Мои педагогические убеждения

Дубинина Ирина Михайловна

Проработав в сельской школе учителем истории, у меня сложилось свое видение преподавания предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moya_pedagogich._koncepciya.zip34.14 КБ
Package icon filosofiya_moya.zip10.75 КБ
Package icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.zip30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Может быть, я одна  из немногих на Земле, живущих «хлебом насущным», так как моя профессия – это одновременно и жизнь, и любовь….

        В.А. Сухомлинский сказал: «Мудро и требовательно может любить лишь тот, кто умеет заставить себя чувствовать рядом с собой человека, заставить себя откликаться на тончайшие движения его души…  От того, как ты представляешь себе счастье своей любви, что ты в ней ищешь и находишь, зависит счастье ребенка, зависит судьба целого человеческого мира… Любовь –это высокая человеческая культура. Поэтому надо уметь любить – мудро, честно, требовательно, мужественно».

       Вокруг нас и в нас происходит сложная, бесконечная, неисчерпаемая жизнь духа человеческого. Люди выражают себя, каждый по-своему, Каждому хочется определенным образом выразить себя и, кроме того, создать у других людей взгляд на то, как я выразил себя, и что думают люди о моем «я». Все это жизнь человеческого духа. Необходимо овладеть главным в духовной культуре – культурой человеческих отношений: умением различать в человеке светлое и мрачное. И каким бы безнадежно павшим ни казался человек, надо увидеть в нем зерно добра. Вера в доброе начало в нем. Уважая человека, надо быть требовательным к нему, бороться за утверждение правды и справедливости. Уметь быть борцом. Где надо похвалить, подбодрить, а если надо – быть суровым помощником. Сочувствие, умение прочитать человеческую душу, присутствие соучастия – соучастия мысли и сердца, поступка, огромного напряжения духовных и физических сил.

       Мудрость и мастерство воспитания заключается в том, чтобы жизнь выражалась в борьбе, в столкновениях добра и зла, переживаниях детьми победы добра. А воспитание и есть фундамент всего образовательного процесса.

           Очень хочу, чтобы вы меня услышали, поняли и поддержали… Надеюсь, что это произойдет, так как все люди мыслят приблизительно одинаково. Например, все понимают, что обычные исторические знания бесполезны, но они становятся достижением человека, если добыты в радости самостоятельного мыслительного откровения….

    Все убеждены, что для современного школьника важны опыт и смысл жизни персоны «истории» и переживания на этой основе личностных смыслов жизни…

    Никто не сомневается, что добытые в радости и труде мысли и чувства должны быть воплощены в нашу жизнь для ее совершенствования согласно законам гармонии.

    И если вы согласны с вышесказанным, то знайте, что  технология преподавания истории стоит на трех «китах» - мышление, переживание, воля. Школьник, изучая историю, должен с искренностью сказать: «Я мыслю, я чувствую, и я умею концентрировать волю для поступков, и я уже другой, лучший, более уверенный в себе, я готов приносить пользу другим, - я счастлив!»

    А вот, этот «сгусток», разных откровений в единстве и есть акт саморазвития маленького человека. Акт саморазвития личности - есть мгновение «прикосновения» к глубинному потоку ее энергии и чувств.

    Однако путь к истокам человеческого бытия труден, тернист, наполнен вереницей неразвитых тенденций души и духа и без образования, без «сталкера»-учителя неосуществим.

Я знаю, что отдельно учить, отдельно воспитывать и отдельно внедрять в жизнь опыт учебы и воспитания не возможно. Поэтому, мы, обучая, воспитываем, а воспитывая, обучаем, так чтобы сохранить индивидуальность.

       Ш.А. Амонашвили сказал: «Есть  три предположения в мире:  первое, у человека есть Душа и она неземного происхождения. Второе каждый человек имеет свою миссию, и третье,  смысл человеческой миссии в восхождении Души, с чем пришел на землю – это подарок тебе от Бога, а  с чем уйдешь это подарок твой Богу». Мне очень близки эти предположения, и я считаю, что методика обучения, в тоже время и воспитания должна быть направлена на  помощь поиска той миссии ребенка.

         Знаниевые компоненты - важнейшая цель методики преподавания. Однако педагогическая ситуация сегодня такова, что к истории предъявляются качественно новые требования. Она должна вспомнить заветы древних:  «История – учительница жизни». И при таком подходе система знаний рассматривается как некая совокупность компонентов разных уровней, способствующих пониманию и решению действенных инвариантных ситуаций, протекающих в современном социуме, в актах саморазвития детского мироотношения. Появление нового взгляда на сознание лишь означает рождение нового человека, в сознании которого теплится, пока чуть заметными всполохами, видение себя и мира.  Открыть, пробудить, поддержать эту глубину человеческого духа – задача абсолютно  актуальная и заказана представителями нового поколения. Единственно, что здесь необходимо, так это истоки чувств и мысли. Открытые дали русских равнин, реки, бескрайняя страсть морей и отчужденные, пугающие своей устремленностью, вечные горные вершины.  Там, в этой действительной любви открываются чувства жизни и судьбы, уровни глубинного сознания.  Они призваны сотворить новую символику своих переживаний, не заимствуя ее  из учебника, а живо из собственного бытийственного восторга  способны создать новые символы.  Н.Бердяев подчеркивал: «Символ – значит посредник, знак и вместе с тем связь – значит соединять, связывать. Символ, символизация предполагают существование двух миров, двух порядков бытия. Символ говорит о том, что смысл одного мира лежит в другом. Символ есть мост между двумя мирами». Таинства вечных рек, лесов и т.д. пробуждают следующий уровень сознания. Он являет собой мифологичность.  Новый человек способен воплощать свои откровения в естественные мифологические образы, описывать свои переживания, как встречи с Софьей. Созерцательные путешествия открывают в их сознании сказку, легенду, притчу. Путешествие  всегда сопровождается спонтанным детским мифологическим творением. Это путь к открытию истоков собственного сознания.

     Открывающиеся уровни сознания все активнее приближают ребенка к реальности.  Открытое в себе сознание требует серьезного овеществления. Человек ищет тех, кто испытывал то же самое, что и он – чистого бытийственного откровения. Ребенок ищет объекты отражения и находит их в искусстве. Это следующий уровень сознания.

    Человеческая глубинность и мысль запечатлены в одухотворенных образах поэзии, живописи, музыки. Ребенок вглядывается в шедевры и находит там свое отражение.      

      И так пока что опыт этот абстрактен, его еще надо преобразовать для жизненного практического творчества с помощью личностно-значимых исторических тем.

   Личностно- значимая тема  - это такая совокупность исторического содержания и технологии, в условиях которой детское сознание восходит к актам саморазвития. Акт саморазвития – это переживание детьми собственного потока энергии и чувства судьбы, это озарение, в котором рождается новая структура сознания, т.е. отношение к миру и к себе.

    Новому поколению школьников свойственен внутренний, тотальный взгляд на явления истории. В частности, на этнос  они способны смотреть глазами Льва Гумилева, мгновенно «схватывая» огромные пласты жизни народов, их «рождение, развитие, умирание»… Также целостно, почти по В.О. Ключевскому, они способны видеть  развитие  истории в укрупненных блоках, где существенное  и смысловое являются внутренней пружиной ее саморазвития.

