Рабочая программа по истории

Марсова Олеся Павловна

Рабочая программа по истории. Предназначена для работы с 5 классами в рамках программы ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Краеведческая программа 441.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….

3

  1. Учебный план………………………………………………………………….

15

  1. Учебно-тематическое планирование………………………………………...

16

  1. Материально-техническое обеспечение ……………………………………

19

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности написана в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования с внесенными изменениями от 26.11.2012 г. № 1241, письмом Департамента образования  № 12-15-3057/12 от 15.05. 2012 г. «Об организации внеучебной деятельности обучающихся» п. 6.3.

Программа внеурочной деятельности «Хранители истории», включающая в себя три направления: естественнонаучное направление; этнографическое направление; патриотическое направление. Основная цель направлений – развитие познавательного интереса обучающихся к  истории своего города, региона, культурным особенностям родного края. Формирование умения сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию. Формирование культуры межнационального общения через изучение традиций народов России. Программа «Хранители истории» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова; Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2010-2015 годы); Муниципальную программу нравственно – патриотического, гражданского  воспитания «Земля родная» на 2011-2015 г.г.

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цели курса:

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. В ходе реализации данной цели необходимо теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов в процессе их воспитания и социализации,  осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.  

Задачи программы:

Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;  определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся; -отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении; теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни; определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе.

Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Ознакомление со вспомогательными историческими дисциплинами, с первичными навыками проектно – исследовательской работы.  Формирование повышенного интереса к исторической науке. Формирование гражданской самоидентификации на основе осмысления исторического опыта своей страны, семьи;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, к  истории своей семьи.  Формирование потребности в саморазвитии и самореализации; развитие деловых качеств школьников: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; развитие прогностических, аналитических и рефлексивных навыков учащихся. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке. Преимущественная форма организации занятий –  индивидуальные и групповые задания.

Содержание программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

         Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Программа «Хранители истории» создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа № 45» на проектную деятельность в 5  классах отводится 5 внеаудиторных часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 170 часов.

Формы и методы работы: игровая; познавательная; краеведческая; просмотр презентаций и видеофильмов; проектная деятельность; встречи с интересными людьми; конкурсы; посещение библиотек; праздники; трудовой десант; экскурсии.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:  уровневая дифференциация;        проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; здоровьесберегающие технологии;  информационно-коммуникационные технологии.

Структура курса

     Введение. Что такое краеведение (1 час). Знакомство учащихся с программой курса, основными темами и уроками.

Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины.

Вспомогательные исторические дисциплины. Содержание: источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Классификация. Взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин и комплексный метод их использования. Их практическое применение в работе с историческим источником. Использование материала вспомогательных исторических дисциплин в исследовании, при реставрации и охране памятников культуры, в работе художников. Понятия: вспомогательные исторические дисциплины, исторический источник, памятник, реставрация.

Вспомогательные исторические дисциплины. Археология и археологи. Содержание: из истории развития науки «археология».  Предмет, задачи и методы изучения. Связь с другими дисциплинами. Ведущие археологи мира и их открытия. Просмотр видео фильма из цикла «Тайны древних цивилизаций». Практическая часть «Составление описания артефакта как историко-археологического объекта». Понятия: археология, археолог, артефакт.

Вспомогательные исторические дисциплины. Лингвистика. Фольклористика. Понятие «лингвистика». Субъект и объект изучения. Разделы лингвистики. Представления о практической и эмпирической лингвистике. Лингвистическая палеонтология. Понятие «фольклористика». Предмет  и способы изучения. Проект «Фольклор родного края».  Словарная работа: лингвистика, фольклористика.

Практическое занятие «О чем нам говорит исторический источник». Понятие «исторический источник», «виды источников». Способы сохранения источников будущих поколений. Составление описания представленных письменных и вещественных исторических источников.

Вспомогательные исторические дисциплины. Геральдика. Содержание: предмет методы и задачи геральдики. Связь геральдики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. История геральдики. Происхождение гербов. Государственный герб России. Его происхождение и символика. Герб 1993. Частные гербы. Первые упоминания о дворянских гербах в России. Начало составления частных гербов. Составление “Общего гербовника”. Гербы княжеские, графские, баронские, дворянские. Гербы городов России. Понятия: герб, геральдика

Практическое занятие. Как составить герб. Содержание: составные части герба. Гербовые цвета, металлы, меха. Геральдические и негеральдические фигуры щита и их смысл. Дополнительные элементы герба. Геральдическая терминология и порядок описания герба. Проект «Герб моей семьи». Понятия: герб, щит, виды щитов

Путешествие по «ленте времени». Тайны летоисчисления. Содержание: предмет и задачи исторической хронологии. Понятие математической хронологии. Понятия астрономических суток, лунного месяца и астрономического года. Природные и календарные единицы времени. Понятие календаря. Солнечные, лунные и солнечно-лунные календари. Эры и их виды. Понятия: хронология (астрономическая и историческая), лента времени, век, тысячелетие, эра. Практическая работа: решение заданий по летоисчислению.

Тайны древних календарей. Древнейшие календарные системы: вавилонская, древнеегипетская, древнегреческая, римская и византийская. Юлианский и григорианский календари, их взаимоотношение. Русская система счета времени. Славянский календарь: название месяцев, месяцы, недели, сутки - их деление. Начало года: мартовский, ультрамартовский и сентябрьский стили. Реформы календарей 1699 и 1918 гг. Понятия: календарь, реформа.

Решение исторических задач. Способы решения исторических задач. Правила оформления. Типы исторических задач.

Составление и решение исторических задач. Отработка навыков решения исторических задач. Составление исторических задач разного типа.

Вспомогательные исторические дисциплины. Картография и история. Содержание: систематизация исторических карт. Первые исторические карты. Их дальнейшее развитие. Исторические карты и историческое картографирование. Понятие: картография.

Практическое занятие. Читаем историческую карту. Содержание: виды исторических карт. Правила чтения исторических карт. Понятия: историческая карта, легенда карты. Практическая деятельность: чтение исторической карты.

Практическое занятие. Правила работы в контурной карте. Содержание: правила работы в карте. Проект: «История родного края».  Понятие: контурная карта.

Задания для контурной карты:

  1. Обведите границу Кемеровской области.
  2. Надпишите название крупной речной артерии области;
  3. отметьте на карте крупные города Кемеровской области;
  4. надписать название областного центра, год его создания;
  5. надпишите названия родного города, год его образования;
  6. обозначьте значком места расположения 7 чудес Кемеровской области;

Вспомогательные исторические дисциплины. Генеалогия. Содержание: предмет, задачи и метод генеалогии. Связь генеалогии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Значение генеалогии для архивного дела и историко-биографических исследований. Методика генеалогического исследования: генеалогические таблицы и росписи. Источники по генеалогии. Генеалогия династии Рюриковичей, Романовых. Понятия: генеалогия

Практическое занятие. Генеалогия семьи. Проектная деятельность: составление генеалогического древ; составление семейного альбома; составление плана описания родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей.  Презентация результатов проекта. Понятия: род, семья, родословная.

