Нетрадиционные формы изучения истории

Иванова Светлана Геннадиевна

      Я по своей природе консерватор. Классическая форма проведения урока устраивает не только меня, но и многих моих коллег. А ведь урок направлен на ученика. Все, что связано со мной – школа, в которой я работаю, предмет, который я веду, кабинет, в котором работаю – все мое. И когда кто-то о моей собственности плохо говорит, меня это сильно задевает. И, поэтому, когда я, однажды услышала от одной ученицы при опросе домашнего задания, что она материал не знает, так как тогда не жила, мне стало очень обидно за свой предмет. Сейчас много внимания уделяется понятию «интерес на уроке». Ученики совсем не такие как раньше. Про нас тоже наши учителя говорили, что мы не такие. И наши родители были в ужасе от сложной программы. В этом плане все повторяется. Но мы детей учим совсем в другое время, они владеют такими техническими средствами, о которых мы и не мечтали. Поэтому даже в классической форме урока, желательны какие – то новые вставки. А может хорошо забытые старые, но которые нам лень бывает использовать, так как они требуют дополнительной подготовки.

     Не так давно у меня была практикантка. Для ее зачетного урока в 10 классе, я ей посоветовала использовать проведение опроса в форме игры. Мы думаем, что 10 – 11 классы, это уже взрослые люди, которым ближе конференции, лекционные уроки. А ведь они еще дети, которым свойственно играть. Да и какой взрослый не любит играть. Сколько сейчас идет игровых шоу на телевидении для взрослых. Интересно проведенная игра всегда идет «на ура». Практикантка была признательна мне за совет. За урок она получила «отлично». А всего - то использовала полоски бумаги различного цвета, которые раздавала за ответы. Каждый цвет имел свое значение. Красный – полный ответ. Зеленый – дополнение к ответу. Желтый – использование дополнительного материала. Цвета могут быть разные, сопоставление с оценкой может быть какое – то свое. В конце урока подсчитываются полученные полоски и в соответствии с их значимостью выставляются отметки.

     Многие музеи города и области работают на уроки истории. Конечно, часто в музеях проводить уроки мы не можем. Но для поднятия интереса к предмету забывать про них не надо. Причем, если говорить не только о познавательной части урока, но и о привлекательной, то в музее надо заказывать экскурсию – игру. Так, хорошо изучать 20 век в музее Политической истории города. Музей Анны Ахматовой проводит много интересных игровых занятий. И притягательное в этих музеях то, что экспонаты можно подержать в руках.

     А в моей школе 3 музея. Работают экскурсоводами в них сами учащиеся. Я стараюсь к музейной работе привлекать ребят с низкими способностями, с низкой мотивацией к учебе. Доказываю таким ученикам, что они могут провести экскурсию, пусть она будет длиться всего 2- 3 минуты. Поднимаю их значимость в глазах класса, после проведения экскурсии для своего коллектива. Можно и не быть экскурсоводом, а заняться любой другой музейной деятельностью. Но ученик будет вовлечен в предмет. Изменится мотивация к уроку, повысится качество обучения.

     Если в школе нет музея, можно организовать выставку по теме урока. Для 9, 11 класса при изучении 21 века дать возможность ученикам самим провести урок, рассказывая и показывая технические новшества и изобретения.

     Детскую увлеченность компьютером надо тоже использовать на себя. Сделанных презентаций к урокам не много. Пусть дерзают. Можно заранее распределить между учащимися темы для презентаций и устроить конкурс на лучшую работу.  

     Компьютерные игры на уроке не используешь, но пользу они тоже приносят. Дети играют в викингов, рыцарей, берут различные крепости, узнают, как называлось тогда оружие. Есть игры и с событиями Великой Отечественной войны. Меня ученики все время вовлекают в какие – нибудь игры. И мы на переменах находим «общий язык», что тоже сопутствует совсем другому настрою на урок.

     Как приятно бывает услышать восхищение ученика, что он знает Артура, рыцаря Круглого стола. Только вчера в игре сидел с ним за одним столом, принимал решение с кем вступить в бой.

     Учителю остается правильно направлять ученика по компьютерным играм. А может это ученик нас отправит в своеобразное путешествие по прошлому?

     Конечно, большая мечта – иметь во время урока на каждой парте компьютер. Можно и опрос провести быстро, сразу выставляя отметку. И совершить путешествие в любой город, отправиться на бал, использовать в военных действиях соответствующее времени оружие.

     Обучение должно быть направлено на ученика. Учитель не должен забывать, что ученик – это ребенок. Будь ему 10 лет или 15. Если ученику понравится предмет, то он возьмет в руки и книгу, и учебник.

     Давайте дерзать. Используя классическую форму обучения, делать уроки более доступными нынешнему поколению.