Личностно-значимая тема должна представлять объединенные и укрупненные сущностью и смыслом содержательные технологические  модули, являющиеся актами саморазвития детского сознания. Возьмем к примеру, историю Отечества и представим ее в укрупненных личностно-значимых темах.

1 Киевская Русь.

2. Феодальная раздробленность на Руси.

3. Собирание, объединение, централизация.

4. Смутное время.

5. От Михаила до Петра I.

6. От Екатерины I до Екатерины  II.

7. Россия XIX века.

8. Русская революция.

9. Социалистическая мечта (1920-1940гг.).

10. Великая Отечественная война (1941-1945гг.).

11. От Хрущева до Горбачева.

12. Россия в конце ХХ – начале ХХI вв.

      Отмечаю, что такое представление курса может вызвать протест у дотошного историка. Но меня, как и современного школьника, интересуют рельефно обозначенные существенные линии содержания и их смысла, которые, с одной стороны, экономят время, а с другой – соответствуют актам саморазвития детского сознания.

Личностно-значимая тема как структурная единица – это макромодуль, который состоит из модульных компонентов: опережающего представления (пробуждающего сознания), комплекса исторических явлений (открытие и поддержка исторического мышления, исторических смысловых переживаний событийно-волевого соучастия), комплекса «персонификация»  (переживание личностных смыслов жизни и судьбы), комплекс актуализация  (практическая продуктивная реорганизация социума), комплекс «рефлексия» (гармонизация самосознания школьника).

  1. Комплекс «опережающего представления» - это переход от свободных бесед о жизненных впечатлениях детей к символам и знакам уроков истории.
  2. Комплекс «исторических явлений» - это совокупность действительных уроков истории.
  3. Комплекс «персонификация» - это комплекс  для переживания школьниками личностных смыслов жизни и судьбы по средствам диалога с персоной. (Желательно более углубленное изучение на факультативе).
  4. Комплекс «актуализация» - это внеклассная работа по истории. Уроки опережающего практического образа, уроки практического мышления, уроки практического действия – влияния.
  5. Комплекс «рефлексия» - это перевод детского сознания из форм исторического образования к свободным диалогам самосознания. Уроки проповедческого типа, суть которых состоит в создании совокупности условий для перехода детского сознания из пространства образовательных символов и знаков истории и жизни в пространство самосознания личностного бытия его смыслов и перспектив.

           Каждая личностно-значимая тема начинается с системы условий пробуждения детского сознания и опережающего представления темы в целом. Уроки нацелены на создание таких условий, которые дают возможность школьнику подняться от своих стихийных впечатлений к осознанию ведущих символов-понятий смыслов и событий будущей темы. А именно опережающих образных исторических представлений.

           Создаются условия для пробуждения, поддержки, актуализации исторического мышления, смысловых исторических переживаний и соучастия детей в событиях истории.

Сейчас попробуем рассмотреть методы обучения.

Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил.

Дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификации методов с учетом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности.

Методы обучения

М.Н Скаткин

И.Я. Лернер

Информационно-рецептивный

Объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

репродуктивный

Проблемного изложения

Проблемного изложения

эврестический

Частично-поисковый

исследовательский

исследовательский

    Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Это первые два метода. Все остальные – продуктивные. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, которая может проходить в трех направлениях:

  1. Включение поиска в практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в архологических раскопках);
  2. Раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений;
  3. Организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследование документа, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).

Прежде всего словесный метод. Слово – это древнейший способ общения. Социолог Вильбур Шрам подсчитал, что 500 млн. лет занял у человека переход от устной речи к письменной, 5000 лет – от рукописного письма к печатному станку и 500 лет – от печатного к телевидению. Общение учителя и учеников при  помощи слова, это неотъемлемая часть обучения. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны уметь прикасаться к сердцам наших питомцев. Воспитание словом – самое сложное, трудное, что есть в школе. Я поставила перед собой цель, как и В.А. Сухомлинский воплотить нормы и правила, истины этики в слово. Это поучения, эти слова, идущие от души и вложенные в души детей.

      Слово учителя я считаю, самым необходимым и самым тонким прикосновением человека, убежденного в правоте и красоте своих взглядов, убеждений, мировоззрений, к сердцу человека. Со словом может сочетаться наглядный метод обучения. Например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий.  При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Использование исторической картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы. Но объяснительно-иллюстрационный метод, не формирует навыков и умений пользоваться этими знаниями. Поэтому необходима система заданий для приобретения навыков и умений, усвоения знаний. Необходимо давать и такие задания, которые учащиеся будут выполнять по образцу. Но в целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем, их необходимо  предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно.  В одном случае учить видеть проблему, предлагать  ставить вопрос к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуется построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем  - сделать вывод из представленных фактов; в четвертом – высказать предложение; в пятом – построить план его проверки.

       Скрытая позиция учителя – это еще один из действенных методов обучения. Христос зачем-то рассказывал притчи и не давал никому точного понимания их смысловых тайн, поскольку величие Бога являет собой величие учителя, который предоставлял своим ученикам самостоятельно открывать тайны бытия. Ученик сам открывает в себе великое всеобщее и не догадывается, что учитель незаметно приводит его к этому открытию. В творческих актах детского сознания надо занять скрытую позицию только во имя ученика, во имя самостановления его сознания.

Образный метод исторического образования.

Вся совокупность методов объединяет образное содержание. Рождение образа, метод образа нацелен на пробуждение, поддержку и интеграцию состояния детского сознания, через символы. Символ – знак, опознавательная примета.

Образные методы охватывают урок в целом.

  1. Актуализация детского стихийного символического опыта.
  2. Тотальный всеобщий взгляд на многообразную судьбу эпохи, культуры и человека.
  3. Персонифицированное представление судьбы личности данной эпохи, соотнесение с судьбой современного человека.
  4. Самостоятельное творение новых символов – эпос, лирика, мистика, драма.

Например, тема: «Древний Египет» в 5 классе.

Предлагаешь учащимся представить, что они заблудились в лесу, связь со взрослыми потеряна. «В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?»- спрашивает учитель. После недолгих предположений большинство ребят решили остановиться у реки, объясняя это наличием питьевой воды, еды (рыба). Наконец река – это путь, по которому можно выйти к людям.

«Что же такое река для человека?» - спрашивает учитель и вместе в детьми дает определение, что река – это важнейшее условие для выживания. Затем дети в тетрадях записывают определение понятия «выживание».

Учитель: «Река – это еще место человеческих созерцаний и откровений. Ведь вы были с родителями у реки? Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в ее покой и глубину…» (дети вспоминают). «Да, - обобщает учитель, - река в ее неисчезающем вечном движении и есть чувство покоя, которое соединяет человека с громадами леса и гор, с гармонией целостного природного мира. Речной характер склонен из величавого движения переходить к веселью пробивающихся глубинных потоков, рождающих бурные переливы и мощь все сметающих паводков. Река так похожа на человеческую жизнь, а в переживании непрерывности прошлого, настоящего и будущего она, как человек имеет свою судьбу. Две судьбы открылись, созерцая друг друга, - судьба реки и судьба человека».