Вспомогательные исторические дисциплины. Историческая ономастика. Содержание: предмет, задачи и метод исторической ономастики. Связь исторической ономастики с другими вспомогательными дисциплинами (антропонимика, топонимика, этнонимика). Понятия: ономастика, антропонимика, топонимика, этнонимика. Проект. Что скрыто в имени моём.

Вспомогательные исторические дисциплины. Фалеристика. Умиформология. Содержание: цели и задачи фалеристики. Виды знаков отличия: значки, ордена, медали. Коллекционирование. Коллекционер. Униформология. Объекты  и источники униформалогии. Цели развития. Вклад в развитие исторической науки. Понятия: униформология, фалеристика, коллекционер. Проект. Реликвии моей семьи.

Вспомогательные исторические дисциплины. Нумизматика. Содержание: предмет, задачи и методы нумизматики. Монеты как важнейший исторический источник. Связь нумизматики с другими историческими дисциплинами. Обменные операции и эквиваленты денег в древности. Переход к денежному обращению. Древнейшие монеты. Клады как основной объект и исторический источник нумизматического исследования. Методика изучения кладов. Виды кладов, их датировка и топография. Монеты и денежное обращение в Киевской Руси. Римские, византийские, восточные, западноевропейские монеты на территории Руси. Возникновение русской денежно-весовой системы. Первые русские монеты. Понятия: нумизматика, монета.

Вспомогательные дисциплины. Историческая метрология. Содержание: предмет, задачи и метод исторической метрологии. Источники изучения метрологии. Меры длины, веса, поверхности, сыпучих тел, жидкостей в разные исторические эпохи. Переход к метрической системе в 1919-1927 гг. Общая характеристика метрической системы мер. Эталоны мер. Международная система единиц измерения.  Понятия: метрология.

Архивоведение. Содержание: виды архивов и их назначение. Первые архивы. Поиск информации в архиве. Понятие:  архивоведение, архивариус, архив. Работа с книгами учета и хранения материалов. Работа с экспозиционным материалом. Работа с различными библиографическими источниками

 Экскурсия в архив. Цель: ознакомиться с работой архива; какие фонды могут храниться в архиве; как с ними работать.

Обобщение: «Вспомогательные исторические дисциплины».

Тема 2. Кузнецкий край в эпоху каменного века

Происхождение человека. Теории о происхождении человека. Внешний облик древних людей. Занятия древних людей.

Древнейшие люди на территории нашего края. Изменение внешнего облика позднепалеолитических охотников. Изготовление орудий труда из гальки. Охота на мамонта. Древняя стоянка у пос. Аил (Кузедеево) и пос. Шумиха (Кемерово). Термины: скребок, отбойник, отшеп, дротик.

Постепенное расселение людей в Кузнецком крае. Самые древние поселения: стоянка Моховского разреза, Шестаковская стоянка, по берегам р. Чулым, за протокой р. Осиновки, на левом берегу р.Томи у бывшей деревни Лачиново. Термины: нуклеус, обивка, чоппер, ретушь.

Занятия и образ жизни древнейших людей. Изготовление орудий труда. Изобретение лука и стрел. Загонная охота.  Первые жилища. Изготовление одежды.

Религия и искусство. Жители Сибири верили, что человек находится в родстве с животными, поэтому они часто изображали животных в своих пещерах, пытаясь, таким образом, показать связь между человеком и природой. Магические обряды. Изготовление из бивней мамонта и рогов северных оленей амулетов, которые были призваны защитить от злых духов.

Палеолитические памятники Кемеровской области. Рассказать о различных исторических находках на территории нашей области, относящихся к палеолиту.

Люди эпохи неолита в нашем крае. Обработка камня, изготовление орудий труда и украшений, амулетов. Изменения в образе жизни, связанные с вымиранием крупных животных.  

Занятия и образ жизни людей эпохи неолита. Изготовление орудий труда. Новые способы охоты.  Первые жилища. Изготовление одежды. Складывание крупных племенных объединений, выделение знати и появление прообразов городов-государств. Термины: игольник, тесло

Религия и искусство  людей эпохи неолита. Изображения медведей, птиц, сцен охоты и колдовства. Религиозные представления запечатлены в рисунках Томской и Тутальской писаниц, являющихся памятниками наскальной живописи. Термины: духи нижнего и верхнего миров.

Неолитические памятники Кемеровской области. Рассказать о различных исторических находках на территории нашей области, относящихся к неолиту. Стоянки: Большой Берчикуль-1, Бычка-1, Печергол-1

Обобщение: «Кузнецкий край в эпоху каменного века»

Тема 3. Бронзовый век на территории нашего края

Начало эпохи металла. Переход к земледелию и скотоводству, процесс переселения племен, развитие торговли, ремесла и культуры.  

Занятия и образ жизни людей эпохи металла. Открытие богатых месторождений полиметаллических и медных руд на Алтае, в Кузнецком Алатау, Салаире, Саянах. Разработка рудной жилы. Выплавка бронзы.  Термины: бронза, кайло, кельт, серп.

Религия и искусство  людей эпохи металла. Новая манера письма – прочерчивание, точнее прорезание контура рисунка острым предметом. Многие фигуры схематичны. Наряду с изображением фигуры лосей появляются фигуры танцующих человечков. Термины: культ.

Памятники бронзового века на территории Кемеровской области. Рассказать о различных исторических находках на территории нашей области, относящихся к бронзовому веку. Стоянки: Арчекас, Таежная Александровка, Чумай.

Андроновские племена в нашем крае.  Освоение новых территорий  - Мариинские лесостепи. Новые формы жилища – долговременные полуземлянки. Родовой строй. Обработка земли. Изготовление муки. Термины: зернотерка, мотыга, нож-косарь или секач.

Занятия и образ жизни андроновских племен. Изготовление из кожи, вязаная и тканая одежда из конопли, крапивы и шерсти животных.  Окрашивание ткани охрой в ярко-красный, фиолетовый и другие цвета. Появление гончарного искусства и изготовление сосудов. Термины: гребенчатый штамп, меандр, орнамент.

Религия и искусство  андроновских племен. Обожествление сил природы, поклонение солнцу, культ предков. Появление священных мест, захоронение умерших. Вера в загробную жизнь.

Памятники андроновской культуры.  Рассказать о различных исторических находках на территории нашей области, относящихся к андроновской культуре. Стоянки: Ур-Бедариинский, Большепичугинские курганы, поселение на оз. Песчаное.

Племена ирменской культуры на территории области.  XI – VIII века до н.э. распространение ирменских племен на территории Южной Сибири. Внешний облик, обычаи, традиции, занятия. Термины: накосники.

Занятия и образ жизни ирменских племен. Изготовление домашний утвари. Изготовление одежды на ткацких станках. Изготовление вручную керамической посуды, из кости и рога гребней и конской упряжи. Достижения в металлургии.

Религия и искусство  ирменских племен.  Курганы, парные могилы, каменные обелиски. Вера в загробную жизнь. Особое отношение к женщине – как главе рода и прародительнице.

