Олимпиадное движение

Доброхотова Ирина Александровна

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, и деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии.

Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам. Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета.

Основная цель школьных олимпиад:

  • выявление талантливых ребят,
  • развитие интереса учащихся к изучению предметов,
  • повышение интеллектуального уровня учащихся,
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель.

Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные подзадачи. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения.

Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаются следующие рекомендации учителям:

  1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач.
  2. Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса.
  3. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде?  Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Олимпиада – это внеклассная, внеурочная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо

  • поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
  • индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. 

После выявления самых "звездных" школьников надо продолжать работать с ними уже индивидуально.

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении

абота на уроке.

Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.

Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач.

При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.

Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.

Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задачшуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.

Творческие и олимпиадные домашние задания.

Один из путей подготовки к олимпиадам  - задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме" и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить  домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно).

Внеклассная, внеурочная работа.

Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы.

  • Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.
  • Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся  - факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
  • Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом - вечера, научно - практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

Роль учителя в подготовке детей к олимпиадам огромна. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия, для того, чтобы ученик смог постигать новое и новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, и после её решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом заинтересовавшим его. Интерес ученика к получению знаний в той или иной области позволяет развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным на данном уровне развития общества. Умение логически не стандартно мыслить поможет подрастающему члену общества занять достойное место в этом обществе.