«Священные песни египтян» (древнеарабская музыка), силуэт Нила на слайде.

Учитель: «Так, ребята, три тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди. И река дала им благополучие и любовь. Сегодня мы отправимся к великой древней реке с коротким названием Нил. Но сначала – музыка Древнего Египта. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире. Итак, ребята, подумайте о любви. О том, как вы любите свою маму, своего папу, своих братиков и сестричек, подумайте, как хорошо вам было на море, летом. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку.» (Дети закрывают глаза). Через некоторое время учитель продолжает: «На пустыню опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок – это отражение звезд, где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит Древний Египет, спят бедуины и их кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним, как с человеком.

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет.

Орошающий пустыню далеко от воды,

Владыка рыб и птиц, творец зерна

И травы для скота, приносящий хлеб и пищу всякую.

Если он медлит, жизнь прекращается

И люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

Ликует и все живое в радости.

О солнце,

Когда ты заходишь на западе – земля

Погружается во тьму, подобную смерти.

Во мраке выходят из своих логовищ хищные звери

И выползают ядовитые гады.

Когда ты всходишь на востоке,

Гонишь мраки, - вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод,

И на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе

И принимаются за работу.

Познакомимся поближе с этой древней землей и ее людьми. Тема нашего урока: «Древний Египет».

В теме «Сталинская модернизация России 1929-1938гг.» вводится деталь, которую можно рассмотреть с двух ракурсов: это обычная пачка папирос «Беломорканал», она настолько актуальна, что вызывает даже улыбки класса. Однако, повернувшись своей исторической стороной, и тем самым прикасаясь к вечному движению поколений, она поражает ужасом человеческого варварства. Ведь на пачке изображена карта самых страшных гулаговских точек: канал им. Москвы, Беломорканал, Волго-Донской канал…

Мы сравниваем причины и сущности человеческих страданий, безумие власти и горе целого народа как явление, не имеющее времени. Предлагается пережить судьбу Л.Гумилева как собственную судьбу.

«Сегодня папиросы, а вчера – смерть десятка тысяч невинных людей, горе которых воспето в строчках А. Ахматовой:

Звезды смерти сияли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «марусь».

 Для закрепления предлагается написать сочинение-размышление, отображение своего чувства, пережитого на уроке.

Заключение.

Не знаю, правильно ли все это, но работаю я так, как подсказывает сердце и люди, которые написали множество трудов по воспитанию и обучению: В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Шоган и многие другие. В.А.Сухомлинский сказал: «Надо учить любить, а не говорить о любви. Учить чувствовать и хранить свои чувства, а не учить подыскивать слова для того, чтобы сказать о несуществующих чувствах. Так плодится лицемерие. Вообще важно учить говорить, но не менее важно учить молчать». А в школе должна царствовать правда и доверие. И каждое слово, произнесенное нами, учителями, в школе, должно дать плод, а не остаться пустоцветом.

ТУРНИР  СМЕКАЛИСТЫХ!

(СРЕДНИЕ ВЕКА).

ЦЕЛЬ:  повторить, закрепить, углубить знания учащихся по истории средних веков.

Эпиграфы:  «Силу уму придают упражнения, а не покой».  А. Поп.

« Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Р. Декарт.

Оборудование: картины «В средневековом городе», «В мастерской ремесленника», «Средневековая ярмарка», рисунки учащихся, историческая карта «Западная Европа в IX-XVвв.»

  Класс делится на 2-3 команды.  Каждая команда назначает лидера, который будет по жребию выбирать задания для команды, и консультантов, оказывающим помощь своим командам.  После каждого конкурса жюри показывает командам оценки и объявляет общее количество баллов.

Ход турнира (музыка) Моцарт.

У: Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.

     В средние века в странах Западной Европы система рыцарского воспитания обеспечивала необходимую физическую закалку будущих рыцарей и способствовала распространению в среде рыцарской молодежи норм рыцарской морали. В обязанность рыцарей входили верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота, знание духовной грамоты и христианского вероучения, соблюдение кодекса рыцарской чести.

     Вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.

  1. Приветствие.  Команды должны представить себя, то есть объявить свое название и девиз.
  2. Разминка. «Кроссворд.»

Команды вытягивают кроссворды и за определенное время должны их разгадать. Это помогает прочному запоминанию имен и понятий.

  1. «Крылатые выражения».

1-я часть задания:  написанные на отдельных листочках  тексты «крылатых выражений» лежат на столе чистой стороной вверх. Команды вытягивают одно из заданий и объясняют его.

2-я часть задания: предлагается  ситуация, в которой необходимо правильно употребить «крылатое выражение» и объяснить его.

  1. Игра «Историческое путешествие».

В начале игры команды вытягивают листы с различными ситуациями и должны в письменной форме объяснить их, выражая свое личное отношение.

    Представить воображаемое историческое путешествие команды должны в устной форме, излагая эмоционально: что запомнилось, что поразило?

Оценка: 6 баллов.

Задания:

  1. Представьте, что вы – сторожил города Орлеана. В 1439г. вы рассказываете о событиях десятилетней давности. О чем вы можете повествовать?
  2. Представьте, что вы попали в мастерскую средневекового ремесленника вXIII в, и провели там целый день, Опишите мастерскую и работу в ней. Что произвело на вас самое сильное впечатление?
  1. Конкурс «Головоломка».

Учащиеся вытягивают листы с головоломками, которые нужно разгадать за определенное время.

  1. «Историческое сочинение».

В самом начале турнира по 1-му человеку от каждой команды тянут темы сочинений и пишут их в течение 25 минут. Учащиеся должны показать знание эпохи, ее характерные черты, высказать личное отношение к описываемым событиям. Сочинение должно быть написано грамотно, логично, эмоционально.

1. «С Айвенго на рыцарский турнир» (подготовка к состязанию, сам ход турнира, обстановка на нем, вооружение рыцарей).

2.Один день в средневековом городе».(описать внешний вид города, его жизнь с момента открытия ворот и до закрытия, отразить быт граждан).

  1. «Историческая задача».

Каждая команда вытягивает лист с исторической задачей. На ее решение дается 5 минут. Каждая команда решает задачу сообща. Нужно как можно правильней ответить, приближаясь к образцовому ответу.

Задача 1 «Обувь».

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV- XV веках, родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам – в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни -15 см.

  Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристегивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: Предположите, для чего еще в данном случае использовали зеркало.

Правильный ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

Задача 2: «Кто не умеет притворяться…»

 Французский король Людовик XI был непревзойденным дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук» создал разветвленную сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скаредный, скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеривался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.

     Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

     Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной дамы. И, действительно, дама вскоре умерла, как полагают, не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал его к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?»

Вопрос: Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше.

Правильный ответ: «Государь, - ответил заподозривший неладное астролог, - звезды не имеют от меня тайн. Они поведали, что я умру за три дня до смерти Вашего величества». После этих слов астролог был окружен особой заботой, для него были созданы королевские условия жизни.

  1. «Чем знамениты». («Квартет»)

Заготовить 16 карточек из плотной бумаги.