Памятники ирменской культуры. Рассказать о различных исторических находках на территории нашей области, относящихся к ирменской культуре. Стоянки:

         Обобщение: «Бронзовый век на территории нашего края»

Тема 4. Кузнецкий край в эпоху железа

Ранний железный век. Открытие железа и его преимуществ. Выплавка железа и изготовление первых орудий труда. Кузнечное ремесло.

Памятники раннего железного века.   Рассказать о различных исторических находках на территории нашей области, относящихся к раннему железному веку. Стоянки: Арчекас, Старый Урюп, Тисуль.

Тагарцы в нашем крае. Складывание скифо-сибирской культовой общности скотоводческих племен. Распространение кочевого скотоводства, выделение знати и возникновение первых раннегосударственных объединений. Термины: терракота, трепанация, диадема, пест, чекан.

Хунну и народы Южной Сибири.  Вторжение кочевых племен хунну в III-II тыс до н.э. в Южную Сибирь. Завоевание ими сибирских народов. Уничтожение раннегосударственных образований тагарцев. Термины: кочевники, меч, динлины, булава, хунский сложный лук, шаньюй.

Население нашего края в начале новой эры. Расселение людей в таежных и труднодоступных местах, изготовление предметов обихода, украшений, верования. Перегонное скотоводство, юртообразные жилища.  Сооружение поселений-крепостей.    

Культура и быт народов нашего края в начале новой эры. Серебряковский, Тисульский, Шестаковский могильники. Погребальные обряды, изготовление камер-склепов. Распространение обычая изготовления гипсовых и глиняных масок умерших.

Обобщение: «Кузнецкий край в эпоху железа».   

Тема 5. Кузнецкий край в средние века

Государство централизованных кочевников.  Формирование современных народов – телеутов, шорцев, алтайцев, тувинцев, хакасов, которое происходило под влиянием кочевников. Формирование и распад Древнетюргского каганата. Образ жизни, верования, складывание системы политической зависимости небольших племен от более сильных. Памятники: Тарасовский, Шандинский, Новокамышинский, Сапоговские курганные могильники. Обряды и захоронения, вера в загробную жизнь. Термины: пряслице, кыпчаки, аборигены, тюрки, колчан, стремена, удила.  

Монголы и народы Южной Сибири. Завоевания монголов в 1207г. Вхождение Кузнецкого края в состав монгольской державы. Жизнь в данный период времени, традиции, обычаи, верования. Памятники монгольского периода: могильник у деревень Торопово, Конево, Бенково. Вера в загробный мир, обряды. Термины: улус, аба, азы, мировое дерево.

        Коренное население нашего края в конце 16 века.  Предки современных томских татар, телеутов и шорцев, кочевавшие в верховьях Томи. Численность населения. Промыслы и угодья. Выделение знати. Первые государственные образования. Основные занятмя, верования. Термины: угодья, албан.

Повторение:  Кузнецкий край от первобытности до средних веков.   

Тема 6. Открытие Сибири

Термин Сибирь. Первые сведения о Сибири. Название "Сибирь" впервые упоминается у иранских авторов XIII века, на карте впервые обозначено как "Sebur" в Каталонском атласе в 1375. Первые сведения исторического характера, объясняющие происхождение термина "Сибирь".

Югра. Наряду с Сибирским ханством на территории к востоку от Урала в XVI в. были известны Тюменское ханствоЮгра и Мангазея. С середины XIII века Югра уже была колонизирована как новгородская волость; впрочем, эта зависимость была непрочна, так как возмущения югров были нередки. Как свидетельствует новгородская «карамзинская летопись», в 1364 году новгородцы совершили большой поход на реку Обь: «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря». Когда Новгород пал, сношения с восточными странами не заглохли.

Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь. Камень так называли тогда Уральские горы – путь, через который был доступен только летом; лишь в исключительных случаях  через горы осмеливались перебираться зимой на оленях или собаках. В те времена новгородцы открыли путь в Юргу – мансийские и хантыйские земли к востоку от Урала в нижнем течении Оби.

Освоение Поморья в ХVI в. и предпринимательская деятельность Строгановых.  Экономические перемены  в жизни России16в. ускорили освоение Поморья. Из среды поморских разбогатевших крестьян ведёт своё начало род Строгановых. Предприятие Строгановых, кроме соляного промысла, имело железодутное и кузнечное дело, вело оптовую торговлю печорской красной рыбой, железными изделиями, Иконами и разнообразными товарами собственного производства, а так же розничную торговлю по сёлам Поморья.

Поход Ермака в Сибирь. Отряд Ермака отправился в поход 1 сентября 1582 года на стругах вверх по реке Чусовой, затем по её притоку, речке Серебрянке, дошли до самых перевалов. Перенеся на руках струги и груз через перевал, до реки Баранчук, притока Тагила, отправились дальше. Бой за Кашлык 26 октября того же года. Казаки одержали победу и вступили в столицу. Началась первая зимовка. С местными жителями установились мирные отношения. Ермак наградил знатных людей подарками и получил заверения в том, что они признают себя подданными русского царя. Однако бежавший Кучум не сложил оружия.

Обобщение: «Открытие Сибири».   

Тема 7. Землепроходцы 

Присоединение Западной Сибири. Строительство острогов и крепостей как российских военно-административных пунктов.  Заселение сибирских территорий происходило постепенно и различными путями. В конце XVI–XVII вв. сложилось постоянное население в ряде уездов Западной Сибири: Верхотурском, Туринском, Тобольском, Тюменском. Массовое заселение районов Западной Сибири происходило преимущественно в XVII в. в результате народной миграции из Европейской России; со второй половины XVII в. начались внутренние урало-сибирские передвижения на восток и юг. На рубеже XVI и XVII веков на территории Сибирского ханства поселенцами из России были основаны города Тюмень, Тобольск, Берёзов, Сургут, Тара, Обдорск (Салехард). В 1601 г. на реке Таз, впадающей в Обскую губу, был основан город Мангазея. Тем самым открылся морской путь в Западную Сибирь (Мангазейский Морской Ход). С основанием острога Нарым была покорена Пегая Орда на востоке от Сибирского ханства.

Сибирское ханство после похода Ермака. 20 апреля 1598 г. Хан Кучум был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу р. Обь и бежал в Ногайскую Орду, где был убит. Ермак был убит в 1584 году. Последним ханом был Али, сын Кучума.

Первые землепроходцы. Землепроходцы в Русском государстве XVI-XVII веков, в результате походов в Сибирь и на Дальний Восток, сделали очень значимые географические открытия как на территории Сибири, Дальнего Востока, так и в Северно-Ледовитом и Тихом океанах. В большинстве это были служилые люди (казаки), купцы и «промышленные люди» (занимавшиеся промыслами, преимущественно пушными). Многие землепроходцы являлись одновременно и мореходами, путешествовали не только по суше и рекам, но и по морям (близ берегов). Сведения о жизненном пути большинства землепроходцев отрывочны. В массе своей землепроходцы были выходцами из Поморья. Они ехали в Сибирь с целью обогащения пушниной.

