них используются коллективные и групповые формы работы; создаются проблемные ситуации, дискуссии; применяются игровые технологии; создаётся атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. 
Существуют разнообразные условия формирования учебной мотивации современного школьника:
1. Создание доброжелательной атмосферы на уроках. Ученикам должно быть комфортно на занятиях. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик чувствовал себя частью целого, осознавал свою значимость. Для этой цели отлично подходят групповые и парные задания, где сильный может помочь слабому и каждый участник осознает свой вклад в общий результат.  
2. Грамотное оформление учебного кабинета. Голые стены и пустые полки не повысят мотивацию. Ученикам должно быть интересно в кабинете. Учитель может украсить кабинет лучшими работами учеников прошлых лет и тогда новые ученики будут видеть, к какому результату они должны стремиться. Можно попросить самих учеников помочь в оформлении кабинета, дать им задание подобрать рисунки, плакаты, фотографии, книги, игрушки, которые ассоциируются с иностранным языком.
3. Оценка достижений. Очень важно хвалить учеников за все их успехи (даже самые маленькие), благодарить за отличную работу и всегда давать обратную связь. Нельзя критиковать учеников за ошибки, нужно уметь грамотно объяснить, что именно было неправильно, чтобы не допустить повторения тех же ошибок в будущем.
4. Правильная постановка целей. Достигнуть результата без цели невозможно, поэтому учитель должен научить своих учеников отвечать на вопрос: для чего вы изучаете иностранный язык? Кто-то ответит для чтения книг в оригинале, а кто-то скажет для успешности в будущей профессии. 
5. Связь изучения иностранного языка с интересами учеников. Например, любители компьютерных игр могут изучать язык с помощью компьютера, а те, кто не расстается с мобильными телефонами, могут установить приложение для изучения языка в телефоне.
Таким образом, учителю нужно заинтересовать учеников изучением иностранного языка. Дети должны ощущать свой прогресс на каждом уроке и испытывать от этого удовлетворение, поэтому мотивация должна сопровождать весь период их обучения, значительно подкрепляя и обогащая его.