На 1 написано имя правителя, на другой – относящиеся к нему дата, и две карточки будут с событиями. Из 16 карточек собрать 4 квартета. Россыпь карточек дается 4 ученикам. (от каждой команды по 2 ученика). Победит та команда, которая быстрее соберет большее количество «квартетов» за ограниченное время.

Звучит музыка.

Подводятся итоги турнира, анализ работ команд, объявление победителя, награждение.

Учитель: Сегодня, ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в знаниях, находчивости, смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию.

Тема урока: «Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков.» Класс: 11.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Дать определение понятию «холодная война»;
  2. Проанализировать основные положения доктрины Трумэна;
  3. Рассмотреть проблемы восстановления разрушенного хозяйства Европы, охарактеризовать цели «плана Маршалла» и отношение к нему Советского Союза:
  4. Вскрыть причины раскола Европы на две противостоящие системы и начала  «холодной войны;
  5. Развивать умения работы с документами и самостоятельно делать выводы и обобщения;
  6. Сделать вывод о негативных последствиях и опасности политики «холодной войны», приведшей к складыванию системы биполярного мира.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь.

Ход урока.

Орг.момент.

1.Проверка знаний.

  1. Основные решения Постдамской конференции 1945 г.?
  2. Когда и с какой целью была создана ООН?
  3. Вспомните, каковы были итоги первой мировой войны, и сравните их с результатами второй мировой войны?
  4. Каким образом происходил процесс восстановления Европы после первой мировой войны?

Новый материал:

Вводное слово учителя: Трения между союзниками по антигитлеровской коалиции проявлялись еще в годы войны. Однако, пока сохранялась заинтересованность в победе над общим врагом, разногласия не приводили к конфликту. С завершением войны на первый план вышли противоречия по проблеме послевоенного устройства мира. Не найдя общего языка, и Советский Союз, и страны Запада начали претворять в жизнь свои взгляды на будущий миропорядок на территориях, которые оказались под их влиянием. Это привело к расколу мира на две системы государств, различающихся по характеру социально-экономического и общественно-политического развития.

«Холодная война» выразилась в противоборстве между двумя державами, СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира. На протяжении более четырех десятилетий она оказывала решающее воздействие на ход мирового развития.

Задача: Почему бывшие союзники оказались противниками, в чем причины «холодной войны», ее этапы, к каким последствиям она привела – эти вопросы мы сегодня разберем на уроке.

Слайд №2.

1.Причины и начало «холодной войны».

Вопрос: Кто виновен в развязывании «холодной войны» - У. Черчилль, Г. Трумэн или И.В. Сталин

- Самостоятельная работа ребят с документами (1, 2) фрагмент речи У.Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., фрагмент интервью В.Сталина корреспонденту газеты «Правда» относительно речи У.Черчилля, 14 марта 1946 г..

Из речи У.Черчилля, г. Фултон (США), 5 марта 1946 г.

На картину мира, столь недавно озаренную победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и веробратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии – я не сомневаюсь, что и здесь тоже – питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав… Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты таковыми какими они мне представляются,- о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Бреста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы – Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой могут свободно определять свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. Польское правительство, находящееся под господством русских, поощряется к огромным и несправедливым посягательствам на Германию, что ведет к массовым изгнаниям миллионов немцев в прискорбных и невиданных масштабах.

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Почти все эти страны управляются полицейскими правительствами и по сей день (…) в них нет подлинной демократии. Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы. В Берлине русские предпринимают попытку создать квазикоммунистическую партию в своей зоне оккупированной Германии посредством предоставления специальных привилегий группам новых немецких лидеров (…).

 Во многих странах по всему миру вдалеке от границ России созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единстве и абсолютном подчинении директивам из коммунистического центра.

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного расширения своей мощи и доктрине… Русские (…) ничего не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе, насколько это в наших силах, действовать с позиций малого перевеса, который вводит во искушение заняться пробой сил.

Из интервью И.В.Сталина корреспонденту газеты «Правда» относительно речи У.Черчиля, 14 марта 1946 г.

По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны (…) Возможно, что кое-где склонны предать забвению (…) колоссальные жертвы советского народа, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу.

Рост влияния коммунистов нельзя считать случайным. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма коммунисты оказались надежными, смелыми борцами против фашистского режима, за свободу народов.

Я не знаю, удастся ли г-ну Черчиллю и его друзьям организовать после Второй мировой войны новый военный поход против «Восточной Европы». Но если им это удастся, что мало вероятно, ибо миллионы людей стоят на страже дела мира, то можно с уверенность сказать, что они будут биты,

Слайд №3

  1. Как вы считаете, кто виновен в развязывании «холодной войны», каковы ее причины?(ответы уч-ся и дополнения учителя о политике сдерживания и доктрине Г. Трумэна)

А) Опасения стран Европы, что СССР раздвинет границы «железного занавеса» и поставит под свой контроль жизненно важные для стран Запада рынки, ресурсы, индустриальные центры;

Б) Послевоенной политике СССР страны Запада противопоставили курс «сдерживания»;

В) Трумэн и его администрация были ослеплены мощью США монополией на атомное оружие;

Г) Какие-либо компромиссные решения, уступки, требования СССР чаще всего отвергались.

Д) Это воспринималось в Советском Союзе как неуважение к недавнему союзнику, положившему на алтарь победы намного больше жизней, чем страны Запада, как пренебрежение к его интересам.

Слайд №4

Учебник. С226. с.р.

- Работа с таблицей «Начало «холодной войны»и создание военно-политических блоков. 

Слайд №5

2. Послевоенное восстановление экономики Европы. «План Маршалла».

В июне 1947 г. государственный секретарь Соединенных Штатов Америки А Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны

- работа с текстом учебника и схемой «Восстановление экономики Европы».

Учебник с 226-227

Слайд №6

1.В чем суть плана Маршалла?

2.Почему была оказана помощь именно этим странам?

И.В.Сталин и его окружение негативно отнеслись к  «плану Маршалла», и оказав влияние на правительства восточноевропейских стран, добились их отказа от участия в американском проекте. После создания в 1949 г. СЭВ была разработана программа оказания помощи восточноевропейским странам.

1.Почему была оказана помощь именно этим странам?

Вывод: Европа раскололась на 2 группы государств. Мир стал биполярен.

3. Берлинский кризис и создание военно-политических блоков.

Формирование системы союзов в Европе ускорил конфликт между СССР и США, поставивший эти страны на грань военного столкновения. Конфликт был связан с нерешенностью германского вопроса.

Слайд №7

Рассказ учителя с использованием схемы «Раскол Германии», 

Слайд №8

В 1948 г. ускоренными темпами шло формирование военных союзов. Страны Запада в апреле 1949 г. сформировали военно-политическую организацию «Северо-Атлантический договор» (НАТО). 14 мая 1955 г. страны восточной Европы и СССР провели в Варшаве совещание и создали военно-политический союз «Организация Варшавского договора».

1. Используя текст документов (3, 4) и учебника с227, заполните таблицу «Создание военно-политических блоков»

Вопросы для сравнения

Северо-Атлантический договор

Варшавский договор

Даты создания

Апрель

Страны-участницы

Цели

  1. Сделайте вывод о том, в чем была общность целей этих блоков и в чем различия.
  2. О чем свидетельствуют даты заключения договоров?