Семен Дежнев – первооткрыватель Северной Азии. Семен Иванович  Дежнев – первооткрыватель Северной Азии.  Приход русских опережал по времени освоение европейцами континентальных частей Нового Света. В XVII—XVIII веках русские первопроходцы и поселенцы прошли на Восток по Сибири до Тихого океана. Сначала была заселена Средняя Сибирь, покрытая лесами (тайгой), а затем, с постройкой крепостей и подчинением кочевых племён — степная Южная Сибирь.

Переход русских на Енисей. Основание Томска. В царствование Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовыхказаки и поселенцы осваивают Восточную Сибирь. В течение первых 18 лет XVII века совершается переход русских на реку Енисей. Основываются города Томск (1604 г.), Красноярск (1628 г.) и др.

Ерофей Хабаров исследователь Амура. В 1649—1650 годах казачий атаман Ерофей Хабаров достиг Амура. К середине XVII века русские поселения появляются в Приамурье, на побережье Охотского моря, на Чукотке.

Василий Поярков: открытие северного побережья Сахалина. В 1645 году казак Василий Поярков открывает северное побережье Сахалина.

Семен Дежнёв. Открытие пролива  между Азией и Америкой. В 1648 году Семен Дежнёв проходит из устья реки Колыма в устье реки Анадырь и открывает пролив между Азией и Америкой. В 1686 году в Нерчинске проведена первая плавка серебра из Аргунских или Нерчинских серебряных руд. Впоследствии здесь возникает Нерчинский горный округ. В 1689 году заключается Нерчинский договор, начинается приграничная торговля с Китаем.

Символика герба Сибири и её значение. Символика герба Сибири, отображённого в жалованной грамоте 1690 года (два пронзённых скрещивающимися стрелами соболя, держащие зубами «корону сибирского царства»), свидетельствует о высоком значении пушного промысла в развитии региона в XVII веке. Пушной промысел рассматривается как основа зарождения капиталистических отношений в Сибири в обозначенный период. 

Пушной промысел в Сибири. Пушной промысел — охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом, с последующей обработкой (выделкой) и торговлей их выделанными шкурками (пушниной). Исторически пушной промысел был важным двигателем освоения территорий нынешнего севера России славянами. С открытием торговли между Западной Европой и Россией в середине XVI века по Белому морю спрос на пушнину резко возрос.

Сибирские воеводы и служилые люди, их обязанности. Особенности воеводской службы в Сибири. Особое место среди сибирских служилых людей занимали дети боярские. Из их числа формировался высший командный состав сибирских гарнизонов, они участвовали в военных походах и в обороне городов и острогов, строили городовые и острожные укрепления, назначались на приказные должности. Служилые - совокупность людей, объединяемых идеей служения государю, которая является их главной ценностью и целью в совместной практической деятельности (службе). Служилая общность разделяется на два социальных слоя по условиям несения государевой службы: высший (воеводы и их товарищи), отвечающий за управление территорией в целом, и низший (дети боярские, казаки, стрельцы), занятые исполнением конкретных разноплановых поручений.

Освоение бассейна Енисея. Реки — основные дороги Сибири. Освоение Сибири - один из этапов многовекового и в целом мирного движения русского народа на восток, "встречь солнцу". О Енисее землепроходцы знали давно. В первой половине XVI в. в его устье уже заходили поморские суда - кочи. В самом начале XVII столетия со слов русских на иностранных картах Сибири уже были показаны устье Енисея и полуостров Таймыр.

Присоединение Восточной Сибири.  Пути землепроходцев на реку Лену, повышение их активности и самостоятельности. Присоединение к России народов, населявших Восточную Сибирь. Присоединение Восточной Сибири началось с бассейна Енисея, прежде всего с его северной и северо-западной части. В 1616—1619 гг. русское правительство, опасаясь проникновения в устье Оби кораблей английских и голландских компаний, запретило пользоваться морским путем, что, впрочем, не нарушило промысловых связей с низовьями Оби и Енисея.

Преграды русской колонизации в Приамурье со стороны Финской династии Китая. Оживление интереса к Китаю на Руси произошло в XVI веке и было связано с историей длительных поисков северного пути (морского или сухопутного) из Европы в Китай. Первой попыткой русского правительства самостоятельно разведать пути в Монголию и Китай явилось отправление в 1608 году по указу царя Василия Шуйского группы томских казаков во главе с И. Белоголовым на поиски Алтына-царя и Китайского государства. Эта экспедиция закончилась безрезультатно, однако казаки привезли сведения о Китае, полученные ими от енисейских киргизов. Экспедиции Пояркова – исследование Амура. Открытие Даурии. Россия активно пыталась найти пути в «Китайское царство», в то время как Китай, следуя своей политике самоизоляции, стремился не допустить установления каких-либо контактов с Россией.

        Нерчинский договор. 29 августа 1689г произошло подписание договора о размежевании и установлении мирных взаимоотношений между Русским государством и Цинской империей. После подписания Нерчинского договора активность русской дипломатии в Приамурье и Забайкалье заметно падает — занятое разрешением политических задач на западных и южных границах московское правительство стремилось лишь к развитию торговых связей с Цинской империей и сохранению существующего положения на рубежах своих сибирских владений.

Землепроходцы в нашем крае. Строители первых острогов и крепостей. Освоение человеком территории современной Кемеровской области началось ни много ни мало 25 тысяч лет назад.

Основание Кузнецкого острога. Новокузнецк. Город был основан как укрепленный Кузнецкий острог на левом берегу р. Кондома, недалеко от ее впадения в Томь. В 1620 острог был перенесен на высокий правый берег Томи. С 1622 стал крепостью Кузнецк-Сибирский, входящей в Бийскую сторожевую линию, защищавшей пограничный район Южной Сибири от набегов киргизских и джунгарских ханов. С незапамятных времен здесь жили шорцы, которых, по одной из версий, русские землепроходцы, обосновавшиеся в этом краю, прозвали «кузнецами» за их умение выплавлять железо. Это «прозвище» и дало название Кузнецкому острогу, построенному в 1618 году. Почти столетие спустя, в 1721 году, рудознатец Михайло Волков нашел в Горелой горе, что на территории нынешнего города Кемерово, залежи каменного угля. Именно сию «находку» принято считать началом истории освоения Кузнецкого угольного бассейна. В конце XVIII века, после открытий многочисленных месторождений железных и серебряных руд, в Кузбассе началось строительство заводов и рудников.

Основание Томского железоделательного завода. Первый завод, появившийся на Кузнецкой земле, - Томский железоделательный (ныне Прокопьевский район, с. Томское) – был построен в 1771 г. С 1830 года в мариинской тайге начинается добыча россыпного золота, в 1833-м в Кольчугине вступает в строй первая шахта «Успех», в 1897-м заработали в полную мощь Судженские и Анжерские копи. Колоссальное значение для развития региона имело открытие Транссибирской железнодорожной магистрали, ставшей залогом инвестиционной привлекательности региона для российского и зарубежного капитала. Таким образом, к 1917 году Кузбасс являлся одним из наиболее развитых промышленных районов Сибири, на предприятиях которого трудилось более 20 тысяч рабочих.

