Результаты применения технологий формирующего оценивания в 5 классе на уроках английского языка

Годовой отчет по работе над методической темой

«Применение технологии формирующего оценивания в 5-х классах»

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и адекватно оценивать свои достижения.

В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

В течение 2021-2022 учебного года на уроках английского языка в 5х классах мною были применены технологии формирующего оценивания. Поскольку переход из начальной школы в среднее звено считается не всегда простым для обучающихся, знакомство с новыми предметами и учителями зачастую вызывает опасения, у обучающихся необходимо поднимать самооценку, веру в себя и свои знания, формировать ситуацию успешности, на что отчасти и направлено формирующее оценивание.

Согласно ФГОС, формирующее оценивание - это оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей развития, мотивирования его на дальнейшее обучение. Оценивание будет формирующим, если будет непрерывным и совместным с анализом динамики.

По мнению педагогов, использование приемов формирующего оценивания позволяет научить школьников вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, т.е. развивает навык умения учиться самостоятельно. А это главная цель новых стандартов.

Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности детей дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности.

Этому способствует использование следующих приемов формирующего оценивания: цветовая и знаковая символика, жестовая оценка, дневники наблюдений, диагностические карты и оценочные листы. Мониторинг результатов использования технологии формирующего оценивания свидетельствует о положительной динамике обучающихся 5х классов. Учащимся 5В класса были предложены тесты достижений или тесты успешности, которые направлены на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений и навыков. Тесты успешности измеряют воздействие технологии формирующего оценивания на эффективность усвоения комплекса знаний, формирование различных специальных умений. Анализ результатов свидетельствует о развитии навыков смыслового чтения и регулятивных УУД.

В течение учебного года на уроках английского языка мною были применены следующие приемы формирующего оценивания: «Карта понятий», «Перевод информации», «Доска помощи», «Если бы я был учителем», «Топ-3», «Правильные вопросы», «Недельный отчет», «Тесты, составленные учениками».

Промежуточные выводы использования технологии формирующего оценивания следующие: - технология применима для создания ситуации успеха и отслеживания продвижения ученика в освоении программы; - разработка критериального оценивания по каждому приему учителем-предметником трудоемка; - переход ученика с одного знаниевого уровня на другой (подтвержденный отметкой по пятибалльной системе) может быть длительным.

Формирующее оценивание – это эффективная инновационная технология, которая позволяет, применив широкий ассортимент простых техник, получить от учеников оперативную обратную связь относительно того, как они учатся. И этот процесс должен быть обязательно положительным, потому что наша цель - воспитать успешную личность.

Подводя итог работы над применением технологий формирующего оценивания на уроках английского языка в 5 классе, отмечу, что продолжу успешное использование некоторых технологий на уроках английского языка и в следующем учебном году.