Слайд №9

4. Последствия «холодной войны».

1.Ваше мнение, что такое «холодная война»?

2. Как вы считаете, к каким последствиям она привела?

Домашнее задание: параграф 29 написать сочинение-эссе «Мое отношение к «холодной войне».



Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

 «Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!»

Н.Заболоцкий.

Да, душа обязана трудиться. И кому как не учителю нельзя забывать об этом ни на мгновение. Моя душа должна быть такой большой и натренированной, чтобы все движения её приносили пользу растущим ранимым душам моих учеников.

Душа, это соединение всех желаний, чувств, стремлений, печалей и радостей человека.  Соединённые вместе, желания и чувства получают новые свойства души - ее чистоту  или  низость. В чистой душе не появится низкое желание, в низкой душонке редко благородное чувство.  А воспитывать нужно только всю душу в целом.

Зная об этом, я никогда не думала брать на себя ответственность за формирование чужой души, да ещё и не одной. Когда-то на празднике последнего звонка я, будучи ученицей средних классов, услышала слова выпускников, посвящённые своему любимому учителю. Я поняла, что учитель, которого так ценили и уважали в нашей школе, совсем и не собирался посвящать свою жизнь воспитанию маленьких лоботрясов. Он мечтал о карьере морского офицера, но…

     Дорогой наш Борис Алексеевич!

     Вы простите нас за те года,

     Когда видели, что с нами деется,

     И прощали нас почти всегда.

Были нашим вы руководителем,

И в какой-нибудь «прекрасный» миг,

Ничего не говоря родителям,

Говорили нам всё напрямик.

     Всегда мечтали стать Вы моряком,

     Но стали Вы, как знают все, Учителем.

     Но не жалейте Вы, пожалуйста, о том,

     Ведь Вы же стали в знаний мир водителем.

И всё же жизнь свою связали с морем. Уж

Не с Азовским морем и не с Чёрным.

То море было морем детских душ.

То были мы. И мы Вас помним!

Никто не думал, что эти наивные детские стихи представляют какую-то литературную ценность, но все ощутили, что написаны они были от всей души, а прочитаны с таким чувством, что строгий учитель, бывший фронтовик, с трудом сдерживал слёзы.

Я окончила школу и, как большинство учеников, облегчённо вздохнула – конец урокам и домашним заданиям, конец этому безостановочному круговороту.  

Но, видимо, как «все дороги ведут в Рим», так в моей жизни все дороги привели меня снова в школу.   И я окунулась в море…море детских душ. Уже 15 лет я нахожусь в этом плавании. Чего только не было в этом путешествии, а я как лоцман, не имела права на ошибку. Но где же набраться знаний и опыта? Конечно, у бывалых, обветренных как скалы, седых капитанов. Из учебников по педагогике, как из морских глубин, я выуживала золотых рыбок мудрости К.Д.Ушинского, Ш.А. Амонашвили, А.С.Макаренко, В.Сухомлинского. Неустанный труд души сделал этих людей великими мастерами, признанными авторитетами педагогики.

Наследие мастеров бесценно, но ещё более важно для меня то, что я могу учиться и сотрудничать с моими земляками, рядовыми учителями, которые учили меня как ученицу, а теперь как коллегу наставляют и поддерживают в моих начинаниях. Приятно чувствовать себя членом дружной опытной команды, которая может пережить бури и штормы. Наша школа похожа на большой белый теплоход, и ключевое слово в этом образе «тепло».

Наивное детское стихотворение о Нагорном Борисе Алексеевиче, замечательном Человеке и Учителе, написала в свои 16 лет бывшая выпускница, а ныне учитель начальных классов Манычской средней школы Морозова Наталья Дмитриевна. Получив аттестат, эта девочка тоже и не думала возвращаться в школу, да ещё и в качестве учителя, слишком хорошо она понимала, сколь велика  ответственность наставника судьбы своих учеников. Но хорошо, что кто-то там, на небесах направляет нас в нужное место, которое на всю жизнь становится твоим главным, в котором твоя душа поёт в унисон с другими.  Моей старшей дочке Лене повезло попасть в класс к Наталье Дмитриевне. А Наталье Дмитриевне повезло получить от Лены в подарок звучное прозвище «Морозовна», которое наша Дмитриевна Морозовна носит с гордостью, потому что, несмотря на холодный, корень слова – мороз - это очень тёплый душевный человек. Со своими учениками она похожа на стайку дельфинов, которые общаются на одном языке и понимают друг друга на тонком духовном уровне.

Мне повезло работать и дружить с Форопоновой Натальей Владимировной. И этот человек пришёл в педагогику не сразу, но пришедши, остался насовсем и стал для своих детей настоящим кормчим.  В кают-компании её класса всегда порядок, построенный на взаимном уважении и доверии. Юнги её команды к выпускному вечеру становятся уже обученными матросами. Стены нашего «теплохода» любовно выбелены и оклеены обоями руками этих детей и любимого классного руководителя, который никогда «руками не водит» а вместе с детьми  работает и учит всяким премудростям. А уж посоветоваться насчёт попутного ветра в юношеской первой любви или уберечься от шторма родительского гнева – это в первую очередь к ней, к Наталье Владимировне.

Школьный коллектив- это экипаж. Экипаж – это семья. Нелегко на капитанском мостике и капитану Мальцевой Елене Витальевне, и старпому Циоме Наталье Николаевне. Не зря настоящим морским капитаном даются полномочия даже браки регистрировать, а в случае крушения покидать корабль они должны последними. Всегда на посту наши руководители, и никаких столкновений с министерскими айсбергами.

Каждая семья, отдающая ребёнка в школу, становится для учителей команды то уютной гаванью, то опасным мелководьем, то удобным портом, но каждый ребёнок, пришедший к нам – это маячок, дарящий свет своей святой души большой школьной команде. И наше учительское и человеческое дело – не позволять солёным брызгам грамматических ошибок и нерешаемых задачек обжигать нежные глазки, не поднимать «бурь в стакане» из-за непонравившейся причёски или одежды, не допустить тайфунам, неправильно выстроенных, отношений затушить душевные маячки наших учеников.

Да, можно попасть в школу случайно, но остаться в ней случайному человеку просто невозможно!

Остаются только те, кто, вступив на палубу этого корабля, заражается «морской болезнью». Не той, от которой мутит и укачивает, а той, которая уносит человека в увлекательное плавание - в мир знаний и мир чистого общения с детьми; которая не поддаётся лечению, а лечит сама, ибо ты не можешь даже простудиться и остаться дома на бюллетене, потому что и ты, и твой класс – сироты друг без друга.

Я знаю, что море детских душ – это настоящий духовный Гольфстрим в человеческом океане. Я рада быть им согретой и …

«И как бы ни был путь мой труден,

Надежда помогает мне:

Я счастлив думать, как о чуде,

О завтрашнем, о школьном дне.

     Во имя радостных открытий

     Нам быть в походе до конца,

     Нельзя иначе: я – учитель.

     И мне доверены сердца».  