Сохранившиеся памятники русской оборонной архитектуры XVII в. в нашем крае. Большую роль в освоении северных территорий Русской равнины сыграли монастыри. С присоединением в середине XVI в. Казанского и Астраханского ханств возникли казачьи станицы. в 1774 году построен каменный Петропавловский собор. В Красноярске -Покровская церковь (1785–95) и Благовещенская церковь (1804–12). В 1852-55 гг. архитекторами Я. Алфеевым и Я. Набаловым была построена каменная часовня.  Один из замечательных памятников архитектуры начала ХХ века находится в г. Кемерово - Дворец культуры «Строитель» (1927). В здании Городского Торгового Корпуса (1911 г.) размещается Новосибирский государственный областной краеведческий музей, основанный в 1920 году. На территории Академгородка (30 км юго-восточнее Новосибирска) находится историко-архитектурный музей под открытым небом. Здесь можно видеть образцы культуры народов Сибири – от наскальных изображений до шикарных усадеб.

Обобщение: «Землепроходцы»

Тема 8.  Природа Кузнецкого края

Осенние обряды земли Кузнецкой. Материальная и духовная культура этносов Сибири. Этническая (народная) культура.  Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. Консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры. Некоторые элементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его историческому прошлому - «щи да каша», самовар и сарафан у русских, кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев. Дать общее представление об  осенних  праздниках и обрядах в Кузбассе.

Природа родной земли и человек. Углубить понятие о живой и неживой природе родного края.

Город и природа. Систематизировать знания детей о природе родного города

Что за дерево такое? Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края. Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека

Растения и мы

Домашняя «мохнатая азбука». Расширить представления о домашних животных родного края. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

Мой домашний милый друг. Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Кемеровской области.

Особенности поверхности родного края. Изучение рельефа местности.

Чем богаты наши недра?  Знакомство с полезными ископаемыми родного края

«Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

Человек – хозяин природы? Показать влияние человека на природное сообщество

Обобщение: «Спасём и сохраним! Охрана природы». Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Человек и времена года Кузбасса. Знакомство с временами года Кузбасса, природно-климатическими особенностями

Весенние обряды земли Кузнецкой. Дать общее представление о весенних праздниках и обрядах в Кузбассе.

Летние обряды земли Кузнецкой. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей, в промысле. У нганасан и юкагиров сохранились древние верования о матерях природы - солнца, земли, травы, оленей. Большинство народов Сибири верили в духов-хозяев природы, населявших средний мир вселенной - горы, леса, реки, моря, огонь. Считалось также, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина. Народы Сибири верили, что от расположения духов-хозяев стихий и животных зависит благополучие в жизни, удача в промысле. Дать общее представление о летних праздниках и обрядах в Кузбассе.

Краски земли Кузнецкой. Научить  определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Зимние обряды земли Кузнецкой. Материальная и духовная культура, общественные и семейные отношения. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело. Дать общее представление о зимних праздниках и обрядах в Кузбассе.

Обобщение: «Природа Кузнецкого края»

Тема 9.  Кузбасс – мой край родной

Коренные народы, населяющие Кузбасс. Народы, населяющие Кузбасс. Родовые общины и племенные объединения, их материальная и духовная культура. Шорцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской  области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв.

Традиции и обычаи коренных народов. Кочевые таежные оленеводы-охотники и рыболовы представляли собой наиболее распространенный в прошлом тип хозяйства среди народов Сибири. Он был представлен среди эвенков, эвенов, долган, тофаларов, лесных ненцев, северных селькупов, оленных кетов. Географически он охватывал главным образом леса и лесотундры Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря, а также простирался к западу от Енисея. Основу хозяйства составляла охота и содержание оленей, а также рыболовство. К кочевым оленеводам тундры и лесотундры принадлежат ненцы, оленные чукчи и оленные коряки. Эти народы выработали особый тип хозяйства, основу которого составляет оленеводство. Охота и рыболовство, а также морской промысел имеют вспомогательное значение или совсем отсутствуют. Основным продуктом питания для данной группы народов является мясо оленя. Олень также служит и надежным транспортным средством. Скотоводство степей и лесостепей в прошлом широко было представлено у якутов – самом северном в мире скотоводческом народе, у алтайцев, хакасов, тувинцев, бурят, сибирских татар. Скотоводство носило товарный характер, продукция почти полностью удовлетворяла потребности населения в мясе, молоке и молочных продуктах. Земледелие у скотоводческих народов (кроме якутов) существовало как подсобная отрасль хозяйства. Частично эти народы занимались охотой и рыболовством.

Верования коренных народов нашего края. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей, в промысле. Природа и вера человека. Знакомство с религией коренного населения Кузбасса.

Жилище и быт коренных народов кузнецкого края. Знакомство с повседневной жизнью 4-х коренных народов Кузбасса. Причины примитивного развития хозяйства. Хозяйство сибирских татар к моменту завоевания Сибирского ханства Русским государством было сложным, что было обусловлено уровнем их социально - экономического развития. Главными отраслями хозяйства были скотоводство, земледелие, охота, рыболовство и торговля. Определенное значение имело и собирательство - сбор дикорастущих растений, ягод, кедровых орехов.

Народные песни  и фольклор. Знакомство с народными песнями разных лет. Культура коренных народов Сибири.        

Первые города и остроги Кузнецкого края. Миграционное движение русского населения из таежных районов первоначального заселения на юг Сибири. Процесс заселения русскими Сибири похож на движение "встречь Солнцу". Продвижение русских людей из таёжных районов, первоначального заселения, на юг. Уже к началу 19 века русское население сосредоточилось на юге Западной и Восточной Сибири. Знакомство с периодами заселения территории Кузбасса в разные эпохи. Первые остроги и города на территории нашего края.

Первые «шахтёрские» профессии начала прошлого века. Знакомство с первыми профессиями 1900-х. годов: горняк, коногон, лампонос, «табакотряс».

Профессии в моей семье. Мои родные, кто они по профессии?

Подвиг на фронте  и в тылу. Кузбасс и Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны.

Трудовой подвиг наших жителей Кемеровской области.  Знакомство с героями страны, почетными жителями Кемеровской области.

Будущее нашей области и города. Кузбасс и Прокопьевск сегодня, рассуждения о будущем моей «малой» родины. С чего начинается Родина.  Мир вокруг нас.

История музейного дела. Понятие «исторический музей», «исторические экспонаты», экскурсовод». Особенности музейного дела. Правила поведения в музее. Практическая внеурочная деятельность: экскурсия в краеведческий музей. Организация поисковой работы в музее

Исторический музей.

 «Музей – «машина времени»». Где живёт «видимое искусство». Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Российские музеи. Основные социальные функции музеев

Знакомство с разделами экспозиции школьного историко – краеведческого музея: «Русский быт», «История села Монастырского», «Боевой путь стрелковой дивизии №376», «Никто не забыт – ничто не забыто», «В жизни всегда есть место подвигу», «Летопись школьных лет».

Школа – светлая гавань детства. Почему школа называется школой. История, традиции школы, школьный историко – краеведческий музей. Мой класс.