Предварительный просмотр:

    «Обобщение педагогического опыта работы

учителя истории МОУ Манычская СОШ »

 

Слайд 1 Дубининой Ирины Михайловны

 (стаж работы 5 лет, образование высшее,

 II  квалификационная категория)

 

Слайд 2

Тема опыта:

 

Слайд 3 (мне сказать)«Активизация учебно -познавательной деятельности учащихся

с использованием проектной технологии на уроках истории и во внеурочное время»

Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучать историю. Этот предмет для них - калейдоскоп, где события, имена, судьбы сотканы в нерасторжимое целое. В истории немало светлых и тёмных страниц, но при всем этом каждый человек должен знать прошлое своего Отечества, ибо историческое беспамятство ведет к непоправимым последствиям.

Что может сделать учитель для того, чтобы вырастить человека, который сможет легко адаптироваться к быстро изменяющейся социальной среде, для которого образование в течение всей жизни станет важнее расхожего убеждения "образование на всю жизнь"? Что реально могу сделать я, учитель истории сельской школы? Считаю, что положительного результата можно добиться лишь в том случае, если у моих выпускников будут сформированы следующие Слайд 4компетенции:

  1. социальные: способность брать ответственность на себя, участвовать в функционировании общественных институтов, регулировать конфликты ненасильственным путем;
  2. коммуникативные: владение устными и письменными формами общения, новейшими средствами коммуникации;
  3. информационные: способность критического отношения к полученной информации;
  4. толерантность: понимание различий в многокультурном обществе, уважение друг к другу;
  5. самообразование: непрерывная подготовка и переподготовка для успеха в социуме.

Как я средствами своего предмета  способствовую формированию ключевых компетентностей?

Слайд 5Методической темой школы является: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности»  Каждый учитель-предметник нашей школы, и я в том числе, работаем в этом направлении. Обобщая свой опыт? я взяла тему своего самообразования: Слайд 6«Активизация учебно -познавательной деятельности учащихся с использованием проектной технологии на уроках истории и во внеурочное время»

  1. Моя идея учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

И реализовать свою идею я могу через проектную деятельность  на уроках истории и во внеурочное время.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании.

В России, в 1905 году под руководством педагога С.Т. Шацкого разрабатывались проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден и закрыт. В настоящее время,  проектная технология актуальна.

Она предполагает наличие проблемы, требующей исследования, формулировки гипотезы, планирование и разработку исследовательских действий, сбор данных, их анализ, синтез, обобщение, подготовку и написание сообщения, презентацию результатов.

Слайд 7 Цель моей работы:

Активизация  учебно –познавательную деятельности учащихся

с использованием проектной технологии на уроках истории и во внеурочное время. Повышение мотивации учащихся к изучению предмета через внеурочную деятельность.

Исходя из целей, мною были поставлены следующие Слайд 8

задачи:

Образовательные:

создать эффективную систему обучения, способствующую накоплению знаний, формированию умений и навыков, приобретению опыта практической деятельности в историко-проектной  работе; организовать внеурочную деятельность по предмету.

Развивающие:

способствовать формированию у обучающихся аналитических способностей (анализ, синтез, сравнение) и творческой инициативы;

Воспитательные:

стимулировать интерес к современной жизни, станицы, района, области, страны;

воспитывать чувство гордости за свою Родину и земляков, любовь к малой Родине; способствовать формированию социально-активной, адаптивной и мобильной личности.

Мне нравится, что проектная работа предполагает:

Что, учащиеся самостоятельно собирают информацию с использованием ИКТ, документов, берут интервью у участников событий и т.д.

Изменяется  управляющая деятельность учителя. Надо формировать мотивацию участников: проводить консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывать помощь в подборе материала, отслеживать деятельность каждого участника проекта, координировать действия всех участников, выступать в качестве эксперта на защите проекта, делать анализ проделанной работы, оценивая вместе с ребятами и с самим проектировщиком каждого участника проекта.

       Роль моя в проектной деятельности очень велика, именно от меня зависит и процесс и результаты. Поэтому  я организовывая и проводя дискуссии, не навязываю свою точку зрения, не подавляю учеников своим авторитетом; Все это позволяет удерживать устойчивый интерес к выбранной теме проекта.

Я считаю, что где ведется самостоятельный поиск новых, оригинальных способов решения исторических проблем, там начинается творческая деятельность учащихся. Я в этом случае не передаю готовые знания, не учу, а помогаю учиться и развиваться, создавая такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевая способами поисковой творческой деятельности.

С какими трудностями столкнулась я  при организации исследовательской деятельности?

Они могут быть различного плана. Например, если этот метод применяется непосредственно на уроке истории, то на глубокое исследование не хватает времени, поэтому учащиеся могут прийти к ошибочным выводам. В этом случае можно организовать работу обучающихся по группам и разделить одно сложное задание на ряд простых. Каждая группа проанализирует отдельные источники информации. Полученные данные создадут общую картину того или иного явления и дадут возможность прийти к необходимым выводам. (Например Россия в 30г ХХв)

Во внеурочной деятельности учащиеся, наоборот, могут растеряться в потоках информации. Не всегда они смогут правильно оценить различные точки зрения – отличить субъективное мнение от объективных сведений. И здесь моя задача   оказать помощь в выработке правильного отношения к полученным данным. При сборе информации у населения учащиеся должны иметь навыки общения, опроса, анкетирования и т. д. (предполагается наличие памяток)

Необходимо помнить, что собранные данные будут иметь большую историческую ценность для последующих поколений. И использоваться на последующих уроках, учащихся обязательно предупреждаю.

Чтобы организовать учебное проектирование надо пройти несколько Слайд 9 этапов:

I этап. Подготовительный.

Выбор темы, формулировка гипотезы, т.е. предположение о результатах и путях их достижения, определение целей и задач.

Определение количества участников.( индивидуальный или групповой проект).

Слайд 10 II этап. Поисковый (исследовательская деятельность).

Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы.

Обмен и обсуждение информацией с другими участниками проекта.

Слайд 11 III этап. Аналитический.

Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.

Слайд 12 IV этап. Презентация полученных результатов.

Оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, презентаций. Защита проекта. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

При подготовке проектов у учащихся развиваются исследовательские и творческие способности, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать с различными типами документов, анализировать факты, рассматривая их с разных точек зрения. Развивается умение интегрировать знания из различных областей для решения проблем.

 А также участие в проектировании развивает коммуникативные умения и навыки, участие в групповой работе позволяет исполнять разные социальные роли: и лидера, и исполнителя.

Слайд 13 Какими могут быть темы проектов:

История моей семьи в истории моей страны  (Герои моей семьи

ХХ век: год за годом.(Россия в 30-хг ХХ в(индустриализация, коллективизация, культура);Вов в моей станице (глазами детей,участников, пресса) Оружие Вов.

Выдающиеся личности ХХ века. И.В. Сталин, В.И. Ленин и т.д.

Межнациональные конфликты ХХ века. Карибский кризис, Холодная война

Мой дом – моя крепость .(составление генеологических древ своего рода

Сокровища Донской земли (межпредметный проект: история, литература, МХК). Казачество 18в, 19в. Памятники моей земли, Изучение говоров казачьих. В год учителя собран материал учениками о знаменитом земляке Нагорном Б.А.

Проекты могут быть долгосрочными рассчитанными на учебный год и распределены между классами  например «Моя станица» участвовали  5-11кл – участники Афганской войны, учителя, ветераны труда, ветераны войны, производства, знаменитые земляки ; Вов для моей станицы. Эту работу нельзя уложить в рамки урока и требуется дополнительное время, поэтому большое внимание уделяю внеурочной деятельности. Чтоявляется одним из способов мотивации к изучению истории. А презентацию показывали на семинаре в школе.

Слайд 14 Анализируя свою деятельность, хочется отметить, что за последние три года можно проследить четкую позитивную динамику учебных достижений обучающихся по истории.

Предмет

2007-2008 уч. г.

2008-2009 уч. г.

2009-20010 уч. г.

Общая успеваемость

Общая успеваемость

Общая успеваемость

История

94,5%

99,3%

100,0%

Предмет

2007-2008 уч. г..

2008-2009 уч. г.

2009-2010 уч. г.

Качественная успеваемость

Качественная успеваемость

Качественная Успеваемость

История

45,5%

48,8%

58,5%

Школьники  выбирают ЕГЭ по истории . 2009-10 уч.г – 2/5 чел сдающих экзамены на итоговой аттестации имеют качественные результаты.

Результаты внеурочной деятельности по истории

Система музейной  работы сложилась в школе давно. В классе истории находится музей боевой славы «Второй Гвардейской Армии». Поэтому мы с учащимися можем легко окунуться в события войны в нашем крае на уроках истории.

Если раньше ученики эпизодически принимали участие в отдельных конкурсах, то в настоящее время в школе четвертый год регулярно участвуют в конкурсах районного, областного и всероссийского маштаба. Это позволяет обучающимся добиться стабильных результатов, повысить свою самооценку, качество знаний по истории  и престиж школы в целом.

Слайд 15 2007-2008  учебный год

Второе  место в Районной туристическо- краеведческой конференции «Отечество» - работа «Усть-Манычское гидросооружение».

2008-2009 учебный год

Второе  место в Районной туристическо- краеведческой конференции «Отечество» - работа «Дети войны»

2009-10 учебный год.

Второе место в районном конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» - работа «Д.Ф. Горбачев Герой Советского Союза – наш герой.»

Участие в Всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России ХХ век» - свидетельство.

2010-11 уч.год

Участие в Всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России ХХ век» 2 работы

Участие в областном конкурсе «Галерея Славы Юга России» с работами «Знаменитый земляк нашей станицы»

Участие в областном конкурсе  «Славен Дон», в рамках Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

        Слайд 16Занимая активную жизненную позицию, мои дети не могут оставаться в стороне от проблем станицы, в котором они живут. Дети принимают участие в волонтерском движении: оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, работают на благоустройстве территории школы и станицы, поддерживают порядок в Парке Победы, ежегодно участвуют в митинге, посвященном Дню Победы.

Результаты работы свидетельствуют о том, что организация системы проектной деятельности и вовлечение в нее учащихся, является одним из эффективных способов повышения учебно-познавательной деятельности.

Итак я считаю, выбранная мною деятельность  актуальна.

Слайд 17Обратите внимание на эти диаграммы. Я рассмотрела две группы учащихся: первая активно вовлеченная в проектную деятельность, вторая занимающаяся обычной учебной деятельностью.

Учебный мотив связан с глубиной интереса к знаниям и интересе способа добывания знаний.

Социальный связан с различными взаимодействиями школьника с другими людьми. Например, стремлением быть полезным обществу, чувство ответственности перед родителями, учителями.

Позиционный мотив проявляется в желании  занять место лидера, оказать влияние на других учеников.

Для меня очень важно почувствовать обратную связь на всех этапах совместного с учащимися исследовательского пути, обнаружить потребность ученика воскликнуть: «Нашел! И посмотрите, в каком количестве!», «Все изучил и выделил следующие качества», «Посмотрите, что я знаю! Как вы к этому относитесь?» Это и есть обратная связь: открытость со стороны ученика, его сознательное желание общаться на равных, делиться идеями и находками.

Проектная деятельность и меня заставляет все время усовершенствоваться

  1. В 2010-11 уч.г  я руковожу  школьным методическим объединением учителей гуманитарных дисциплин.
  2. В 2010уч.году прошла курсы повышения квалификации по теме «

Ежегодно в школе проводились предметные недели, на которых я представляла открытые уроки и открытые мероприятия, учащиеся участвуют в заочных олимпиадах.

На практике мы убедились в том, что сельская школа обладает рядом возможностей для подготовки успешно адаптированной в социуме личности.

       Мой  опыт работы будет полезен лишь в том случае, если коллеги готовы приступить к работе немедленно, не дожидаясь дополнительного финансирования, создания специальных условий, появления новых законов и т. п.

        Я не отрицаю необходимость модернизации в образовании и улучшения материальной базы сельских школ, но порой, для достижения высоких показателей достаточно заинтересованности учителя в своей работе, его умения сотрудничать с детьми и их родителями.

 Проектные занятия.

   Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.

    Этапы работы над проектом:

  1. Определение темы, цели проекта.
  2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).
  3. Исследование проблемы на основе распределения труда.
  4. Оформление проектных материалов.
  5. Презентация (защита) проекта.
  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Первый вариант организации проектного занятия:

   Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами выбирают вид выполнения и презентации проекта. Это может быть выставка, коллаж, альбом, «экскурсия», компьютерная презентация с использованием Power Point.

 

  Проект на тему «Диалог культур»:

1. Групповые проекты по проблеме «Религия как фактор культурного многообразия».

Группы выбирают темы:

● «Религиозные праздники».

● «Религиозные пищевые традиции».

● «Религиозные требования к одежде».

● «Храмы и правила поведения в них».

При подготовке и презентации проекта должны быть освещены следующие вопросы: общее и различия  в религиозных традициях разных конфессий; отражение в традициях исторических, культурных и нравственных аспектов; необходимость уважительного, тактичного отношения к религиозным традициям.

2. Индивидуальный проект по проблеме: «Поликультурность в повседневной жизни моей семьи». Примерные вопросы, которые можно исследовать:

● Сказки и стихи каких народов вы читали в детстве?

● Какие блюда из кухни разных народов готовят в нашей семье?

● Какие продукты, употребляемые в пищу, пришли из культур других народов?

● Какие заимствованные слова мы употребляем?

Второй вариант организации проектного занятия:

Учитель определяет не только тему, но и предлагает вариант конечного продукта: создание рукописного журнала, рекламного буклета, плаката, афиши, «диафильма», серии рукописных брошюр «ЖЗЛ». Например:

«Выпуск исторического журнала»

В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале».

Можно выделить следующие группы учеников:

  1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят «презентацию» номера журнала.
  2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевидцем или специалистом и т. п.
  3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: эссе, статья, обозрение, очерк и т. п.
  4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: «Это интересно», «Неизвестное об известном», «В зеркале юмора» и т. п. Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме.
  5. «Художники – оформители». Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с «редакторами» оформление обложки номера.

После того как группы подготовят свои материалы, «редакторы» организуют «презентацию» журнала.

«Рукописный учебник истории».

На основе изучения комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме ученикам предлагается самостоятельно создать параграф (или страничку) учебника истории.