Моя малая родина -  родной городю Основание села Монастырского, затем Прокопьевского.  Русский быт. Торговля и промыслы. Традиции, обряды, праздники. Особо чтимые местные святыни. Трагические события, происходившие в 1918 году. Знаменитые люди. Прокопьевск в годы войны. Прокопьевск в наше время.

Русский быт. Торговля и промыслы. Традиции, обряды, праздники в Прокопьевске. Община, мир. Структура сельских общин, функции миров и их выборных представителей были принесены в Сибирь из Поморья. Более того в Сибирской деревне сложилась определенная иерархия общинных организаций. Сибирская община представляла собой замкнутый мир полноправных граждан «своего» сообщества-старожилов. Но и в сложной общине в каждой деревне было свое самоуправление, делегировавшее представителей в органы всей общины. Духовная культура русских сибиряков. Характеристика основных сфер духовной культуры русских сибиряков: календарные обряды и праздники; досуг и развлечения русских сибиряков; фольклор; народные верования.

Особо чтимые местные святыни Прокопьевска. Знакомство с основными религиозными строениями родного города. Церковь прокопия устюжского и храм Иоанна предтечи.

Обобщение: «Предания старины глубокой»

Трагические события, происходившие в 1918 году.  Путь сибирских большевиков к власти. Социальная опора большевиков. Настроения сибирского крестьянства. Первый Общесибирский съезд Советов, Центросибирь (октябрь 1917 г.). Установление власти большевиков, борьба с областниками в Томске.

Прокопьевский рудник. Этапы пути. Ведущие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм. Стахановское движение. Жизнь и быт рабочих. Использование труда заключенных. Итоги развития промышленности Сибири в годы первых пятилеток. Наш край в годы первых пятилеток.

Боевой путь стрелковой дивизии №376. Формирование дивизии, командный состав. Боевой путь, подвиги прокопчан.

Герои Прокопчане в Великой Отечественной войне. Наша память об участии земляков и родственников в битвах Великой Отечественной войны.

Герои Московской битвы. Организация поисково-исследовательской деятельности, с целью: найти ветеранов – героев Московской битвы. 

Дети блокадного Ленинграда. Организация поисково-исследовательской деятельности, с целью: найти ветеранов – детей героев блокадного Ленинграда.

Герои Сталинградской битвы. Организация поисково-исследовательской деятельности, с целью: найти ветеранов – героев Сталинградской  битвы.

Трудовой подвиг прокопчан. Перестройка экономики Сибири на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий промышленности и культуры из прифронтовой полосы. Вклад военной промышленности и сельского хозяйства Прокопьевска в дело победы. Трудовой героизм прокопчан. Жизнь и быт в годы войны.

Знаменитые люди Прокопьевска. Познакомить с выдающимися людьми нашего города – Б. Волыновым.

Памятники нашего города. Познакомить с памятными местами нашего города, историей возникновения этих мест.

Прокопьевск в наше время. Прокопьевск известный и неизвестный. Летопись школьных лет.

Тематические экскурсии по разделам экспозиции  школьного историко–краеведческого музея. Экскурсия  по разделам экспозиции  школьного историко–краеведческого музея.  «Русский быт»; «Боевой путь стрелковой дивизии № 376»; «Никто не забыт – ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу». Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами общественный организаций.

История музейного дела. Начало коллекционирования древностей. Древняя Греция: святилища, храмы. Исторические предпосылки возникновения музеев.Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 века. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.

Исторические музеи Кемеровской области. Классификация. Городские, районные, поселковые краеведческие музеи. Томская писанина – музей-заповедник. Первый в Сибири музефицированный памятник первобытного наскального искусства  и культуры народов Азии.

Исторические музеи России. Национальные исторические музеи. Исторические музеи России. Виртуальная экскурсия по залам Оружейной палаты.

Практическое занятие. Я – юный экскурсовод.  Творческая работа: подготовить проектную работу об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

Посещение музеев.

Исторические музеи Кемеровской области. История создания. Основание фондов. Содержание экспозиций. Пути пополнения фондов.

Обобщение: «Кузбасс – мой край родной»

Тема 10. Создаём проект

Как организовать сбор материала для проектной работы. Содержание: выбор темы. Методы сбора материала: Опрос. Составление вопросов для опросника. Интервью: способы проведения. Фотографирование (либо использование архивных фотоматериалов). Работа с реликвиями. Аудиоматериалы. Интернет-ресурсы.

Практическая работа. Составление плана работы над проектом

Способы и формы представления проекта.  Содержание: виды проектов. Формы представления (творческий отчет, выставка творческих работ, защита презентации (фото, видео), написание творческой работы (сочинение, стихи).

Практическая работа. Подбор формы представления проекта

Правила оформления исследовательской работы. Содержание: объём материала. Содержание. Требование в оформлению: шрифт, размер. Список источников. Презентация работы.

Практическое занятие: «Я – оратор». Содержание: ораторское искусство. Отработка навыка выступления перед аудиторией. Тренинг. «Я- оратор».

Практическое занятие: «Моя родословная».  Выставка детских работ и защита презентаций по теме «Моя родословная».

Практическое занятие: «Семейные традиции». Выставка детских работ и защита презентаций по теме  «Семейные традиции».

Практическое занятие: «Семейная реликвия». Выставка детских работ и защита презентаций по теме «Семейная реликвия».

Практическое занятие: «Моя семья в истории города». Выставка детских работ и защита презентаций по теме«Моя семья в истории города».

Резерв

Требования к подготовке обучающихся 

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе

Изучение материала

Контроль

Практическая часть

Введение

1

1

Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины

26

25

1

Тема 2. Кузнецкий край в эпоху каменного века

11

10

1

Тема 3. Бронзовый век на территории нашего края

13

12

1

Тема 4. Кузнецкий край в эпоху железа

7

6

1

Тема 5. Кузнецкий край в средние века

5

4

1

Тема 6. Открытие Сибири

6

5

1

Тема 7. Землепроходцы

20

19

1

Тема 8.  Природа Кузнецкого края

18

17

1

Тема 9.  Кузбасс – мой край родной

52

51

1

Тема 10. Создаём проект

10

3

7

Итого

169

152

Резерв

2

2

Итого

170

I четверть

35

32

3

II четверть

65

62

3

III четверть

35

32

3

IV четверть

35

28

7

Учебно-тематическое планирование


№ урока


Название темы урока


Виды контроля

Примеча

ния

Коррекция

Введение. Что такое краеведение

Входной контроль

Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины.

Вспомогательные исторические дисциплины

Беседа

Вспомогательные исторические дисциплины. Археология и археологи.

Тестовый опрос

Вспомогательные исторические дисциплины. Археология

Фронтальный опрос

Вспомогательные исторические дисциплины. Лингвистика. Фольклористика.

Понятийный опрос

Практическое занятие: о чем нам говорит исторический источник.

Тестовый опрос

Вспомогательные исторические дисциплины. Геральдика.

Тест

Практическое занятие.

Как составить герб.