1 этап. Учитель формулирует тему, проблему урока и объясняет задание.

2 этап. Ученики делятся на малые группы и на основе изучения дополнительной литературы и источников отбирают материал для «учебника» истории. При этом ученики могут работать в школьной библиотеке, компьютерном кабинете или в классе с материалами, предложенными учителем.

Алгоритм работы групп:

  1. сформулировать заголовок или план параграфа: какие подпункты надо рассмотреть, чтобы раскрыть тему;
  2. написать небольшой авторский текст;
  3. раскрыть событийно – хронологический ряд (в любой форме);
  4. отобрать материал для рубрик «словарик», «источник», «исторический портрет»;
  5. придумать иллюстрации.

 3 этап. Каждая группа представляет свой параграф или страничку учебника классу.

Рассмотрим данную технологию на конкретных примерах. Возьмем тему «Куликовская битва» (6-ой класс).

Ученики с данной темой знакомы.

Первая стадия игра в ассоциации.

Вопрос: Что вам известно о Дмитрии Донском и Куликовской битве.

Приблизительные ответы учеников: Воевал с татарами, Мамай, Куликово поле, Засадный полк.

Вторая стадия чтение текста и маркировка, составление таблицы.

Групповая форма работы. Каждая группа получает определенный значок, которым и маркирует текст и заполняет таблицу.

Таблица может состоять из трех колонок.

«Знаю» и Хочу узнать» заполняются на первой стадии, «Узнал» после чтения учебника.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

В Орде были усобицы. 1378 год битва на реке Воже. Дмитрий одержал победу. Мамай заручился поддержкой рязанского князя Олега, правителя Литвы Ягайла, нанял генуэзскую пехоту. Московский князь собрал полки из многих русских земель. Дмитрия благословил Сергий Радонежский. Также узнали о более детальной расстановке сил на Куликовом поле, о конкретном ходе битвы, о нашествии Тохтамыша на Москву._______________

 

В таблицу можно выписывать только ключевые понятия и термины.

На третьей стадии составить по группам таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, выделить ключевые слова в данной теме.

Каких результатов мы достигли? Ушли от простого пересказа события. Дали возможность ученикам самим поработать с информацией, усвоить ее, несколько раз повторить и прослушать, включить всех детей в активную работу, научили выделять главное в тексте, формулировать свои выводы.

 

Тема урока: «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века».

7 класс, учебник А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной

Цель урока: охарактеризовать политику правительства в области промышленности, сельского хозяйства и торговли; показать противоречия развития экономики страны.

Основные понятия: крестьяне отходники, ассигнации, банк. Типу урока: урок с использованием технологии развития критического мышления.

План урока.

I этап Мозговой штурм ассоциации.

Какие ассоциации связаны у вас с понятием «экономика»? Составление кластера:

торговля

финансы

мануфактурное производство

сельское хозяйство

Вступительное слово учителя: общая характеристика экономического развития России к началу правления Екатерины II (кратко).

К 60-м годам XVIII века экономическая система страны, основанная на подневольном крепостном труде, находилась в состоянии разложения. На смену ей шли капиталистические отношения. Это проявлялось в следующем:

- разрушалась натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства;

- появлялись ростки системы, основанной на вольном найме.

- в 1775 году вышел указ о свободе предпринимательства.

Но развитие новых капиталистических отношений, тормозило сохранение крепостнических порядков в стране (отсутствие свободных рабочих рук. Технические новшества и новые формы труда не применялись из-за наличия дешевого или бесплатного труда крепостных, отсутствие денег у крестьян тормозит развитие внутренней торговли).

Составление таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Сельское хозяйство

Что изменилось в с/х?

 

Мануфактурное производство

Какие новые районы промышленной и сельскохозяйственной специализации возникли в 18 веке?

Какие технические новинки использовались в хозяйстве?

Какие новые формы организации производства появились в 18 веке?

 

 

Заполняется в конце урока

Торговля

Какие новые торговые центры появились в России?

 

Финансы

Изменился ли экспорт и импорт товаров?

Как изменилась денежная система при Екатерине II?

 

 

II этап. Осмысление.

Работа по группам:

I группа – сельское хозяйство.

II группа – промышленность.

III группа – торговля.

IV группа – финансы.

Задание: Читая текст учебника, делаем маркировку текста символами. Один учащийся от группы заполняет таблицу:

Что совпало с моими представлениями

 

О чем раньше не знал, новое содержание

 

Что не совпало с моими представлениями

 

Что вызвало непонимание

 

v

 

+

 

-

 

 

 

?

 

III этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведение итогов)

Выступает один учащийся от группы: Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

Сельское хозяйство.

Успехи в с/х шли за счет освоения новых территорий в Сев. Причерноморье, Поволжье, на Урале, в Сибири.

Россия начала вывоз хлеба за границу.

Введение новых с/х культур (подсолнечник, картофель).

Однако, огромные повинности в пользу помещиков и высокие налоги в пользу государства вели к ограблению крестьянства, становились тормозом на пути развития внутренней торговли.

Промышленность:

Быстрый рост численности мануфактур

1775 год указ о свободе предпринимательства,

Появление новых отраслей промышленности (хлопчатобумажная, добыча золота и платины).

Увеличение числа мануфактур с использованием вольного труда.

Использование труда крестьян-отходников.

Однако, отсутствие рынка свободных рабочих рук; дешевый труд крепостных тормозит внедрение технических новшеств.

Торговля:

Отмена внутренних таможенных пошлин (важно для развития внутренней торговли).

Втягивание крестьянского хозяйства в товарно-денежные отношения.

Главный продукт экспорта металл.

Появление новых торговых центров (Петербург. Рига я др.)

Финансы:

Рост налогов из-за нехватки денег в казне.

Внешние займы у голландских и генуэзских купцов.

Создание ассигнационных банков.

Выпуск бумажных денег ассигнаций.

Заполнение последней графы таблицы («Узнал»).

Составьте мини эссе по теме:

Характерные черты экономики России второй половины XVIII века. Успехи и противоречия. (8-10 предложений).

Примерный текст:

Экономика России к концу царствования Екатерины находилась в цветущем положении и была на подъеме. Успехи в с/х и промышленности: появление новых отраслей промышленности (хлопчатобумажной, по добыче золота и т.д.): увеличение экспорта металла; вывоз хлеба за границу. Рост предприятий с использованием. вольнонаемного труда. Указ о свободе предпринимательства. Развитие внутренней торговли, вовлечение крестьянского хозяйства в торговые отношения. Появление новых торговых центров Петербург, Рига. Преобладание экспорта товаров над импортом.

Но сохранение крепостнической системы мешало развитию страны. Отсюда противоречивый характер результатов экономического развития: высокие результаты там, где слабее было влияние крепостнических порядков. Постоянная нехватка денег в казне (содержание чиновников, армии, флота, непрерывные воины) приводит к росту налогов, к внешним займам и введению бумажных денег, ориентирующаяся на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела»

не участвующие

в проектной деятельности

Участники

проектной деятельности

Характеристика выбранных мотивов

Мотивы

позиционный мотив

Социальный мотив

Учебный мотив

%

40

35

30

25

20

15

10

5

0

14

28

14

35

13

37