Беседа

Путешествие по «ленте времени». Тайны летоисчисления.

Беседа

Загадки древних календарей

Тест

Решение исторических задач.

Мини-проекты

Составление и решение исторических задач.

Беседа

Вспомогательные исторические дисциплины. Картография и история.

Беседа

Читаем историческую карту.

Мини-проекты

Практическое занятие. Правила работы в контурной карте.

Самостоятельная работа

Вспомогательные исторические дисциплины. Генеалогия.

Тестовый опрос

Генеалогия семьи. Практическое занятие

Мини-проекты

Вспомогательные исторические дисциплины.

Историческая ономастика.

Понятийный опрос

Вспомогательные исторические дисциплины.

 Фалеристика. Униформология.

Тестовый опрос

Вспомогательные исторические дисциплины. Нумизматика.

Беседа

Вспомогательные исторические дисциплины. Историческая метрология.

Понятийный опрос

Архивоведение.

Беседа

Работа с книгами учета и хранения материалов

Беседа

Работа с экспозиционным материалом

Беседа

Работа с различными библиографическими источниками

Тест

Экскурсия в архив

Беседа

Обобщение: «Вспомогательные исторические дисциплины».

Тестовый опрос

Тема 2. Кузнецкий край в эпоху каменного века

Происхождение человека.

Мини-проекты

Древнейшие люди на территории нашего края

Беседа

Постепенное расселение людей в Кузнецком крае

Мини-проекты

Занятия и образ жизни древнейших людей

Мини-проекты

Религия и искусство  

Беседа

Палеолитические памятники Кемеровской области

Беседа

Люди эпохи неолита в нашем крае

Мини-проекты

Занятия и образ жизни людей эпохи неолита

Тест

Религия и искусство  людей эпохи неолита

Беседа

Неолитические памятники Кемеровской области

Беседа

Обобщение: «Кузнецкий край в эпоху каменного века»

Самостоятельная работа

Тема 3. Бронзовый век на территории нашего края

Начало эпохи металла

Беседа

Занятия и образ жизни людей эпохи металла

Тест

Религия и искусство  людей эпохи металла

Мини-проекты

Памятники бронзового века на территории Кемеровской области

Тестовый опрос

Андроновские племена в нашем крае

Мини-проекты

Занятия и образ жизни андроновских племен

Мини-проекты

Религия и искусство  андроновских племен

Беседа

Памятники андроновской культуры

Беседа

Племена ирменской культуры на территории области

Мини-проекты

Занятия и образ жизни ирменских племен

Беседа

Религия и искусство  ирменских племен

Беседа

Памятники ирменской культуры

Беседа

Обобщение: «Бронзовый век на территории нашего края»

Самостоятельная работа

Тема 4. Кузнецкий край в эпоху железа

Беседа

Ранний железный век

Беседа

Памятники раннего железного века

Тест

Тагарцы в нашем крае

Мини-проекты

Хунну и народы Южной Сибири

Тест

Население нашего края в начале новой эры

Мини-проекты

Культура и быт народов нашего края в начале новой эры

Понятийный опрос

Обобщение: «Кузнецкий край в эпоху железа»

Тест

Тема 5. Кузнецкий край в средние века

Государство централизованных кочевников

Мини-проекты

Монголы и народы Южной Сибири

Тест

Коренное население нашего края в конце 16 века

Беседа

Повторение:  Кузнецкий край от первобытности до средних веков

Тестовый опрос

Тема 6. Открытие Сибири

Термин Сибирь. Первые сведения о Сибири

Беседа

Югра.

Тест

Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь

Мини-проекты

Освоение Поморья в ХVI в. и предпринимательская деятельность Строгановых

Тестовый опрос

Поход Ермака в Сибирь.

Мини-проекты

Обобщение: «Открытие Сибири»

Мини-проекты

Тема 7. Землепроходцы 

Присоединение Западной Сибири

Тест

Сибирское ханство после похода Ермака

Мини-проекты

Первые землепроходцы

Беседа

Семен Дежнев – первооткрыватель Северной Азии

Тестовый опрос

Переход русских на Енисей. Основание Томска

Беседа

Ерофей Хабаров исследователь Амура.

Беседа

Василий Поярков: открытие северного побережья Сахалина

Понятийный опрос

Семен Дежнёв. Открытие пролива  между Азией и Америкой.

Мини-проекты

Символика герба Сибири и её значение

Мини-проекты

Пушной промысел в Сибири

Мини-проекты

Сибирские воеводы и служилые люди, их обязанности

Фронтальный опрос

Освоение бассейна Енисея

Беседа

Присоединение Восточной Сибири

Тест

Преграды русской колонизации в Приамурье со стороны Финской династии Китая

Фронтальный опрос

Нерчинский договор

Тест

Землепроходцы в нашем крае

Тест

Основание Кузнецкого острога

Беседа

Основание Томского железоделательного завода

Беседа

Сохранившиеся памятники русской оборонной архитектуры XVII в. в нашем крае

Понятийный опрос

Обобщение: «Землепроходцы»

Беседа

Тема 8.  Природа Кузнецкого края

Осенние обряды земли Кузнецкой.

Беседа

Природа родной земли и человек

Тест

Город и природа

Мини-проекты

Что за дерево такое?

Тест

Растения и мы

Мини-проекты

Домашняя «мохнатая азбука».

Мини-проекты

Мой домашний милый друг

Беседа

Особенности поверхности родного края

Тест

Чем богаты наши недра?  

Мини-проекты

«Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

Тест

Человек – хозяин природы?

Тест

Обобщение: «Спасём и сохраним! Охрана природы».

Беседа

Человек и времена года Кузбасса.

Беседа

Весенние обряды земли Кузнецкой

Тест

Летние обряды земли Кузнецкой

Мини-проекты

Краски земли Кузнецкой.

Тест

Зимние обряды земли Кузнецкой.

Мини-проекты

Обобщение: «Природа Кузнецкого края»

Мини-проекты

Тема 9.  Кузбасс – мой край родной

Коренные народы, населяющие Кузбасс

Тест

Традиции и обычаи коренных народов

Мини-проекты

Верования коренных народов нашего края

Беседа

Жилище и быт коренных народов кузнецкого края

Беседа

Народные песни  и фольклор

Беседа

Первые города и остроги Кузнецкого края

Беседа

Первые «шахтёрские» профессии начала прошлого века.

Понятийный опрос

Профессии в моей семье

Мини-проекты

Подвиг на фронте  и в тылу

Трудовой подвиг наших жителей Кемеровской области

Понятийный опрос

Будущее нашей области и города.

Мини-проекты

С чего начинается Родина.

Мини-проекты

Мир вокруг нас.

Беседа

История музейного дела

Мини-проекты

Организация поисковой работы в музее

Беседа

Музей – «машина времени

Тест

Где живёт «видимое искусство

Беседа

Роль музея в жизни человека

Беседа

Основные социальные функции музеев

Беседа

Знакомство с разделами экспозиции школьного историко – краеведческого музея

Понятийный опрос

Школа – светлая гавань детства.

Беседа

Почему школа называется школой.

Мини-проекты

История, традиции школы, школьный историко – краеведческий музей. Мой класс.

Мини-проекты

Моя малая родина -  родной город

Тест

Основание села Монастырского, затем Прокопьевского

Самостоятельная работа

Русский быт. Торговля и промыслы. Традиции, обряды, праздники в Прокопьевске

Фронтальный опрос

Особо чтимые местные святыни Прокопьевска

Тест

Обобщение: «Предания старины глубокой»

Тест

Трагические события, происходившие в 1918 году.  

Беседа

Прокопьевский рудник. Этапы пути

Беседа

Боевой путь стрелковой дивизии №376

Тест

Герои Прокопчане в Великой Отечественной войне

Мини-проекты

Герои Московской битвы

Мини-проекты

Дети блокадного Ленинграда

Мини-проекты

Герои Сталинградской битвы

Мини-проекты

Трудовой подвиг прокопчан

Беседа

Знаменитые люди Прокопьевска

беседа

Памятники нашего города.

Мини-проекты

Прокопьевск в наше время

Тест

Прокопьевск известный и неизвестный

Тест

Летопись школьных лет

Беседа

Тематические экскурсии по разделам экспозиции  школьного историко–краеведческого музея

Экскурсии 

Экскурсия  по разделам экспозиции  школьного историко–краеведческого музея

Экскурсии 

Исторические музеи Кемеровской области

Мини-проекты

Исторические музеи Кемеровской области

Тест

Томская писанина – музей-заповедник.

Мини-проекты

Исторические музеи России

Мини-проекты

Виртуальная экскурсия по залам Оружейной палаты.

Самостоятельная работа

Практическое занятие. Я – юный экскурсовод.  

Мини-проекты

Посещение музеев.

Мини-проекты

Исторические музеи Кемеровской области

Экскурсии

Обобщение: «Кузбасс – мой край родной»

Тест

Тема 10. Создаём проект

Беседа

Как организовать сбор материала для проектной работы.

Беседа

Практическая работа. Составление плана работы над проектом

Понятийный опрос

Способы и формы представления проекта

Беседа

Практическая работа. Подбор формы представления проекта

Мини-проекты

Правила оформления исследовательской работы

Мини-проекты

Практическое занятие: «Я – оратор»

Мини-проекты

Практическое занятие: «Моя родословная»

Мини-проекты

Практическое занятие: «Семейные традиции»

Мини-проекты

Практическое занятие: «Семейная реликвия»

Мини-проекты

Практическое занятие: «Моя семья в истории города».

Мини-проекты

Резерв

Резерв

Материально-техническое обеспечение


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения


Количество


Примечания

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Сборник нормативных документов.История./Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа.

Программы общеобраз-ных учреждений.История.Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение. 

История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006. История Кузбасса: уч. пособие для уч-ся ср. школ, ср.спец. уч. заведений и студентов вузов / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», «Скиф», 2004. – 352 с.

Шемелев В.И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права / предисл. Кушниковой М., Сергиенко В., Тогулева В. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998

Рабочие тетради, соответствуют используемым комплектам учебников

Ивашко,М И. История в таблицах и схемах. – М.: Материк – Альфа,2011. Кузьменко,А.Ф. Тематические схемы по истории России ХХ век. – М.: Владос,2010. Ашурков В.Н., Кацаба Л.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М, 1980. Андреев Н. Очерки по источниковедению Сибири. – Новосибирск, 1960. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М, 1987.  Методические рекомендации по активизации краевого смотра школьных музеев. – Красноярск, СЮтур, 1983. Методические рекомендации: «Состав и описание музейного фонда». – Красноярск, СЮтур, 1988. Сделай музей своими руками: методические рекомендации. – Л, 1990. Александров В.А. Русское население Сибири – начала в. /Енисейский край/. – М., 1964.

Быконя Г.Ф. История Приенисейского края: XVII - первая половина XIX века. – Красноярск, 1997. Борисенко Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. – М., 1988.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.,1993. Лысенко Ю.Ф. География Красноярского края. – Красноярск, 1997. Русские старожилы Сибири. – М., 1973. Смирнов В.А. Исторический очерк Приенисейского края. Ч. 1-2. – Красноярск, 1926-1928.

Щапов А.П. Собрание сочинений. Дополнительный том. – Иркутск, 1937. Этнография русского крестьянства Сибири XVII - сер. XIX в. – М., 1981. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. – СПб., 1892.

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960. Зуев А.С. Сибирь. Вехи истории (ХVI - ХIХ вв.) Учебное пособие. Новосибирск,1998. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008


1


1

1


1

1

1

1

1

1


1

К

1

1

1

1

1


1


1


1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1


1

1

1

2.

Печатные пособия

55 лет Кемеровской области. Материалы научно-практической конференции Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.

Актуальные проблемы аграрной истории Кузбасса XVIII–XX веков: материалы круглого стола «Крестьянство Кузбасса: Трудные дороги выживания»/отв. ред. А.Б.Коновалов. –Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.

Андреев В.П. Рост городов Кузбасса в 1930-е гг. и вопросы становления городского образа жизни//Проблемы истории Кузбасса: Материалы нпк.- Прокопьевск. 2002. С.16-19.

Бедин В. Кузнецкстрой в архивных документах /В.Бедин, М. Кушникова, В. Тогулев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 544 с. .

Город Кемерово в годы Великой Отечественной войны. Материалы научно-практической конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.

Зинякова В.М. Общественно-политическая обстановка в Кузбассе в годы I мировой войны / Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII – начале XX в. – Кемерово, 1997, с. 44-56.

Из истории Кузбасса / Кемеровский обл. краеведческий музей; отв. ред. З. Г. Карпенко. – Кемерово: Кн. изд-во, 1964.

Историческая энциклопедия Кузбасса. Т. 1. – Кемерово, 1996.

Кацюба Д. В. История Кузбасса: краеведческое пособие для учащихся 7-10 классов. 4-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1983. – 192 с

Конюхов И. С. Кузнецкая летопись / под ред. Ю. В. Ширина. – Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1995. – 184 с.

Кузнецкая старина: [межмузейный сборник]. Вып. 1: История и памятники Южной Сибири и Кузнецкого края / отв. редактор Д.Я. Резун. - Новокузнецк, 1993.

Сибирь в период гражданской войны: Учебное пособие./ сост. С.П. Звягин. - Кемерово, 1995.

Тулеев А.Г. Кузбасс, Сибирь, Россия... (Губернаторская пятилетка, 1997-2002 годы). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Усков И.Ю. Кемерово. Формирование территории и населения областного центра. – Кемерово, 2001.

Шуранов Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Кемерово, 2000.

1


1

1

1


1



1


1


1



1



1



1


1



1


1


1

1

3.

информационно-коммуникативные средства

Презентации, фильмы по истории России и всеобщей истории на DVD

Фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий,  фотографии,  анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. на CD ROM

1

1

1

1

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды в цифровом (компьютерном) виде

5.

Технические средства обучения

5.1

Мультимедийный компьютер

1

5.5

Мультимедиапроектор

1

5.6

Средства телекоммуникации

1